МКОУ»Катарбейская СОШ»
Социально - значимый проект (групповой)
«Покормите птиц зимой»
Руководитель: Якушева Жанна Валерьевна
2025г.
ЭТАПЫ:
1. Родительское собрание
2.Классный час
3.Проект (групповой) «Покормите птиц зимой»
4. Фото
Родительское собрание
« МКОУ Катарбейская СОШ» Иркутская область
Учитель: Якушева Жанна Валерьевна
Количество родителей-2
Цель: Привлечь родителей помочь
своим детям сделать кормушки в домашних условиях
Задачи:
• в необычной, яркой форме привлечь к познанию родной природы, традиций народа, его истории;
• дать знания о периодических явлениях в природе и в жизни птиц;
• наладить подготовку к подкормке птиц;
• развивать наблюдательность и внимание (определение дат прилета, отлета птиц, других явлений природы);
• развивать гуманное отношение к птицам, развивать мотивацию и интерес к охране птиц;
• развивать умения и навыки, необходимые при подготовке праздников по русскому народному календарю (например, изготовление кормушек, заготовка
Продолжаются осенние перелёты птиц, улетают гуси, утки да чайки. А к нам летят красногрудые снегири, красивые свиристели, суетливые синицы и щеглы. Немало птиц останется которым потребуется наша помощь .Еще с древнейших времен человек понимал значение птиц в сохранении своего урожая. Мы живем в деревенской среде, где пашут поля, сеют зерно, убирают его, сушат, веют, молят. И рядом здесь же птички, собирают опавшие зернышки.Все птички там: воробьи, вороны, сороки, синички. Асиничек очень много- стаи!
И давних времен день 12 ноября, когда устанавливался твердый санный путь, по русскому календарю называется днем «Зиновия-синичника».
Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица» Раньше в старину на нее гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невеличка птичка синичка, а свой праздник знает».
По приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы - синицы, щеглы, снегири, чечётки, свиристели и другие птицы, которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. Конечно, главный герой- синица
Эта небольшая пичужка уничтожает громадное количество вредителей. Крестьяне надеялись, что прикормленные зимой синички могут и на лето остаться в садах, став их надежными защитниками от вредителей.
- А теперь, Вы, уважаемые родители, расскажите нам какие приметы про синичек вы знаете?( родителям заранее раздала карточки с приметами)
1)Залетела синица в дом, ждите добрых новостей.
2)Если птица заглянула в комнату на несколько минут и вылетела, то в ближайшее время в доме ожидается праздник или веселье. И т.д.
С 2002 года проводится Всероссийская эколого-культурная акция «Покормите птиц», которая ежегодно стартует также 12 ноября и продолжается до начала апреля. Целью этой акции является помощь птицам в трудный для них период года, которая включает в себя установку кормушек и ежедневную подкормку.
Организовать подкормку птиц зимой можно практически везде - в садах, скверах, парках, во дворе, около окна. Начинать её следует с октября - ноября, когда надвигаются первые холода.
Проводится беседа с родителями, смогут ли они помочь нам в изготовлении кормушек. Родителям выдала инструкции по изготовлению кормушек.
Памятка № 1
Кормушка делается элементарно - справятся даже малыши!
Если коротко сформулировать, то эко-кормушка должна быть такой, чтобы пойти в лес или парк и оставить ее там. И не заботиться о том, кто ее будет убирать и утилизировать. При этом продукты разложения кормушки не должны нанести вред природе. Например, птицы могут запутаться, если использовать проволоку, скотч, синтетические веревки или нитки.
Ведь прекрасно, что люди приходят покормить птиц. Но после них на ветках остаются висеть пустые бутылки, банки, пластиковые коробки.
Это сначала они были кормушками. Но очень скоро такие кормушки превращаются просто в мусор.
А такая кормушка через некоторое время исчезнет в природе сама собой! Ведь она из апельсиновой кожуры.
Заодно и кожура вторично послужит! Она птицам совершенно безвредна.
Памятка № 2
Следующая экологическая кормушка просто из картонки.
Веревочки используются тоже картонные. Во-первых, они полностью сгнивают.
Во-вторых, нет риска, что птицы в них запутаются лапками.⠀
А после того, как птицы съедят корм, и кормушка станет ненужной, она через недолгое время утилизируется сама собой. Без всякого ущерба для природы. Картонка и веревочка размокнут и их "съедят" бактерии и грибы. Никакого мусора в лесу или парке не останется!
Для такой кормушки в качестве наполнения используют сливочное масло, семечки и раздробленные орехи.
В сильные холода птицам просто жизненно необходима такая калорийная подкормка! Особенно мелким. Из 10 синиц до весны доживают только 2
Но если хотите сделать такую кормушку более дешевой, то используйте вместо масла растопленный животный жир.
Еще как скрепляющую основу в такого типа кормушках можно использовать желатин. Или вообще не заморачиваться с растопкой масла/жира и сразу кормить птиц кусочками сала, только несоленого.
Памятка №3
Это вариант простой и экологичной кормушки под кодовым названием "шашлычки"
Вы, наверное, уже запомнили правила для того, чтобы самодельная кормушка получилась экологичной:
1. Кормушка должна быть сделана из экологичных материалов.
2. Конструкция должна быть безопасной для птиц и других животных.
3. После окончания срока службы кормушка должна утилизироваться сама собой и не требовать отдельной уборки, демонтажа и прочего вмешательства.
Памятка № 4
Следующая кормушка тоже универсальная, потому что на кормушку можно вешать везде.
Уважаемые родители, отгадайте, пожалуйста, загадки и вы поймете о чем будет дальше наш разговор и поучаствуйте в небольших играх.
Загадка: (из чего мы будем мастерить)
На кедровой ветке птенчики сидят
Мальчиков и девочек орешками манят (шишки).
Кормушка – шишка. К шишке привязать шнурок так, чтобы потом можно было свободно повесить её на дерево. Затем шишку тщательно ( особенно в труднодоступных местах) намазать клейстером и со всех сторон обсыпать или обвалять зерном – оно должно приклеиться. Когда шишка высохнет, повесить ее на дерево. Вот какая «вкусная» шишка получается!
- А теперь я предлагаю приступить к изготовлению своих кормушек, а для начала выполним с вами пальчиковую гимнастику
Зимние птицы
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и
разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают
одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и
разгибают пальцы, перечисляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в
щепотку пальцами имитируем движения)
- Предлагаю Вам приступить к работе.
Деревья, цветы и ПТИЦЫ не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они – на планете мы останемся одни.
О братьях наших меньших мы заботились, трудились
Такие замечательные КОРМУШКИ получились!
Рефлексия
Предлагаю вам высказаться:
Самым интересным оказалось…
Вы научились…
Открыли в себе…
Открыли в других...
Спасибо за участие!!!
Рефлексия
Предлагаю вам высказаться:
Самым интересным оказалось…
Вы научились…
Открыли в себе…
Открыли в других...
Спасибо за участие!!!
Классный час на тему "Покормите птиц зимой!" (2,3 классы)
МКОУ « Катарбейская СОШ»
Учитель начальных классов: Якушева Жанна Валерьевна
(малокомплектная школа)
Цели:
-расширить знания детей о птицах.
-вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, научить проявлять заботу к ним.
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
3. обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Воспитательные:
Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.
Развивающие:
-развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
-развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Оборудование: , презентация, фонограмма с голосами птиц, раздаточный материал для групп, маски птиц)
- кроссворды о птицах,
- памятки "Как устроить кормушку",
- карточки с названиями "угощений" для птиц.
Ход классного часа:
1.Вступительная часть.
Учитель: Ребята, тема нашего занятия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
Птицы везде - над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
(Детям предлагается закрыть глаза. Звучит запись голосов птиц).
Учитель: Что вы, ребята, представили себе?
- С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи и улетают в тёплые края, где они зимуют до следующего года. У многих птиц здесь остаются их гнёзда и к ним они вернутся весной. Ребята, как называются такие птицы? (перелётные). Назовите перелётных птиц.
К. Кулиев «Не разоряйте птичьего гнезда».
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора-
Оно высокое и вековое,
Даёт нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живёт без дома.
- Есть птицы, которые прилетают к нам с наступлением холодов. Как называются эти птицы? (зимующие). Назовите их.
- Но есть ещё одна группа птиц, которая никуда не улетает, ни с наступлением холодов, ни с наступлением тепла. Они круглый год живут на одном месте. Кто знает, как называются такие птицы? (осёдлые). Назовите их.
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты). Зимой птицам не до песен.
- На уроке мы будем говорить о тех птицах, которым трудно приходится зимой. О птицах, которым мы можем помочь.
Учитель: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут. Поэтому мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм (повесить кормушку).( все зернышки уже подготовили)
2.Основная часть.
Учитель: - Ребята, а вы знаете, как появилась кормушка? (Рассказ легенды).
Трудно сказать, когда появилась первая кормушка (ящик, куда люди кладут корм для птиц), но есть интересная история – легенда, о том, почему люди сделали традицией вывешивать кормушки.
Давным – давно …жил в селе человек по имени Сашко. Занимался он земледелием: пахал землю, сеял зерно, собирал урожай, молол муку и выпекал душистый хлеб. Сашко достаточно преуспел в этом деле и прославился во всех соседних деревнях и сёлах. Со всей округи съезжались к нему люди за мягким хлебом. Но случилось у него однажды большое несчастье… Стояла в то время большая засуха. Пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в селе пожар, и погорели все деревянные постройки. А у Сашка на земле сгорела почти вся пшеница, ноне много ему всё же удалось спасти. И набралось у него зерна всего мешок. Прошла осень и наступила зима. Зима была морозной, лютой; такой, какой ещё никогда не бывало. Надел Сашко тулуп и вышел во двор поглядеть, что там делается. Видит: кругом всё снегом занесено, а на белых от снега деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.
Жалко ему стало бедных птиц. Пошёл он соорудил для них деревянные приспособления и насыпал в них зерна. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать, да насыщаться. А когда птица не голодна, ей и тепло и не замёрзнет она. С этого дня стал Сашко каждый день в кормушки зерно сыпать, хоть и сам он обеднел, ведь всё своё зерно он отдавал птицам. Так и прошла зима, и в последний её день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил.
Сидит, пригорюнился, думает «Теперь и есть нечего, и сеять нечего на землю»
Вот пришла пора сеять урожай. Сидит Сашко в доме и слышит шум, гам. Вышел во двор – глядит, а над его землёй стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и воробьи, и синицы, и каждая делом занята – бросает зёрнышко в землю, улетает куда – то и обратно прилетает с зерном и так много-много раз. Смотрят все жители, удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-нибудь огород засаживали. И пошла молва по миру об этой истории. И стали люди во всём мире как Сашко сооружать кормушки для птиц зимой и заботится о них. А птицы взамен, на людскую доброту, помогают людям, уничтожая вредителей лесов, огородов, садов, сохраняя тем самым урожай. И стало это традицией, и передавалось из поколения в поколение. И превратили люди вывешивание кормушек в настоящий праздник, ритуал с песнями, конкурсами на лучшую кормушку. И дошла эта традиция до наших дней. 12 ноября - по народному календарю, отмечают праздник «Зиновий синичник». Именно в этот день люди собираются в садах, парках и вывешивают первые кормушки. Теперь, с этого момента, стартует международная акция «Покормите птиц зимой!» Длится она до весны. В этот период любой желающий, в любой точке мира, любого возраста, любой национальности может принять участие: самому сделать кормушку и ежедневно наполнять её кормом.
Учитель: - Смотрите, а вот и первая птица прилетела к нашей кормушке. Узнайте её, отгадав загадку:
Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это: (снегири).Картинки птиц.
Далее( дети в масках птичек , рассказывают о птичках)
Ученик 1
Снегирь получил своё название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живёт всю зиму, а весной отправляется на север. Снегирь родственник воробью, только имеет ярко-красную грудь, этим и отличается от воробья. Эти птицы летом и осенью живут в северных хвойных лесах, а с первым снегом прилетают к нам. Прилетали снегири стайками по 5-7 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидят они на ветках или прямо на снегу. Снегирь – доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. На кормушку снегири садятся редко. Своим толстеньким клювом они неплохо добывают себе корм прямо с деревьев. Снегирь питается почками, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Поэтому снег под деревьями часто окрашен соком ягод. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы ни были голодны, всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда: " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.
Учитель: -А вот ещё одна птица прилетела к нашей кормушке, отгадайте и её:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарика. (Синица).
Ученик 2
Синица. На рябину часто прилетала стайка подвижных и ловких птиц. Из-за сине - голубой окраски перьев этой птице дали название – синица. На зиму они не улетают в тёплые страны, но в поисках пищи перелетают с места на место. Там где корма много синицы задерживаются. По наблюдениям, что если их хорошо подкармливать, то можно удержать в своём саду. Синицы очень прожорливы. Они съедают за сутки столько пищи, сколько весят сами. На зиму некоторые из них заготавливают корм про запас. Они прячут насекомых и семена в трещины коры, щели между хвоинками. Некоторые синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Не отказываются и от домашней пищи. Особенно любят несолёное сало, творог, масло. И всё-таки много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживает всего 1-2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.
- Кто ещё прилетает на кормушку?
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей). (Слайд).
Н. Рубцов «Воробей».
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Ученик 3
Воробей-С этими птицами мы знакомы давно. Мы их видели везде, и зимой и летом. Они не улетают в тёплые края с приходом зимы. Воробей самая распространённая и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит своё потомство. Каждый раз в гнезде по 5-6 птенцов. Выкармливают воробьи своих птенцов только насекомыми. А аппетит у воробья отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Но голод и холод заставляет их держаться поближе к жилью человека. Воробьи по нашим наблюдениям совсем не прихотливые птички. Они едят всё подряд, что есть на кормушке. Собирают упавшие крошки на снегу и земле, проверяют кормушки у домашних животных. Своих птенцов они выкармливают насекомыми. Это смелые, весёлые, умные птички. Они скачут по улице, не обращая внимания на людей и машины. Но злейшим врагом воробьёв считается кошка, из лап которой трудно вырваться. По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло).
- А кто знает, почему его зовут?
- Целые воробьиные стаи собираются на токах, где лежит собранный урожай зерна. А воробьи его воруют. «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя не прошенных гостей. Отсюда и название – воробей.
-А вот новый гость. Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой.
Клёст.
Удивительная птичка – клюв крестом,
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо – пуховый домик,
И зимою в нём тепло.
Только б были шишки –
Вырастут малышки.
Ученик 4
Клёст -Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы. А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.
Вот новость: у клестов
Появилось пять птенцов!
А метель метет, метет,
А отец себе поёт:
Что нам холод, что нам снег,
Что деньки студеные.
Ребятишки у меня
Очень закаленные!
- Клестов ещё называют " северными попугайчиками". Они искусно лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для клестов зима тоже трудное время года. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а зимой их много.
Учитель: -А это что за птица?
Он в своей лесной палате
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче. (Дятел). (Слайд).
Учитель: - К нашей кормушке прилетели разные дятлы и каждый расскажет о себе.
Ученик 1:
«Я самый крупный дятел и обитаю в основном в хвойных лесах. Встречаюсь нечасто, но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать мой громкий крик –кли-кли-кли, который издаю на лету. А сейчас усядусь на дерево и приступлю к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите не только большую чёрную птицу, но и светлый клюв и красную шапочку на голове, то это я – чёрный дятел «желна».
Ученик 2:
«А я встречаюсь в лесах смешанных и лиственных, в садах и парках. Ловко обследую щели на коре деревьев, долблю кору – достаю много личинок, жуков. Причём обычно не стволы обыскиваю, а более тонкие ветви: мне маленькому так удобнее. Быстрый ловкий, то и дело перелетаю с одного дерева на другое, так что не просто за мной наблюдать. Я большой пёстрый дятел, чуть больше скворца. Меня называют «доктором леса». Своим крепким клювом я долблю кору дерева, достаю личинки и жуков. Делаю много дупл для себя и других птиц».
Учитель: - Чаще всего в наших лесах встречается большой пестрый дятел, или дятел обыкновенный. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своем гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.
Учитель: - Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона). Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – черный, а ворона – серая. (Слайд).
Учитель: -Познакомьтесь с ещё одной зимующей птицей.(слайд)
Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица…(Поползень)
Настоящий акробат –
Чистит все стволы подряд.
Учитель: - Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить, дорог каждый час.
- А мы как можем помочь птицам? (Кормушки повесить на дерево и каждый день кормить птиц)
Подкормка птиц
Зима
– трудное время года для пернатых. Холод заставил спрятаться всех насекомых,
лишь некоторые деревья сохранили плоды, да на крупных сорняках торчащих из-под
снега, можно найти семена.
Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период,
устраивая подкормочные площадки и кормушки. Но ко всему надо подходить со
знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко навредить.
В первую очередь нужно понимать, что птиц нельзя кормить, можно лишь
подкармливать.
При
кормлении птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при
подкормке – лишь его часть и вынуждены остальное находить в природе. В природе
рацион птиц очень разнообразен. Перемещаясь по лесу, стайки птиц проверяют
трещины коры в поисках зимующих насекомых, их личинок и куколок, подбирают
семена различных растений, а на кормушке поедают исключительно семечки и сало.
И при постоянно полной кормушке птицы попросту перестают искать другую пищу.
Однообразный рацион, да ещё богатый жирами, приводит к заболеванию печени.
Вместо пользы мы наносим птицам непоправимый вред.
Лучше приучить себя и птиц к определённому режиму, наполняя кормушки один-два
раза в сутки в одно и то же время.
Некоторые
продукты для птиц вредны, а зачастую и смертельно опасны. В первую очередь это
всё жареное и солёное. При поедании солёной пищи соль быстро накапливается в
переизбытке в организме птиц и происходит отравление организма. При жарке жиры
меняют свою структуру и наносят сильный вред печени. Также нельзя использовать
испорченную пищу, прогорклое зерно, заплесневелые, затхлые продукты. Они
содержат сильные токсины. Даже если отравление и не приведёт к быстрой смерти
птицы, оно ослабит организм, птица заболеет и в конце концов погибнет.
Нельзя давать птицам и пшено. В отличие от проса пшено лишено оболочки, что
приводит к окислению жиров на его поверхности, появлению токсических веществ,
болезнетворных организмов. Опасен для птиц и чёрный хлеб. Крахмал ржи плохо
усваивается организмом птицы.
Чего нельзя давать птицам ни в коем случае?
Жареные и солёные семечки, солёное сало, пшено, чёрный хлеб и испорченные продукты с неприятным запахом или наличием плесени.
Птиц нельзя кормить солеными орешками, чипсами, кокосовой стружкой, и лучше не кормить салом или кусочками жира. В природе такой пищи нет, для птиц она вредна!
Чем же тогда их можно подкармливать?
Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, различными жирами - маргарином, маслом и т. п. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черного ржаного давать нельзя). Лучше использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби.
3. Рефлексия.
- Сегодня мы встретились у нашей кормушки с разными птицами и много узнали о зимующих.
А. Яшин «Подкормите птиц зимой».
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: -Ребята, о чем мы говорили на классном часе?
- Что нового узнали? Что было интересного?
- Какие птицы зимуют вместе с нами? Как же им помочь пережить зимнее время? Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.
- Я предлагаю вам одеться и выйти на улицу развесить ваши кормушки. Покормим наших пернатых друзей семенами и семечками.
Практическое занятие: Развешивание кормушек вокруг школы.
Управление образование муниципального район
муниципального образования «Нижнеудинский район»
Проект ( Исследовательский проект)
Тема: «Покормите птиц зимой»
Автор проекта:
Учащиеся малокомплектной школы 2, 3кл
МКОУ «Катарбейская СОШ»
Руководитель:
Якушева Жанна Валерьевна
2025г.
Содержание:
-Постановка задачи,
-Гипотеза,
-Описание инструментария и регламентов исследования,
-Проведение исследования и интерпретация полученных результатов.
Задачи:
1.Подобрать и изучить литературу о зимующих птицах Иркутской области.
2.Провести собственные наблюдения о зимующих птицах в селе Катарбей
3.Проанализировать собранную информацию и сделать выводы
Гипотеза:
Предположим, что без помощи людей птицам трудно выжить в суровые зимы.
Цель:
Изучение образа жизни зимующих птиц села Катарбей
Выпал снег, пришли настоящие морозы.Пора подумать о братьях наших меньших- птицах .В зимнее время птицам особенно нужны кормушки,в период сильных морозов и снегопадов , когда найти корм значительно труднее, чем летом.
Для подкормки птиц делают простые кормушки из подручных материалов.
Самая простая кормушка-из молочного пакета (коробки), очень простая конструкция получается из двух коробок от сока, можно взять пластиковую бутылку и быстро соорудить прозрачную кормушку.
Мы сделали свои три кормушки и за ними буду вести наблюдения вместе с детьми и учителем.
Первая кормушка из дерева с крышей. Вторая кормушка – дно квадратное из дерева, крыша из поликарбоната. Третья кормушка тоже из дерева, я ее покрасил. Ее сделал папа.
И вот мы развесили кормушки. Кормушки повесили за шнурки на деревья, прибивать не стали, чтобы не портить деревья. Все кормушки повесили в школе так, чтобы удобно было наблюдать за птичками даже из окна класса.
Две кормушки повесили так, чтобы они не раскачивались на ветру, а одну наоборот, чтобы раскачивалась, но не сильно.
Наблюдения:
Первыми кто замечен был в кормушке, это воробьи. Воробьи зимой стараются держаться поближе к человека. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов и под крыши сараев .Воробьи питались во всех кормушках, но больше всех было птичек в кормушке, которая не раскачивалась. Воробьи очень любят пшено, просо, овес, пшеницу, геркулес( только сырые) и крошки черствого хлеба. Эти птички очень пугливые, но и любят похулиганить в кормушках. Смотря на то , как воробьи дерутся, мы стали насыпать пшена на столик в беседке и все птицы дружно клевали корм.
Затем начали прилетать синички. Орнитологи утверждают: если не помочь птицам в зимний период, то из десяти синиц до весны доживают только две. Особенно во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные кормушки очень важны для выживания птиц.
Синицы почти круглый год живут в лесах, парках, садах. Зимой в поисках корма они собираются в стайки и перебираются ближе к жилью человека.
Синицы на кормушке вели себя культурно, не спеша, не толкаясь. Их не пугают качающиеся кормушки, поэтому они питались во всех кормушках и даже совершенно не в наших, а сделанными другими детьми из других классов. Мы подкармливали синиц сырыми семенами подсолнуха, тыквы, арбуза и дыни, крошками черствого пшеничного хлеба, кусочками несоленого сала, мяса и жира, которые нанизывали на бечевку и дополнительно вешали на ветвях деревьев и синички с удовольствием ели этот корм.
У нас под окнами растет рябина, но ягоды мы не собираем, а их с удовольствием едят птицы. Так поздней осенью на нашу рябину залетала стайка свиристелей. Свиристели- это удивительно красивые птички с хохолками, которые в зимнее время года стайками кочуют в поисках корма. К сожалению мы не успели их запечатлеть
Мы провели небольшой анализ работы среди учащихся начальной школы. Для того, чтобы выяснить, как часто ученики подкармливают птиц, мной было обследовано 24 ученика начальной школы. В ходе работы было обследовано 24 ученика. Это 1 класс- 5 человек, 2 класс- 8 человек, 3 класс- 7 человек, 4 класс- 4 человека.
Итак, первый вопрос
-Каких птиц вы чаще видели в черте села Катарбей?
Ответы детей: зимой в черте села Катарбей ребята видели синиц, воробьев, дятлов, голубей, ворон, свиристелей, снегирей.
Второй вопрос:
-Как часто вы подкармливаете птиц зимой?
Ответы детей: большая часть детей подкармливают птиц от случая к случаю. А ведь кормить птиц нужно регулярно.
Традиционный корм для птиц в зимнее время- овес, семена подсолнечника, тыквы, крошки пшеничного хлеба, пшено, просо, сушеные ягоды и фрукты, несоленое сало и мясо. А вот ржаной хлеб, кожуру бананов и цитрусовых птицам лучше не давать- опасно для их здоровья.
Третий вопрос:
-Чем вы подкармливаете птиц?
Ответы учащихся: мы наших птиц подкармливаем семечками подсолнечника, пшеном, просом, крошками белого хлеба.Среди нашего корма для птиц лакомством были семечки подсолнечника. Их синицы и воробьи съедали быстрее остального корма, и если корм был смешанный, то они выбирали семечки.
Вывод:
Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам.
Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду больше, чем птиц посещающих кормушки в более теплую погоду.
Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.
В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, вороны, голуби, синицы ;прилетают из леса снегири и свиристели.
Медленно-медленно падает снег.
Тихо по снегу идет человек.
В шапке и шубе своей меховой
Деревянные санки везет за собой
В санках желтеет кормушка для птиц
Для корольков, снегирей и синиц
Падает,
Падает,
Падает снег
Доброй дороги тебе человек!
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.