«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях»
Оценка 4.9
Презентации учебные
doc
музыка
Детсад
07.08.2018
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его социально-коммуникативном развитии. Проблема развития коммуникативных навыков общения у ребенка – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Коммуникативные навыки – это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме. Тем самым владение коммуникативными навыками создает внешние и внутренние условия для развития личности дошкольника, является основой его дальнейшего личностного и социального развития.
Социально.doc
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«
Социальнокоммуникативное развитие детей дошкольного возраста
посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях»
Слайд 1
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности
ребёнка, в том числе в его социальнокоммуникативном развитии. Проблема
развития коммуникативных навыков общения у ребенка – одна из актуальных
проблем дошкольной педагогики. Коммуникативные навыки – это навыки
общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с
партнером и группой. Общение – одна из основных психологических категорий.
Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми.
Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности,
создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме. Тем самым
владение коммуникативными навыками создает внешние и внутренние условия
для развития личности дошкольника, является основой его дальнейшего
личностного и социального развития. Определенный уровень развития
коммуникативных навыков способствует улучшению социального статуса в
группе, помогает понимать и принимать другого человека, передавать
информацию, выражать эмоции. Наблюдения за детьми показали, что барьером
в установлении доброжелательных взаимоотношений и умений конструктивно
общаться часто является неумение ребенка выражать свои эмоции
(недовольство, злость, обиду, страх, удивление, радость). Перед педагогами
дошкольного учреждения стоит задача создания условий, способствующих
организации эмоционально благоприятной атмосферы в группах и
формированию у детей чувства уверенности в своих силах.
Социальнокоммуникативное развитие осуществляется во всех сферах
деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной и т. д.
Безусловно, музыкальная деятельность даёт возможность эффективно
развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе
дошкольного детства.
Слайд 2
Для успешного развития коммуникативных способностей на музыкальных
занятиях с детьми дошкольного возраста я использую одну из современных
здоровьесберегающих технологий – сказкотерапию. Мой опыт работы с
дошкольниками подсказал, что дети лучше воспринимают дидактический
материал, если он подается вместе со сказочными героями и сказками. Сказка
остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Ребёнок, находясь в сказке,
взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути
решения проблем, которые встают перед ним. Сказка побуждает переживать
персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях,
предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Сказка –
это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Она воспитывает характер и
помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Поэтому метод сказкотерапии способствует становлению ребенка как личности.
Слайд 3
Сказки в своей деятельности с детьми я использовала всегда, в основном в
праздниках и развлечениях. Когда я поставила перед собой задачу повышения
внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то решила
более тщательно подойти к использованию этого мощного средства в своей
деятельности.
Слайд 4
В своей работе я использую следующие методы и приемы:
1. Сказка, предваряющая слушание или пение.
Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного
произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.
2. Сказка, иллюстрируемая музыкой.
Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует
рассказ, сказку. Они помогают активному восприятию и усвоению детьми новых
музыкальных произведений. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть
несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной
выразительности. Обычно сказки сопровождают музыкой уже знакомой детям,
иногда новой. Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через
некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку и песни,
можно провести концерт – загадку. После прослушивания музыки дети охотно
слушают сказку ещё раз.
Слайд 5
3. Драматизация по мотивам сказок. Кукольный театр.
В ходе занятия разучиваем короткие этюды сказочного содержания.
(«Лисичка и зайчик», «Медвежонок и пчелы» и др.) Играем в подвижные игры с
участием сказочных героев. Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые
показывают сказку детям в кукольном театре или на фланелеграфе).
Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений. Слайд 6
4. Танцевальные импровизации. Музыкальнодвигательные
этюды.
Танец – это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он
раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребёнок или взрослый
начинает чувствовать своё тело и лучше владеть им. Музыкальный руководитель
даёт детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет детям
отыгрывать подавленные негативные эмоции, более целостно прожить
положительные состояния. Дети учатся владеть своим телом, становятся более
свободными и уверенными в себе.
Основным приемом по музыкальному движению является образный
музыкально – двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных
движениях под музыку какоголибо образа. Музыкальнодвигательные этюды –
это маленькие мини – спектакли, которые развивают не только музыкальность и
воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее
раскрепощению.
Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение
музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить
определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.
Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству,
использованию выразительных движений. Если дети научились слушать музыку,
вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер музыки в
движениях и у них получаются интересные образы.
Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках,
спектаклях, играх хороводах.
Слайд 7
5. Ходьба с закрытыми глазами.
С помощью этого приёма можно решить две задачи:
развитие координации движений;
усиление сказочного впечатления.
Изменения в музыкальном зале происходят не на глазах у детей, и это
усиливает сказочный эффект. Кроме того, это даёт возможность музыкальному
руководителю или воспитателю незаметно поменять положение или внешний
облик. Слайд 8
6.Использование здоровьесберегающих технологий
(пальчиковые игры, игровой массаж)
Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев. Их можно объединять в небольшие сказки по одной
или разным темам.
Слайд 9
7. Придумывание сказок детьми. Словесное фантазирование по
музыкальной композиции.
Используется методика «Придумай сказку» (старшая, подготовительная
группы). Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания
музыкального произведения (несколько предложений).
Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка,
которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная
реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей.
Слайд 10
Сказочный сюжет позволяет ребёнку проявить творческие способности,
показать свои возможности в игровой, танцевальной, музыкальной
деятельности. Даже робкие, застенчивые дети, увлечённые действием, в
непринуждённой обстановке игры полностью раскрываются. Важно стать для
своих воспитанников настоящими сказочниками и помнить, что цель сказочника,
по мнению К. Чуковского, «воспитывать в ребёнке человечность – эту дивную
способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радости
другого, переживать чужую судьбу как свою».
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми
дошкольного возраста является весьма эффективным и многофункциональным.
Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром,
формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно
влияет на становление личности.
Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и
приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему
живому. Питает ум, учит мыслить, развивает.
Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется
смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти
маленьким и взрослым свой Путь. Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.
И на любые испытанья согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.
Валентин Берестов.
Слайд 11
Список литературы.
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания
в детском саду: учеб. Пособие для студентов пединститутов. М. : Просвещение,
1983.
2. Лашкова Л. Л. Формирование коммуникативных качеств у детей
дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2009. № 3.
3. Зинкевич – Евстегнеева Т. Д. «Путь к волшебству. Теория и практика
сказкотерапии». СПб, 1998.
4. Короткова Л. Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного
возраста: методические рекомендации для педагогической и
психокоррекционной работы». ЦГЛ Москва, 2003.
5. Литвинцева Л. А. Сказка как средство воспитания дошкольника.
Использование приемов сказкотерапии. – СПб, «Детство – пресс»,2010.
6. Сертакова Н. М. Методика сказкотерапии в социальнопедагогической
работе с детьми дошкольного возраста. – СПб, «Детствопресс», 2012 г.
7. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для
студентов высших и средних педагогических учебных заведений 2е из. М. :
Издательский центр «Академия», 1998.
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях»
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях»
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях»
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях»
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.