Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
города Миньяра Ашинского муниципального района
Челябинской области
Социальный проект
гражданско-патриотической направленности
«Связь поколений»
Миньяр,
2019 год
Содержание
Введение |
3 |
Актуальность проекта |
3 |
Цель и задачи проекта |
4 |
Ожидаемые результаты |
4 |
Сроки реализации проекта |
4 |
Кадровое обеспечение |
4 |
Основные направления социально значимого проекта |
5 |
Основные этапы реализации проекта |
5 |
Механизм реализации проекта |
7 |
Формы работы, используемые при реализации проекта |
7 |
Информационные, технические ресурсы проекта |
7 |
Мероприятия по реализации |
8 |
Заключение |
12 |
Список литературы |
14 |
Введение
Проект «Связь поколений» разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими представителями своего народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Актуальность. Патриотизм - это, прежде всего, любовь к Родине, к своему Отечеству. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
Цель: формирование патриотизма подрастающего поколения.
Задачи проекта:
ü изучать героическое прошлое малой Родины и нашей страны;
ü воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
ü формировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию;
ü обеспечивать условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Ожидаемые результаты:
ü повышение уровня заинтересованности подростков к изучению героической истории нашей страны;
ü развитие организаторских, творческих, ораторских способностей;
ü повышение и пропаганда духовно-нравственной культуры обучающихся;
Сроки реализации проекта: 2019 – 2021 год
Кадровое обеспечение проекта
Автор и руководитель проекта:
Боброва Светлана Геннадиевна, педагог дополнительного образования
Исполнители проекта.
Обучающиеся МКОУ «СОШ № 4» г. Миньяра
Основные направления социально значимого проекта:
ü учебно-исследовательская работа, состоящая в оценке социальной значимости темы исследования, выполнения исследования, публичного выступления с освещением результатов работы и публикации работы на сайте ОУ и других интернет- ресурсах;
ü участие в различных мероприятиях: концертах, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы; встречах с ветеранами ВОВ, открытых воспитательных мероприятиях;
ü участие в школьных и районных научно-практических конференциях, интеллектуальных викторинах, соревнованиях, посвященных героическим страницам истории России.
Основные этапы реализации проекта
I этап – Подготовительный.
1. Организация творческих групп, работающих по теме проекта.
2. Определение целей и задач проекта.
3. Планирование мероприятий, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
4. Определение основных направлений учебно-исследовательской работы.
5. Определение основных направлений.
II этап – Практический.
1. Выполнение учебно-исследовательских и творческих работ под руководством педагога дополнительного образования.
2. Участие в конференциях, смотрах, конкурсах, интеллектуальных викторинах, соревнованиях:
ü Участие в XVI муниципальной олимпиаде по начальному научно-техническому творчеству «Дети, техника, творчество»;
ü Участие в муниципальном конкурсе «Юный технолог»
ü Муниципальный конкурс «От старины до современности»
ü Участие в XVII муниципальной олимпиаде по начальному научно-техническому творчеству «Дети, техника, творчество»
ü Участие в региональной онлайн выставке-конкурсе стендового моделизма, посвящённой 75-летию со дня Великой Победы!
ü Участие в международном фестивале детского и юношеского творчества «Звезды нового века» «Прикладное творчество (8-10 лет)», «Творческие проекты»
ü Участие в конкурсе художественного слова районного проекта «Наша общая Победа»
ü Посещение краеведческого музея г. Миньяра;
ü Участие в смотре-конкурсе песни и строя, посвященного 23 февраля;
ü Участие в мероприятиях, посвященных 23 февраля «Мальчишник»;
ü Участие в мероприятиях, посвященных 8 Марта;
ü Участие в акции «Георгиевская ленточка»;
ü Участие обучающихся в акции, посвященной Дню Победы
ü Участие в муниципальных соревнованиях по радиоуправляемым автомоделям и свободно - летающим авиамоделям, проходившим в рамках V регионального технического фестиваля "ТЕХНОСТАРТ", посвященного Году науки и технологий.
ü Сообщения о результатах проведенных мероприятий, результатах учебно-исследовательских работ и т.д.;
ü Публикация результатов учебно-исследовательской деятельности в сети Интернет;
ü Подведение итогов II этапа проекта.
III этап – Обобщающий.
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для определения направления дальнейших действий в сфере организации социально значимых проектов.
2. Публикация творческих и исследовательских проектов обучающихся.
3. Использование собранного материала в учебном процессе.
4. Обобщение опыта работы.
IV этап – Информационно-просветительский.
Распространение в СМИ информации о реализации проекта.
Механизм реализации проекта
Основные принципы организации патриотического воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Формы работы, используемые при реализации проекта:
ü смотры-конкурсы; выставки;
ü мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры, беседы, викторины;
ü коллективные творческие дела;
ü спортивные соревнования;
ü практические занятия строевой подготовки;
ü встречи с ветеранами, воинами запаса;
ü взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования;
ü экскурсии.
Информационные ресурсы:
информационная база школы, специальная литература, интернет источники
Технические ресурсы:
учебный кабинет, мультимедийное оборудование,
Также доступен сайт учреждения https://sch4minasha.educhel.ru/ и профиль «ВКонтакте» https://vk.com/school4_bolshay_peremena и мой профиль педагога дополнительного образования «ВКонтакте» https://vk.com/id346012580, на котором обучающиеся и родители (законные представители) могут ознакомиться с размещённой на нём информацией. Проводится с целью демонстрации творческого роста обучающихся.
Мероприятия по реализации проекта
Организация педагогической работы
№№ |
Мероприятие |
Срок |
1 |
Разработка цикла воспитательных мероприятий по патриотическому воспитанию |
В течение всего времени реализации проекта |
2 |
Оформление патриотического уголка «Патриот и гражданин!» |
Февраль |
3 |
Участие в мероприятиях муниципального и областного уровня направленных на формирование патриотизма среди молодёжи. |
В течение всего времени реализации проекта |
4 |
Публикация материалов в сети интернет |
В течение всего времени реализации проекта |
5 |
Оказание помощи детям в подготовке выступлений, выполнение презентаций, выполнение проектов, поделок, подготовка к защите индивидуальных проектов |
В течение всего времени реализации проекта |
Работа с обучающимися
№№ |
Мероприятие |
Название |
Срок |
2019 год |
|||
1 |
Анкетирование для обучающихся 4-5 кл. |
«Патриотизм» |
Февраль |
2 |
Беседа с обучающимися |
«У войны не женское лицо» |
Март |
3 |
Беседа с обучающимися |
«Дети войны» |
Апрель |
4 |
Конкурс рисунков |
«Рисуем Победу» |
Май |
5 |
Посещение краеведческого музея в г. Миньяре, экскурсия |
Экспозиция «Миньярцы, участники ВОВ» |
Сентябрь |
6 |
Участие в игре «Поле чудес» |
«Военная техника» |
Октябрь |
7 |
Исследовательская деятельность обучающихся. Работа над индивидуальными творческими и исследовательскими проектами, их защита. |
Участие в XVI муниципальной олимпиаде по начальному научно-техническому творчеству «Дети, техника, творчество» |
Ноябрь |
8 |
КТД ко Дню Неизвестного Солдата |
«Мы помним…» |
Декабрь |
2020 год |
|||
1 |
Оформление информационных стендов |
Важные события и памятные даты нашей страны |
Январь |
2 |
Исследовательская деятельность обучающихся. Работа над индивидуальными творческими и исследовательскими проектами, их защита. |
Участие в муниципальном конкурсе «Юный технолог» |
Февраль |
3 |
Участие в муниципальном конкурсе «От старины до современности» |
Март |
|
4 |
Участие в региональной онлайн выставке-конкурсе стендового моделизма |
Май |
|
5 |
Участие в международном фестивале детского и юношеского творчества «Звёзды нового века» |
Февраль Март Май Декабрь |
|
6 |
Участие в XVII муниципальной олимпиаде по начальному научно-техническому творчеству «Дети, техника, творчество» |
Декабрь |
|
7 |
Беседа с учащимися |
«Мы пол-Европы прошагали, пол-Земли» |
Апрель |
8 |
Конкурс творческих работ |
«Письмо ветерану» |
Май |
9 |
Посещение краеведческого музея в г. Миньяре, экскурсия |
Экспозиция «Труженики тыла» |
Сентябрь |
10 |
Конкурс рисунков |
«Россия – Родина моя» |
Октябрь |
11 |
Литературно-музыкальная композиция |
Песни о Родине и о ВОВ |
Ноябрь |
12 |
Тематический вечер |
12 декабря – День Конституции
|
Декабрь |
2021 год |
|||
1 |
Уроки мужества |
«Достойные сыны Отчизны» |
Январь |
2 |
Практические занятия строевой подготовки в рамках смотра песни и строя |
Смотр песни и строя |
Февраль |
3 |
Торжественные мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества |
Смотр песни и строя |
Февраль |
4 |
Всероссийская детско – юношеская патриотическая акция «Рисуем Победу - 2021», посвященной славному ратному и гражданскому подвигу поколения победителей! |
«Рисуем Победу - 2021» |
Февраль
|
5 |
Работа в школьном музее |
« История школы» |
Март |
6 |
Посещение краеведческого музея в г. Миньяре, экскурсия |
Экспозиция «Свидетели военных лет» |
Апрель |
7 |
Экскурсия в МКОУ ДОД «СДЮТиЭ» г. Миньяра |
Краеведческий диктант |
Апрель |
8 |
Исследовательская деятельность обучающихся. Работа над индивидуальными творческими и исследовательскими проектами, их защита. |
Конкурс художественного слова районного проекта «Наша общая Победа» |
Апрель |
9 |
Муниципальные соревнования по радиоуправляемым автомоделям и свободно - летающим авиамоделям, проходившим в рамках V регионального технического фестиваля "ТЕХНОСТАРТ", посвященного Году науки и технологий. |
Июнь |
|
10 |
Участие в международном фестивале детского и юношеского творчества «Звёзды нового века» |
Июнь |
|
11 |
Подготовка к торжественным мероприятиям, посвященные 9 мая |
Чтение стихов и исполнение песен |
Май |
Работа с родителями (ежегодно)
№ |
Мероприятие |
Срок |
1 |
Родительские собрания по патриотическому воспитанию |
По плану |
2 |
Вовлечение родителей в школьные и районные мероприятия |
В течение всего периода реализации проекта |
3 |
Индивидуальная работа |
В течение всего периода реализации проекта |
Заключение
Результатом проекта должно стать повышение уровня развития у обучающихся активной жизненной позиции, познавательного интереса к родному краю, к своей стране. А также чувства патриотизма и гордости за Родину, обеспечения условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика.
В ходе реализации проекта предполагается достижение следующих результатов:
ü повышение уровня заинтересованности подростков к изучению героической истории нашей страны;
ü организация совместной деятельности обучающихся, родителей, жителей по реализации основных мероприятий проекта;
ü углубление и расширение деятельности по формированию у подрастающего поколения таких понятий, как патриотизм, верность Родине, служение Отечеству, народу;
ü повышение интеллектуального уровня обучающихся, заинтересованности в исследовательской и творческой деятельности.
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. сформированность гражданских навыков: умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; умение принимать и защищать свои решения; готовность к участию в общественных делах;
2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине; права и свободы человека и гражданина; знание символики Российской Федерации; уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность.
Количественные параметры:
1. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. участие в исследовательской работе;
4. участие в школьных и муниципальных конкурсах;
5. участие в региональных и федеральных конкурсах гражданско-патриотических направленностей.
Экономичность проекта заключается в том, что данная модель функционирует на базе школы. Для этого предоставлен учебный кабинет, в котором имеются определенные условия для работы. Участники проекта могут пользоваться школьной библиотекой.
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, дети воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.
Список литературы
1. Патриотизм / М. М. Скибицкий // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
2. Колчина М. С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. – 2004. – № 8. – С. 3–7;
3. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев,А.П. Пашковец. – М.: Глобус, 2007;
Интернет источники:
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC, Патриоитзм;
4. https://detyamovoine.ucoz.ru/index/besedy_o_vojne/0-35, «Расскажите детям о войне».
Иллюстрационные материалы для конкурсных работ
(фото, видео, презентации и другое)
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_857%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_837%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_832%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_824%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_821%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_820%2Fall
https://vk.com/id346012580?z=photo346012580_457239703%2Falbum346012580_00%2Frev
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_812%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_791%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_790%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_788%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_787%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_764%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_748%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_746%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_726%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_698%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_628%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_592%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_588%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_585%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_581%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_577%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_574%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_541%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_534%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_530%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_528%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_515%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_514%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_499%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_460%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_455%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_454%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_453%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_452%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_446%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_444%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_443%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_442%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_416%2Fall
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_400%2Fall
Приложение
Результаты участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях
в рамках проекта социальной направленности
«Связь поколений»
|
Наименование мероприятия |
Номинации |
ФИО об-ся |
Результат |
Дата |
1 |
XVI муниципальная олимпиада по начальному научно-техническому творчеству «Дети, техника, творчество» |
Номинация «Судомоделирование» |
Фаисова Кира
|
Призер |
30.11. 2019 |
2 |
Номинация «Автомоделирование» |
Скарлыгин Олег |
Призер |
30.11. 2019 |
|
3 |
Номинация «Авиамоделирование» |
Корепанов Герман |
Участник |
30.11. 2019 |
|
4 |
XVII муниципальная олимпиада по начальному научно-техническому творчеству «Дети, техника, творчество» |
Номинация «Авиамоделирование» |
Федосова Дарья |
Призер |
11.12. 2020 |
5 |
Номинация «Автомоделирование» «БМ – 13 гвардейский миномет «Катюша» |
Фаисова Кира
|
Победитель |
11.12. 2020 |
|
6 |
Номинация «Автомоделирование» |
Куприянов Алексей |
Призер |
11.12. 2020 |
|
7 |
Муниципальный конкурс «Юный технолог» |
Индивидуальный (творческий) проект «Изготовление броши из георгиевской ленты, 75-летию Великой Победы посвящается» |
Нухова Венера |
Победитель |
28.02. 2020 |
8 |
Муниципальный конкурс «От старины до современности» |
Направление «Старые фотографии рассказали» Номинация «Фотокарточка на память» (портретное фото) Тема: «Курсанты УМСХ №10» |
Воронкова Алиса
|
1 место |
25.03. 2020 |
9 |
Конкурс художественного слова районного проекта «Наша общая Победа» |
Чтение отрывка стихотворения «Сын», К. Симонов |
Курочкина Софья |
1 место |
25.04. 2021
|
10 |
Муниципальные соревнования по радиоуправляемым автомоделям и свободно - летающим авиамоделям, проходившим в рамках V регионального технического фестиваля "ТЕХНОСТАРТ", посвященного Году науки и технологий. |
Радиоуправляемая автомодель |
Курочкина Софья |
Победитель |
11.06. 2021 |
11 |
Радиоуправляемая автомодель |
Чертова Анна |
2 место |
11.06. 2021 |
|
12 |
Свободно - летающие авиамодели |
Ишкинов Артём |
Победитель |
11.06. 2021 |
|
13 |
Pегиональная онлайн выставка-конкурс стендового моделизма, посвящённой 75-летию со дня Великой Победы! |
Номинация «Гусеничная БТТ 1-35 (бронетанковая техника периода ВОВ)» |
Хрычев Павел
|
Победитель
|
19.05. 2020 |
14 |
Номинация «Колесная БТТ 1-35 (бронетанковая техника периода ВОВ)» |
Фаисова Кира
|
Победитель |
19.05. 2020 |
|
15 |
Всероссийская детско – юношеская патриотическая акция «Рисуем Победу - 2021», посвященной славному ратному и гражданскому подвигу поколения победителей! |
«Рисуем Победу - 2021» |
Куприянов Алексей |
Сертификат участника |
23.02. 2021 |
16 |
«Рисуем Победу - 2021» |
Фаисова Кира |
Сертификат участника |
23.02. 2021 |
|
17 |
«Рисуем Победу - 2021» |
Хрычев Павел |
Сертификат участника |
23.02. 2021 |
|
18 |
«Рисуем Победу - 2021» |
Колоскова Дарья |
Сертификат участника |
23.02. 2021 |
|
19 |
«Рисуем Победу - 2021» |
Гурьяновская Дарья |
Сертификат участника |
23.02. 2021 |
|
20 |
«Рисуем Победу - 2021» |
Брюнеткина Софья |
Сертификат участника |
23.02. 2021 |
|
21 |
«Рисуем Победу - 2021» |
Курочкина Софья |
Сертификат участника |
23.02. 2021 |
|
22 |
«Рисуем Победу - 2021» |
Колоскова Дарья |
Сертификат участника |
23.02. 2021 |
|
23 |
«Рисуем Победу - 2021» |
Панова Диана |
Сертификат участника |
23.02. 2021 |
|
24 |
«Рисуем Победу - 2021» |
Гаерфанова Карина |
Сертификат участника |
23.02. 2021 |
|
25 |
«Рисуем Победу - 2021» |
Архипова Дарья |
Сертификат участника |
23.02. 2021 |
|
26 |
«Рисуем Победу - 2021» |
Мешкова Анастасия |
Сертификат участника |
23.02. 2021 |
|
27 |
Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Звезды нового века» «Прикладное творчество (8-10 лет)», «Творческие проекты» |
«Прикладное творчество (8-10 лет)» |
Корепанов Герман |
Лауреат |
04.02. 2020 |
28 |
«Прикладное творчество (8-10 лет)» |
Федосова Дарья |
Лауреат |
05.03. 2020 |
|
29 |
«Творческие проекты» |
Нухова Венера |
Лауреат |
15.05. 2020 |
|
30 |
«Творческие проекты» |
Куприянов Алексей |
Лауреат |
13.12. 2020 |
|
31 |
«Творческие проекты» |
Федосова Дарья |
Лауреат |
13.12. 2020 |
|
32 |
Практические занятия строевой подготовки в рамках смотра песни и строя |
|
|
1 место в школе |
15.02-22.02. 2021 |
33 |
Посещение краеведческого музея г. Миньяра
|
Тема: «Свидетели военных лет»
|
|
|
29.04. 2021 |
34 |
Участие обучающихся в акции, посвященной Дню Победы, классный час |
https://vk.com/id346012580?w=wall346012580_812%2Fall |
|
|
08.05. 2021 |
Темы творческих и исследовательских проектов победителей и призёров:
ü «Изготовление броши из лент», 75-летию Великой Победы посвящается;
ü «Фотокарточка на память» (портретное фото) «Курсанты УМСХ №10»;
ü «БМ – 13 гвардейский миномет «Катюша»;
ü Женщины в истории России;
ü «Российский истребитель Т-50»;
ü «Древнерусская ладья - истоки её происхождения»;
ü «Многоцелевой транспортный вертолет Ми-26Т/TM»;
ü Пожарный автомобиль АМО-Ф15;
ü «Что мы Родиной зовём»;
ü «Советский штурмовик ИЛ - 2»;
ü «Жизнь и творчество местных художников».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.