Социальный проект как средство воспитания активной гражданской позиции
Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан.
Н. Некрасов
Жизнь всякого здорового общества из поколения в поколение ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения.
В 2009 году в Российской Федерации принята «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где наше время обозначено как время смены ценностных ориентиров, которое требует от личности нового поведения на основе новых ценностей. В документе прописан «воспитательный идеал» современной школы. Под ним понимается «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России». [5].
И поэтому одной из важнейших составляющих процесса воспитания является формирование целостной гармоничной личности с активной жизненной позицией, без которой не может существовать ни государство, ни сам человек. Сегодня такой школой гражданского воспитания подрастающего поколения становится социальное проектирование, которое как никакая другая деятельность способствует воспитанию гражданской активности, готовит к жизни и труду, перестраивает самоощущение личности, создаёт благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе сверстников.
Опыт социального проектирования пригодится школьникам в их дальнейшей жизни. Многие современные области человеческой деятельности основаны на технологии проектирования, поэтому приобретение учащимися данного опыта в дальнейшем может служить хорошим основанием для будущей сферы профессиональной и социальной деятельности.
Современное образование даёт много возможностей для реализации проектной деятельности с учащимися. Включение обучающихся в проектную деятельность – один из путей формирования универсальных учебных действий. Проектная деятельность способствует творческой активности и высокой мотивации учащихся. Она ориентирована на получение в результате продукта для конкретного использования, обладающего определенными свойствами.
К социальному проекту я с моими учениками пришла не сразу. Сначала мы выполняли проекты предметной направленности. Тема первого проекта в 5-ом классе была «Подросток и его психологические комплексы». Второй - выполнили в 6-ом классе по русскому языку - «Первые грамматики».
Как участники телекоммуникационного международного конкурса, организованного Воронежским государственным педагогическим университетом, мы получили за проекты достойные награды, соревнуясь с командами Омска, Новосибирска, Иркутска, Новороссийска, Воронежа и других городов России. Оба проекта заняли второе место. Работа над ними обогатила учеников интересными знаниями, научила работе с информацией: её поиском, изучением, структурированием, обобщением; дала возможность совместной работы на общий результат, сделала ребят не просто классом, а командой «Звёздочки», инициативными и творческими.
От интересных учебных проектов мы перешли к социально значимому проекту «Памятная доска герою», тему которого подсказала сама жизнь. Осенью 2016 года нашей замечательной школе исполнилось 80 лет. В преддверии праздника, каждый класс получил поисковое задание с обозначением года, о выпускниках которого надо было найти информацию. Всё, что нам нужно было выполнить в рамках этого задания, мы сделали: нашли фотографии этого выпуска, узнали судьбы выпускников. Но хотелось сделать что-то очень значимое и полезное, например, найти героя-учителя, работавшего в нашей школе. Мы дружно включились в поисковую работу, родители учеников поддержали наше стремление.
Мы были уверены в том, что у школы обязательно должен быть герой. Начали изучать сведения о педагогах, работавших раньше в школе. Встретились с учителем биологии Синяк Руфиной Юрьевной, которая работала вместе с Лощиловым Павлом Александровичем, и попросили рассказать нам о бывшем директоре школы. Руфина Юрьевна знала, что он воевал, где и какими наградами был награждён не могла сказать, он никогда об этом не говорил. Но она указала место, с которого надо начинать поиск людей, знающих что-либо о Павле Александровиче: «Где-то в районе Высоковского проезда есть дома народной стройки, квартиры там с высокими потолками…». И этого оказалось достаточно.
«Звездочки» начали долгую, но интересную поисковую работу в соцсетях (поиск внуков и правнуков), на сайте Минобороны, в школьном и городском архивах. В результате, смогли найти подлинные документы о подвигах и наградах Лощилова П. А., вышли на координаты его дочери, которая очень помогла с изучением биографии её отца и дала полное согласие на установку мемориальной доски на здании школы.
Чтобы увековечить память П. А. Лощилова, нужно было собрать документы в соответствие с «Положением об увековечении памяти выдающихся личностей и исторических событий в городе Нижнем Новгороде» и подать их на рассмотрение в Городскую Думу Нижнего Новгорода. Здесь большую помощь оказали родители учащихся. Они научили нас оформлению запросов, заявлений, сбору подписей.
Накануне праздника Дня Победы мы встретились в здании Арсенала с выдающимися нижегородками, которые воевали в Великую отечественную войну, поздравив их песней «Я хочу, чтобы не было больше войны» (слова и музыка Анны Петряшевой), рассказали о работе в рамках проекта «Памятная доска герою». Ветераны поддержали наши усилия, поставили подписи под ходатайством и были очень благодарны нам за проявленную инициативу.
В ответ на ходатайство Городская Дума Нижнего Новгорода вынесла решение об увековечении памяти Лощилова Павла Александровича, директора нашей школы с 1954 по 1973 год, участника Великой отечественной войны, кавалера двух орденов «Красная Звезда», ордена «Отечественной войны I степени», ордена «Отечественной войны II степени».
Началась работа по поиску спонсоров, которые помогли бы нам реализовать проект. Найти их оказалось делом нетрудным. Выпускники прошлых лет сразу же дали своё согласие на материальное обеспечение проекта. Мы с классом подготовили сценарий торжественного митинга, посвящённого открытию мемориальной доски, сценарий вечера памяти, организовали и провели встречу родственников героя, собрали материал для оформления школьного стенда и памятной витрины «История школы – это наша с тобой биография».
После открытия мемориальной доски на здании школы, встречи с дочерью и другими родственниками, внучка Павла Александровича Лощилова создала страницу солдата на официальном сайте «Бессмертный полк». А ребята нашего класса посвятили Павлу Александровичу свои работы: «Портрет героя» и «Стихотворение о герое», которые заняли первое место в районном конкурсе «Герой Советского района».
Сегодня мы можем сказать: «У нас есть свой герой. Мы это сделали для себя, для нашей любимой школы и для всех, кому дорога история страны и её героев. Нам будет что рассказать нашим детям».
Работа волонтеров имеет начало, но не имеет конца, так как любить родину и быть её достойным гражданином было, есть и будет почётно во все времена.
Проект «Памятная доска герою» был реализован, когда мои ученики обучались в шестом классе, а сегодня они восьмиклассники, имеющие паспорт гражданина РФ. Сейчас «Звездочки» ставят новые цели, разрабатывая социально значимые проекты, чтобы стать достойными гражданами своей страны.
В ноябре 2017 года мы приняли участие в проекте «Дипломатическая стажировка», организованном Нижегородским государственным лингвистическим университетом совместно с Министерством иностранных дел РФ. Мне с моими учениками посчастливилось встретиться с депутатами Государственной Думы РФ, побывать в зале заседаний, посетить МИД и Совет Федераций. Мы были не просто слушателями, а активными участниками этих встреч, которые ещё больше помогли понять, какими качествами должен обладать настоящий гражданин своего государства.
Учить выполнять социально значимые проекты – значит учить жить. Ведь сама жизнь – это главный проект человека. И только от самого человека зависит, какой она будет. Какие цели и задачи будет ставить он перед собой, к какому результату будет стремиться? Задумываться об этом надо учить детей в школе.
Литература
1. Быков, А. К. Социокультурные проблемы воспитание российской гражданственности и патриотизма в системе образования // Педагогическое образование и наука. 2011. № 2. С. 8-15.
2. Капустина, З. Я. Гражданственность как ценность российской культуры : диссертация доктора культурологических наук : 24.00.01 / [Место защиты: ФГОУВПО "Московский государственный университет культуры и искусств"].- Химки, 2008.- 334 с.: ил.
3. Капустина, З. Я. Культура гражданственного становления личности как социально-педагогическое явление // Наука и школа. 2006. № 1.-. 17-20с
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009. — 24 с. (Стандарты второго поколения).
5. https://www.scienceforum.ru/2017/2460/29835
6. http://www.scienceforum.ru/2017/discus/2460/29835
7. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/08/18/sotsialnoe-proektirovanie-v
8. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.