СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "О необходимости занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем"
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
физическая культура
1 кл
02.05.2017
Здоровье — залог того, что человек сможет быть полезным членом общества. По данным Национального научно-практического центра здоровья детей Министерства здравоохранения Российской Федерации, крайнюю обеспокоенность вызывает тот факт, что каждый третий ребенок уже с периода новорожденности имеет различные болезни и отклонения в состоянии здоровья.
По данным официальной статистики заболеваемость детей до 14 лет за последние 10 лет увеличилась на 50%. У детей 15 – 17 лет - на 64%
Наиболее распространенными стали болезни органов пищеварения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, глаза и его придаточного аппарата, системы кровообращения, мочевыделения, врождённые пороки развития. Серьезным индикатором ухудшения состояния здоровья детей является рост числа детей – инвалидов.
Социальный проект О необходимости занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №18 МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
Утвержден
приказом директора
МБОУ гимназии № 18
____________ Т.С.Криштафович
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
О необходимости занятий физкультурой учащихся с
ослабленным здоровьем
Автор проекта:
Куничкин Иван Иванович
Ученик 10 «А» класса МБОУ
Гимназия №18
МО город Краснодар.
Консультант проекта:
Федорова Наталия Викторовна
Учитель физкультуры гимназии №18
МО город Краснодар
Объект исследования:
Учащиеся МБОУ гимназии №18
МО город Краснодар
сроки реализации проекта: 1 год г. Краснодар
2017 год
Содержание
1. Введение;
2. Медицинские группы для занятий физической культурой;
3. Рекомендованные упражнения;
4. Упражнения в положении стоя;
5. Упражнения в положении лежа на спине;
6. Упражнения в положении лежа на животе:
7. Упражнения в положении стоя на четвереньках:
8. Структура занятия для основной группы школьников;
9. Структура занятий, направленная на улучшение осанки:
10.Примерный комплекс упражнений;
11. Вводная часть и разминка.
12. Основная часть;
13. Подведение итогов;
14. Мониторинг учащихся МБОУ гимназии № 18;
15. Заключения и выводы
16. Использованные источники информации.
Цель работы – повысить двигательную активность школьников для
укрепления здоровья у учащихся с ограничением нагрузки по медицинским
показаниям.
Задача исследования подобрать идеальные программы физических
тренировок для укрепления здоровья у учащихся с ограничением нагрузки по
медицинским показаниям.
исследования
гимназии № 18.
является организация и проведение
Объектом
самостоятельных занятий на уроках физической культуры в школе.
Предмет исследования учащиеся 5 – 11 классов МБОУ
Организация исследования
Данное исследование проводилось в период с сентября 2015 года по
январь 2016 года в несколько этапов.
Исполнитель проекта автор проекта, Куничкин Иван, ученик 10«А»
класса и волонтерская группа МБОУ гимназии № 18. Введение
Здоровье — залог того, что человек сможет быть полезным членом
общества. По данным Национального научнопрактического центра здоровья
детей Министерства здравоохранения Российской Федерации, крайнюю
обеспокоенность вызывает тот факт, что каждый третий ребенок уже с
периода новорожденности имеет различные болезни и отклонения в состоянии
здоровья.
По данным официальной статистики заболеваемость детей до 14 лет за
последние 10 лет увеличилась на 50%. У детей 15 – 17 лет на 64%
Наиболее распространенными стали болезни органов пищеварения,
костномышечной системы и соединительной ткани, глаза и его придаточного
аппарата, системы кровообращения, мочевыделения, врождённые пороки
развития. Серьезным индикатором ухудшения состояния здоровья детей
является рост числа детей – инвалидов.
Исход хронического заболевания в инвалидность чаще всего связан с
недостаточным уровнем профилактической работы со здоровым ребенком,
оздоровительной и реабилитационной с детьми, страдающими хронической
патологией. Не уделяется должного внимания восстановительному лечению
детей со сформировавшейся инвалидностью, но обладающих высоким
реабилитационным потенциалом, что снижает возможности их социально –
психологической адаптации.
В установленном законодательством РФ порядке школа несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Существенные негативные
тенденции произошли в состоянии здоровья школьников, что обусловлено
высокими учебными нагрузками, хроническим стрессом, гиподинамией и
ухудшением качества питания.
В настоящее время у 70% детей школьного возраста отмечается
недостаточная двигательная активность. Более половины учащихся вообще не
занимаются физической культурой. Гипокинезия во многом связана с
отсутствием мотивации к физической активности, что негативно влияет на
состояние здоровья школьников, способствует росту болезней органов
дыхания (на 18%), кровообращения (на – 35%), костномышечной системы (на
– 45%), а также травм, в том числе переломов (на – 15%).
Школьники нередко ведут малоподвижный образ жизни, объясняя это
отсутствием возможности или времени для занятий спортом. Регулярные
занятия спортом способствуют повышению эффективности работы
дыхательной системы. При этом снижается частота дыхательных движений и
увеличивается жизненная емкость легких. В результате однотипных движений
или длительного сидения (стояния) могут возникнуть изменения в
кровообращении, у многих школьников формируется неправильная осанка. На первом этапе:
проведён теоретический анализ и обобщение на основе
документальных материалов (классных журналов 5 – 11 классов в количестве
50 шт.), для выявления посещаемости школьниками с ослабленным
здоровьем уроков физической культуры;
определены цели и задачи исследования;
сформулирована гипотеза;
систематизация и обработка полученных данных;
Второй этап исследования проходил в образовательном учреждении с
привлечением медицинских работников.
составлен паспорт здоровья учащихся;
разработаны практические рекомендации врача индивидуально
каждому ребенку с ослабленным здоровьем;
проведено анкетирование и соцопрос учащихся и их родителей на
предмет знания своего организма и организма своего ребенка;
проведены классные часы и флешмопы на тему «Мое здоровье в моих
руках», «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»,
«Мое здоровье здоровье России».
просмотр видеофильмов с героями спортсменами
параолимпийцами;
пропаганда в виде печатного материала: буклетов, карточек с
комплексами ОФК. наблюдение на уроках физической культуры. В ходе
наблюдения отмечалось наличие учащихся, не занимающихся на уроках, а так
же наличие факторов, влияющих на их здоровье и возникновение
заболеваемости.
На третьем этапе исследования проводились мониторинги в
испытуемых оздоровительных группах (октябрь 2015 и май 2016г.)
Чтобы исключить негативные последствия
от занятий физкультурой по основной школьной
программе, необходимо провести тестирование,
с привлечением медперсонала и распределить
школьников в соответствии с состоянием
здоровья, физическим развитием, уровнем общей
физической подготовленности и
тренированности на медицинские группы.
МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем
общей физической подготовленности детей школьного возраста делят на три
медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. 1. Основная медицинская группа.
В неё включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или
с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую
подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе
следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной
программой) в полном объёме, а также сдачу контрольных нормативов с
дифференцированной оценкой, рекомендуются дополнительные виды занятий
в избранном виде спорта.
2. Подготовительная медицинская группа.
В неё включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в
физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную
физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же
обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения
упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.
Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся
совместно с основной группой по учебной программе; обе группы сдают
установленные контрольные нормативы. При этом дети и подростки,
отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых
ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных
навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в
дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической
подготовленности.
3. Специальная медицинская группа.
В неё включаются учащиеся, имеющие такие отклонения в состоянии
здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической
нагрузке.
Занятия по физической культуре со школьниками, этой группы должны,
проводится по специально разработанной программе в условиях обычного
режима школы, под наблюдением врача.
Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья
нуждаются в занятиях лечебной физической культурой. К сожалению, не каждое учебное заведение может себе позволить
проводить занятия ЛФК, в связи с отсутствием специалистов, поэтому дети с
ограничением по состоянию здоровья, вместо запланированных трех
обязательных уроков физкультуры, зачастую просто просиживают в сторонке
в качестве сторонних наблюдателейзрителей. Это ещё больше усугубляет
течение основного заболевания, так как гиподинамия приводит к ухудшению
состояния здоровья.
В последнее время наблюдается увеличение количества школьников с
нарушениями осанки, сопоставимую с начальной стадией сколиоза. К
сожалению, не у всех вовремя диагностируется это заболевание в начальной
стадии. Это приводит к тому, что дети, занимаясь на уроках физкультуры не
только не улучшают своё здоровье, но и наносят непоправимый вред.
Некоторые виды нагрузок усиливают нестабильность позвоночника и
могут усугубить уже имеющееся искривление. Поэтому из комплекса
упражнений для детей с нарушением осанки и выявленным сколиозом
необходимо исключать следующие занятия: Бег, особенно в 34 степени
сколиоза.
Различные подвижные игровые виды спорта, спортивные танцы,
элементы акробатики, активное вытяжение позвоночника, вис на перекладине,
подтягивание, гири, штангу и другие элементы тяжелой атлетики,
приседание на одной ноге, кувырки через голову, резкие повороты туловища.
Вообще, все асимметричные нагрузки потенциально опасны, и поэтому
должны быть тщательно продуманы и разработаны для каждого конкретного
школьника. В условиях плотного учебного графика и большого количества
учеников в классах, это сделать практически невозможно, но можно
постараться простым методом визуального наблюдения выявлять особенности
отдельных категорий учащихся, находить к ним индивидуальный подход.
Нельзя разрешать учащемуся выполнять неподготовленные действия.
Перед основной частью занятия, перед соревнованиями нужна достаточная
разминка. При выполнении ряда упражнений необходима страховка и знание
элементов самостраховки. Часть необходимых для корректировки здоровья упражнений, можно
включить в общую разминку, а после неё определить объём занятий для
основной и вспомогательной групп, не ущемляя права на обучение всех групп.
Следует помнить, что при появлении болей в спине во время занятий
необходимо остановить выполнение упражнений и проконсультироваться со
специалистом.
В целях безопасности необходимо соблюдение следующих правил:
Соблюдения техники безопасности на занятиях ОФК;
Знание и соблюдение правил здорового образа жизни,
Врачебный контроль.
Правила личной гигиены.
Качественная разминка и разогрев мышц.
Правильное выполнение техники движений.
Баланс между силой и гибкостью.
Соблюдение методических принципов и техники безопасности,.
Квалификация учителя.
Необходимо давать школьникам теоретические сведения в области
физической культуры, информировать занимающихся о возможности
получения оздоровительных систем, коррегирующих комплексах упражнений,
профилактики заболеваний.
Также необходимо заинтересовать детей занятиями спортом, чтобы они
стремились не только посещать уроки физической культуры, но и заниматься
спортом в различных секциях для предотвращения гипокинезии и
гиподинамии, а так же повышения адаптации к физическим нагрузкам.
Детей следует вовлекать в массовые физкультурно – оздоровительные
мероприятия. Рекомендованные упражнения: Упражнения в положении стоя:
Выполняем ходьбу на месте, стараясь держать ровно осанку.
Поднимаемся на носочках и тянем руки как можно выше, затем плавно
опускаем.
Тянем руки наверх, но при этом ступни ног остаются на полу, так же
медленно опускаем руки.
Упражнения в положении лежа на спине:
В положении лежа на спине, тянем правый локоть к левому колену, затем
меняем позиции.
Подтягиваем каждое колено к груди поочередно, фиксируем его, считаем до
5, медленно опускаем.
Зафиксировав руки на полу, поднимаем обе ноги и медленно стараемся
наклонить их в левую, а затем в правую сторону. Медленно поднимаем ноги, согнутые в коленях, к животу и делаем один
хлопок руками за коленями.
Прижимаем плечевой пояс плотно к полу, одновременно тянем ноги и спину и
считаем до 30.
Упражнения в положении лежа на животе:
Вытягиваем руки перед собой, затем поднимаем ноги от пола, одновременно
при этом тянем мышцы спины, фиксируя в таком положении на несколько
секунд. Можно покачаться взадвперед.
Руки соединяем в замок за головой, затем стараемся медленно поднять голову
вверх и прогнуться в таком положении, фиксируем на несколько секунд.
Опираемся впереди себя на ладони рук и поднимаем поочередно каждую ногу
как можно выше от пола.
Упражнения в положении стоя на четвереньках:
Выпрямляем правую руку и тянем ее вперед, при этом левую ногу поднимаем
и фиксируем в таком положении тело на несколько секунд.
Прогибаем мышцы спины, при этом стараемся поднять голову как можно
выше, фиксируем в прогнутом состоянии спину на несколько секунд.
Поднимаем спину, при этом стараемся дотянуться правым коленом до
головы, затем медленно меняем ногу и повторяем движение.
Подбор упражнений строго индивидуален.
Структура занятия для основной группы школьников,
направленная на улучшение осанки:
На первом этапе выполняется разгрузка позвоночника и постепенный
разогрев (разминка). Это позволит подготовить мышцы и сердечно
сосудистую систему к последующей тренировке, снизить риск травматизации.
Повышается эластичность связок и улучшается кровоснабжение, так что
упражнения не будут болезненными, а образующаяся при работе мышц
молочная кислота не будет скапливаться в них.
Второй этап – основная нагрузка. Он состоит из нескольких
комплексов, каждый из которых выполняется в несколько подходов. Между
ними делаются разгрузочные паузы. При этом не надо полностью прекращать
движения, желателен шаг на месте с восстановлением ритма дыхания,
вытягивающие упражнения.
После завершения основного этапа проводится общая ритмичная
нагрузка с восстановлением ритма дыхания. Она включает различные виды
ходьбы, дыхательные упражнения, некоторые виды вытягивающих движений.
При выполнении общих упражнений необходимо учитывать, что для группы с
нарушением здоровья, некоторые упражнения запрещены.
Список запрещенных упражнений:
в вис на перекладине, вытягивание позвоночника без опоры
вращательные движения. Примерный комплекс упражнений
Вводная часть и разминка. Начинается с принятия правильной (по
возможности) осанки стоя у стены, удержания этой позы при различных видах
ходьбы. Постепенно на фоне дыхательных упражнений проводится разогрев
мышц плечевого пояса, рук, ног.
Основная часть. Чередующиеся методики силовых, корригирующих и
разгрузочных упражнений с захватом мышц спины, ягодиц и брюшного пресса.
Проводятся лежа и стоя, а также с принятием специальных поз. После
силовых комплексов необходима пауза для разгрузки и пассивного
вытяжения.
Заключительная часть. Различные виды ходьбы, удержание
правильной осанки, дыхательные техники.
Подведение итогов
Основными причинами возникновения заболеваний:
1. Незнание или несоблюдение правил здорового образа жизни;
гиподинамия, плохое питание, не соблюдение режима труда и отдыха;
2. Плохое физическое развитие детей, слабое здоровье, плохое
самочувствие во время занятия физической культурой; 3. Плохая подготовка организма занимающихся (недостаточная
разминка) к нагрузке в основной части урока;
4. Отсутствие строгой дисциплины на уроке физической культуры (по
различным причинам: усталость, конфликты в классе между детьми, в семье, а
так же неудачи на других предметах, следует отметить, что мальчики менее
дисциплинированны, чем девочки).
5. Постепенная дозирования нагрузок, последовательности в овладении
двигательными навыками;
6. Индивидуального подхода;
7. Обязательного инструктажа и контроля за выполнением упражнений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Если мотивировать учителей физкультуры, предоставлять им
возможность выбора программы индивидуального обучения школьника, то в
рамках гимназии вполне возможно выделение отдельной категории учащихся
для занятий физкультурой по облегченной (индивидуальной) программе
одновременно с занятиями основной группы.
Учитель перед каждым занятием проверяет место занятий и следит за
тем, чтобы не было посторонних предметов, посторонних лиц, во время
занятий, следят за поддержанием нормальной температуры, обеспечением
достаточного освещения и вентиляции, контролируют качество инвентаря и
оборудования, проверяют защитные приспособления.
Проверяет соответствие спортивного костюма и обуви учеников.
Необходимо строгое выполнение принципов рациональной методики
обучения занимающихся: постепенности в дозировании нагрузок,
последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального
подхода; обязательного инструктажа и контроль за выполнением
упражнений.
Использованные источники информации:
1. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Здоровье детей России как фактор
национальной безопасности. НЦЗД РАМН г. Москва, Россия
2. moyaspina.ru/kompleksfizicheskihuprazhneniydlyaspinypriskolioze
3. proartrit.ru/boleznispiny/iskrivlenija/osobennostifizicheskihzanjatijpri
skolioze.html
4Группы здоровья. Ограничения.
http://www.privivkam.net/iv/viewtopic.php?f=29&t=8617 (05.04 2010г);
5.Гиподинамия. Профилактика, симптомы и влияние этой болезни на
человеческий организм. http://www.gormedspravka.com/articles/95/276
gipodinamiyaprofilaktikasimptomyivliyanieyetojboleznina
chelovecheskijorganizm.html;
6.Зайцева В. Давайте учитывать группу здоровья.
http://zdd.1september.ru/2006/03/6.htm (05.04 2010г);
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "О необходимости занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "О необходимости занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "О необходимости занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "О необходимости занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "О необходимости занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "О необходимости занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "О необходимости занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "О необходимости занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "О необходимости занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "О необходимости занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "О необходимости занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "О необходимости занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.