«Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях работы по ФГОС»
Без обновления образования не может состояться обновление общественной жизни, поэтому исключительно значимой и актуальной общественной проблемой является стратегия улучшения системы образования с учетом социального заказа, накопленного опытом. Длительное время учебно - воспитательный процесс был направлен в учебных заведениях на стандартизацию, как личности обучающегося, так и преподавателя. Сами учебные заведения превратились как бы «в маленькую модель государства». Государственный Образовательный Стандарт несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности обучающихся. В настоящее время происходят качественные изменения во всех сферах образования, предполагающие изменения требований к качеству профессиональной компетентности будущих специалистов.
Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным. Становление и развитие гражданского общества рождает острую необходимость в педагогах, обладающих высокой профессиональной компетентностью.
Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, необходимо сделать учебный процесс максимально эффективным. Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
• в систему контроля и оценки уровня образования;
• в учебно-методическое обеспечение;
• в систему воспитательной работы;
• в учебный план и учебные программы;
• в деятельность учащегося и учителя.
В последнее время у специалистов сферы образования (общего, профессионального) появилось понимание необходимости проведения оценки качества предоставляемого образования. Проведенный анализ выступлений и публикаций специалистов показал, что в международной и российской практике качество образования рассматривается в алгоритме осуществления 3 шагов: определение понятия «качество образования»; разработка инструмента и процедуры оценки качества; становление системы оценки и повышения качества образовательных систем.
Согласно № 273–ФЗ (ст. 2, п. 29), «качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, ФГТ и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Обращаем ваше внимание на то, что Закон фиксирует возможность различия (несовпадения) между государственными требованиями (их определяет ФГОС) и потребностями общества. Таким образом, определяется необходимость изучения общественного заказа и качественного соответствия и ему тоже.
В последнее время возрождение профессионального образования в нашей стране возведено в ранг задачи государственной важности, от грамотного решения которой зависит будущее промышленности и экономики России. Реализация интегрированных программ, разработанных с учетом требований ФГОС СПО, профстандартов РФ и стандартов WorldSkills позволит повысить престиж профессий, расширить спектр образовательных услуг, повысить социальную защищенность и конкурентоспособность выпускников колледжа с учетом передового международного опыта и интересов работодателей. Анализ ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг позволяет сделать вывод, что существует потребность в интегрированных образовательных программах, которые позволяют получить рабочую профессию и повысить уровень профессиональных компетенций до уровня высококвалифицированного специалиста, востребованного как в России, так и в других индустриально-развитых странах.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой применение стандартов WorldSkills в образовательный процесс как фактор повышения качества образования.
Цель исследования: выявить и обосновать условия организации занятий по учебной практики с внедрением стандартов WorldSkills.
В соответствии с целью исследования определяются задачи:
· изучить и выявить проблемы развития системы среднего профессионального образования России;
· разработать методику организации занятий с использованием стандартов WorldSkills;
· проанализировать результаты внедрения стандартов WorldSkills в образовательный процесс.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретические – анализ литературы, анализ документов, обобщение и систематизация материала;
эмпирические – изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа с обучающимися, анализ результатов деятельности обучающихся, опрос, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент.
Эти технологии обогащают образовательный процесс за счёт внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; обеспечивают связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, универсальных учебных действий, способности принять решения в неопределённых ситуациях.
С учетом стандартов WS инструкционно - технологические карты могут быть заменены на техническое описание. Техническое описание - это документ, определяющий название профессии (компетенции), последовательность проведения соревновательной части, критерии оценки конкурсных работ участников, требования к профессиональным навыкам участников, умениям и навыкам, общий состав оборудования, компоненты, оснастку, основное и дополнительное оборудование, требования по нормам охраны труда и технике безопасности, разрешенные и запрещенные к использованию материалы и оборудование.
Существенные недостатки в профессиональной подготовке и формировании технологической культуры студентов приводят к тому, что они больше подготовлены как «теоретические» специалисты, но на практике востребованы выпускники, которые могут «думать» руками быстро и качественно! Именно такие работники в условиях рыночной экономики, интенсификации закона перемены труда быстрее адаптируются в окружающем мире, смогут углубить специализированные знания и умения по выбранной профессии, специальности, довести профессиональную компетентность до уровня международных стандартов.
И с каждым учебным годом крепнет уверенность в том, что интеграция профстандартов РФ и международных стандартов WorldSkils в программы подготовки квалифицированных рабочих позволяет совершенствовать уровень профессионального мастерства учащихся, повысить учебно-профессиональную мотивацию и мотивацию достижения успеха, выявить и подготовить наиболее подготовленных студентов для участия в соревнованиях WSR. У обучающихся изменилось отношение к учению. Они стали воспринимать учебный процесс не как обременительную и скучную обязанность, а как возможность получить рабочую профессию и повысить уровень профессиональных компетенций до уровня высококвалифицированного специалиста.
Как показывает практика, инновационные методы дают возможность более быстрыми темпами получить нужный результат. Постепенный отход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к использованию инновационных методов в профессионально-ориентированном обучению и на современном этапе развития образовательных технологий является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у учащихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.