ФГОС задают новый вектор развития начального общего образования. Перед начальной школой стоит задача формирования у младших школьников умения учить себя самостоятельно, что и является основополагающим принципом системно-деятельностного подхода.
Важное место в этом процессе занимает формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
Работая с современными детьми, я заметила, что у большинства учащихся не сформированы читательские навыки. Зачастую именно это является причиной неудач и неуспеваемости не только младшего школьника, но и ученика средней и старшей школы. Ведь только сформированная техника чтения позволит ребенку осознано прочесть задачу, параграф по другим предметам, позволит анализировать информацию и работать с текстом. Анализируя то, как дети начальной школы справляются с ВПР, РПР, понятно, что часть ошибок связано с неумением осознанно читать, работать с текстом.
Вот поэтому меня как педагога эта проблема особенно волнует, и я стараюсь искать пути её решения.
Ссылаясь на исследования психологов, ученых, ведущих педагогов в этой области таких как: Иван Трофимович Федоренко, Всеволод Николаевич Зайцев, Галина Геннадьевна Мисаренко, Валерий Борисович Эдыгей и др.
проблемы чтения можно разделить на 8 групп:
1. Слабо развитая артикуляция.
2. Малое поле зрения в момент фиксации чтения.
3. Отсутствие должной концентрации внимания.
4. Регрессии (повторы при чтении).
5. Уровень развития оперативной памяти.
6. Отсутствие антиципации (прогнозирования).
7. Отсутствие программы гибкого чтения.
8.Недостаточное понимание прочитанного.
Поэтому методика работы над техникой чтения, как инструментом познания, построена именно на решении этих проблем.
Из своей практики я хочу поделиться теми приемами работы над формированием и совершенствованием техники чтения, которые использую систематически на своих уроках.
1 тип упражнений рассчитан на развитие артикуляции.
-Практически каждый урок чтения я начинаю с артикуляционной гимнастики (скороговорки, чистоговорки).
-Давайте познакомимся со скороговоркой.
У тракториста с трактором
Разные характеры.
Трактор ворчит-
Тракторист молчит.
Трактор молчит-
Тракторист ворчит.
-А теперь поработаем со скороговоркой, используя разные приемы:
Карточки ТМ (читаем тихо и медленно), У ( в умеренном темпе), ГБ (громко и быстро).
-Можно читать скороговорку с разным настроением: весело, грустно, гневно, с мольбой.
2 тип упражнений. Чтение с ускорением: «спринт», «дождик», «бросок-засечка».
При выполнении этих приемов существует риск потери осознанности чтения. Поэтому предлагаю в парах рассказать друг другу о прочитанном?
3 тип упражнений учит ребенка гибкой системе чтения: не все тексты нужно читать одинаково. Некоторые (уже после ознакомления) следует только просматривать в поиске информации.
-Прием «разведка» (поиск в тексте отдельных слов, предложений)
Во избежание регрессий полезно читать с линеечкой, двигая её, закрывая прочитанное.
4 вид упражнений направлен на развитие антиципации (предугадывания, прогнозирования) по заголовку текста и первому предложению.
На развитие антиципации рассчитаны и такие упражнения:
-потерянные буквы
- «закончи предложение»
-«зазеркалье»
-«слова рассыпались»
-«найди границы слов»
-«слова без гласных»
-«слова без окончаний»
-анаграммы
5 тип упражнений позволяет увеличить угол зрения в момент фиксации чтения. Это прием - «Зеленая точка».
Задача ребенка, фиксируя внимание только на зеленой точке, не двигая глазами, боковым зрением прочитать как можно больше слов. Такой прием лучше осваивать в парах. Задание можно усложнить, задав простой вопрос:
-Какое слово лишнее?
Кроме вышеперечисленных приемов результативными являются:
- чтение предложения с разной интонацией
-чтение с логическим ударением
- «взлёт-посадка»
-зрительные диктанты «молнии»
-«засечка»
Все эти упражнения направлены не только на формирование определенных навыков, кроме этого они развивают такие процессы как внимание, память, мышление.
Считаю невозможным существенное совершенствование навыков чтения без домашнего чтении. Здесь важную роль играет мотивация. Очень эффективная форма работы - ведение читательских дневников. Детям дается список рекомендуемой литературы для самостоятельного чтения. Один раз в неделю дневники проверяются и учитель делает свои пометки и рекомендации. В первом и начале второго класса записи в дневниках делают родители. Затем обучающиеся ведут их самостоятельно.
Готовясь к уроку литературного чтения, подбираю набор из 2 -4 х приемов на совершенствование ТЧ, предусматривая, чтобы они были разной целевой направленности и заняли не более 5-7 минут учебного времени.
Главное – эти упражнения эффективны только при систематическом использовании. В рамках системно-деятельностного подхода к обучению, такая работа позволяет ребенку в совершенстве овладеть техникой чтения как инструментом познания. Следовательно, ученик на уроке чувствует себя психологически комфортно, уверенно работает с текстом и информацией и тратит на это минимум времени и усилий.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.