Советы для тех, кто устал учиться за ребенка.
В идеальном мире дети сами укладываются спать, и уроки сами делают – но увы, в реальности все не так. Большинству родителей школьников все- таки приходится помогать с домашними заданиями. Чтобы не засиживаться с этим до утра, а еще лучше – приучить ребенка делать домашние задания самостоятельно, важно учитывать его особенности.
Как дела с вниманием?
Плохо концентрируется, легко отвлекается.
Детей с такими проблемами все больше и больше, синдром дефицита внимания и гиперактивности сегодня встречается чуть ли не у каждого пятого! Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться на задании, можно попробовать метод «орла и черепахи».
Представьте орла, который летит над городом: он видит общую схему улиц и основные точки, но детали от него ускользают. А черепаха, которая ползет внизу, видит больше подробностей, но полной картины у нее нет. Так вот, чтобы помочь ребенку удержать фокус на задаче, надо дать ему и точку зрения орла, и точку зрения черепахи. Поэтому чередуем общее описание и частные детали.
Например, задали задание по окружающему миру прочитать про круговорот воды в природе – сперва изучаем теорию по учебнику. А потом переключаемся на конкретные примеры: вспоминаем, как быстро высохли лужи после недавнего дождя и проговариваем, куда они делись по пунктам.
Сосредоточен на задании.
Обычно такие дети и сами справляются с домашним заданием –тут от родителей требуется разве что проверить ошибки. Но, увы, и у этих ребят есть свои проблемы. Часто они настолько погружаются в задания, что к вечеру чувствуют себя абсолютно измотанными! И перерывы не всегда помогают. Ребенок может пить чай, но мыслями оставаться в своем задании.
Можно давать таким детям небольшие упражнения на мелкую моторику. Или предложить порисовать второй рукой – правшам левой, левшам правой. Это позволит перезагрузиться и вернуться к заданиям со свежей головой.
Для обоих типов.
Стоит попробовать делать уроки с таймером «по методу помидора». Согласно автору этого метода период наибольшей эффективности для работы над какой- либо задачей составляет 25 минут. Так что заводим таймер: 25 минут на уроки, затем 5 минут на перерыв.
После четырех таких «помидоров» младшим школьникам пора заканчивать с учебой на сегодня. А подросткам стоит как минимум взять большую паузу и полчасика отдохнуть.
Долго ли делает уроки?
Копуша.
Если ребенок подолгу сидит над тетрадками, надо сравнить «показания» с другими родителями в чате. Может быть, проблема в учителе, который задает слишком много на дом? Тогда стоит обсудить это с педагогом. Другие дети справляются с домашними заданиями быстрее? Тогда, возможно, ваш ребенок не умеет распределять нагрузку по дням недели. И обязательно оставьте хотя бы один выходной!
Если же учителя не задают ничего сверх нормы ,а ребенок засиживается за учебниками каждый день, возможно, он просто медлительный. Такая вот индивидуальная особенность. Тогда пытаться торопить ребенка бесполезно! Это лишь создаст стрессовую ситуацию, и в детской голове будет сплошная каша. А делать с копушей уроки вместе в его темпе – стресс уже для родителей.
Единственный вариант – отправлять ребенка садиться за уроки пораньше. И периодически посматривать, чтобы он совсем не улетел мыслями в облака.
Почаще обращайте внимание ребенка на то, как течет время. Например , попросите засечь 7 минут, пока варятся спагетти. «У тебя есть 15 минут на сборы» и т.п. Пусть привыкает, что минуты складываются в часы , а часы – в сутки. И они не резиновые.
Торопыга.
У детей , которые расправляются со всеми домашними заданиями за 10-15 минут. Часто бывают ошибки из-за спешки. Не прочитал до конца задание. Не перепроверил задачу- сделал ошибки в простейшем примере.
Часто такие дети настоящая головная боль! Все-то за ними надо перепроверять, иначе не вылезти из троек. Чтобы привить таким торопыжкам немного усидчивости , можно… пустить все на самотек и позволить ребенку совершить ошибки. Да, на какое-то время оценки просядут, зато он совершенно точно поймет, что это его зона ответственности и никто за него проверять уроки не будет.
А что делать если школьник тормозит?
Не все дети хорошо воспринимают информацию из учебника. Некоторые лучше усваивают ее на слух, а другим нужны схемы и картинки. Чтобы помочь ребенку лучше запомнить те или иные темы, можно использовать следующие приемы:
• Веселый диктант. Часто школьнику просто скучно запоминать орфографию и словарные слова. Чтобы добавить элемент игры, можно сочинить свой собственный забавный диктант с нужными словами.
• Сказка с подробностями. Теорию и задачи из учебника некоторые проще запомнить, если дополнить их подробностями. Например, придумать вместе с ребенком , что это за пункты А и Б и что именно везут туда поезда, которые туда идут.
• Комиксы. Некоторые задания проще сделать, если нарисовать к ним поясняющие картинки и схемы. Например, изобразить тот самый бассейн и трубы, по которым течет вода. А рисование мини иллюстраций поможет выучить стихотворение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.