"Советская поэзия"

  • Мероприятия
  • doc
  • 14.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мероприятие посвящено советской поэзии, поэзии 50-70-х годов 20 века. Многие, наверное, думают, что эти песни уже давно устарели, что они не современны, не интересны нынешней молодежи. Но я очень надеюсь, что, услышав стихотворения и песни этого периода, вы измените свое мнение и убедитесь, что 50-70-е годы подарили нам много красивых песен, что стихи этих лет отличаются красотой и музыкальностью, необычной формой и глубоким содержанием.
Иконка файла материала Советская поэзия.doc
Вступление. Сегодня наше мероприятие будет посвящено советской поэзии, поэзии 50-70-х годов 20 века. Многие из вас, наверное, думают, что эти песни уже давно устарели, что они не современны, не интересны нынешней молодежи. Но я очень надеюсь, что, услышав сегодня стихотворения и песни этого периода, вы измените свое мнение и убедитесь, что 50-70-е годы подарили нам много красивых песен, что стихи этих лет отличаются красотой и музыкальностью, необычной формой и глубоким содержанием. Песня: И.Тальков. «Чистые пруды». Общая характеристика поэзии. Двадцатилетний период – с конца 1950-х годов до конца 1970-х годов – оставил значительный след в истории развития русской поэзии. Это было время необыкновенного оживления общественного интереса к лирике. Ведь начавшаяся в конце 50-х годов «оттепель» затронула все сферы жизни советского человека. Среди основных завоеваний «оттепели» следует назвать не только разоблачение культа И.Сталина и реабилитацию политзаключенных, смягчение политического режима и возвращение широкому читателю запрещенных имен и произведений. Один из важнейших признаков этого периода – пробудившийся интерес к «частному» человеку, его чувствам и проблемам. Стихотворение: Е.Евтушенко. «Людей неинтересных в мире нет». «Громкая» (эстрадная) поэзия. Непосредственно с этим интересом связан настоящий «поэтический бум», охвативший страну в конце 50-х – начале 60-х годов. Небывалое явление: поэты читают свои стихи в переполненных залах и даже на стадионах. Многочисленные поэтические вечера собирают огромные аудитории. Сборники стихотворений выходят тиражами 25, 50, 100 тысяч экземпляров! Причем массовые тиражи вновь появившихся сборников мгновенно раскупаются, а некоторые из них даже не доходят до прилавков магазинов. Удивительно мощное эхо! Очевидно такая эпоха… (Л.Мартынов).Появилась новая, так называемая «эстрадная» поэзия, открытая широкой публике. Молодые поэты – Андрей Вознесенский (1933 г.р.); Евгений Евтушенко (1933 г.р.); Роберт Рождественский (1932-1984); Белла Ахмадулина (1937 г.р.) – приобрели широкую популярность, выступая с поэтической «эстрады». Песня: Белла Ахмадулина («Жестокий романс»). Евгений Евтушенко. Евгений Александрович Евтушенко – один из самых популярных и хорошо известных современных поэтов – родился в 1933 году. Большое место в творчестве Е.Евтушенко занимает любовная лирика. Все его стихи о любви наполнены тревожным биением сердца: в них измены, прощания, разлуки, одиночество. Стихотворение: «Заклинание» («Думай обо мне»). В его стихах путь к любимой –поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе. Евтушенко умеет разговаривать стихами. Его стихи открываются непосредственным обращением к другу, любимой. Стихотворение: «Любимая спи». Е.Евтушенко написал много стихов о любви и дружбе. Он автор многих патриотических песен. Песня: «Хотят ли русские войны».Роберт Рождественский. Роберт Рождественский родился 20 июня 1932 в селе Косиха Алтайского края, в семье военнослужащего. В девять лет оказался в детском доме - родители ушли на фронт. Умер Роберт Рождественский 20 марта 1994. Стихи Р.Рождественского необычны по форме. Особая стихотворная строка, особый ритм – все это характерно для его произведений. Содержание стихотворений Р.Рождественского также заставляет задуматься. В своих стихах про любовь он не просто воспевает это чувство, а заставляет задуматься: что такое любовь, чем можно пожертвовать во имя любви? Некоторые стихотворения Р.Рождественского так полюбились читателям, что их многократно переписывали, часто изменяя первоначальный текст, переделывая, добавляя что-то свое. Иногда читатели сами сочиняли продолжения полюбившихся стихов. Стихотворение: «Я в глазах твоих утону». Стихотворение: «Ты в глазах моих утонуть сможешь». Многие стихотворения Р.Рождественского были положены на музыку. Песни на его стихи поют миллионы. Рождественский обладает завидным даром интонации, - слова ложатся на музыку естественно, словно и не существовали без нее. Для песен поэта характерно два ведущих мотива: героическая патетика («Я сегодня до зари встану») и лирическая задушевность. Песня: «Ноктюрн».Авторская песня. Название это условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Но все же авторская песня – прежде всего явление литературное, так как эти песни интересны в первую очередь стихами. Гражданственная, патриотическая тематика представлена в самодеятельных песнях наиболее сильно, наиболее разнообразно. Как- то в интервью Булат Окуджава сказал: «Я часто смотрю телевизор, и меня отталкивают лица людей. Все истерично доказывают собственную правоту. Эта истеричность, на мой взгляд, говорит об их неуверенности. Так, когда наши “патриоты” кричат о своем патриотизме и бьют себя кулаками в грудь, у меня это вызывает подозрение. Я в их патриотизм не верю. Потому что патриотизм – дело тихое… Любить вообще надо тихо». Очень сильна нота памяти минувшей войны. Немало песен о войне создано уже в мирное время. Песня: В.Высоцкий «Он не вернулся из боя». Авторы-исполнители не стремились к официальному признанию, они часто принадлежали к дальним от литературного творчества профессиям. Для одних песенное творчество стало основным делом в жизни, другие обрели известность благодаря отдельным песням, а некоторые вообще остались неизвестными: в памяти современников сохранились лишь их произведения. Путь поэтов-бардов не был устлан розами. Не секрет, что многих из них преследовали и притесняли официальные власти. Отчасти, может быть, по этой причине или потому, что студенческая молодежь любилапутешествовать, уезжать из городов на природу, концерты авторской песни чаще всего проводились в лесу, у костра. Затем эти концерты превратились в ежегодные фестивали. Нехитрая походная атрибутика (печеная картошка, палатки, рюкзаки) приносят неповторимое ощущение романтики. Участники концертов ночевали в палатках, выступали на поляне в тренировочных костюмах, майках и зеленых куртках-спецовках. А единственным аккомпанементом служила гитара. Песня: Б.Окуджава «Ваше благородие…». В самодеятельных песнях есть все оттенки любовного чувства, которые только доступны человеку, не пропущено, пожалуй, ни одной ситуации, что могут возникнуть между любящими. В них поют о предчувствии любви, о любви ушедшей, о неразделенной любви и бесшабашной. Поют в шутку и всерьез. Слагают песни разных форм и видов – от романсов до «страданий». Песня: О.Митяев «С добрым утром, любимая». Но часто тема дружбы для бардов важнее темы любви. Она является своеобразным критерием правильности жизненных приоритетов. А голова полна бессонницей, Полна тревоги голова моя, И как расти не может дерево без солнца, Так не могу я жить без вас, друзья. (В.Канер «А все кончается»). До сих пор существуют регулярные фестивали авторской песни Валерия Грушина. Фестивали проводятся с 1968 года под Самарой в первую субботу-воскресенье июля и собирают до 200 тысяч человек. Кассеты с песнями поэтов-бардов (Булата Окуджавы (1924-1997г.); Владимира Высоцкого (1938-1980г.); Юрия Визбора(1934-1984г.); Олега Митяева; Ю.Кима; А.Галича; А.Городницкого) не продавались в магазинах, но стояли на полке почти в каждом доме. Тексты авторских песен почти не выпускались в сборниках, а любовно переписывались от руки. «Тихая лирика».Во второй половине 60-х годов как противостояние «громкой» поэзии возникает «тихая лирика». Домашний очаг, общение с природой – основные приоритеты поэтов «тихой лирики». Им чужды новации формы, они стремятся к классической ясности стиха. Нового движения придерживались Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Рубцов. Стихотворение: Н.Рубцов «Улетели лист Медитативная лирика. В середине 20 века получила свое развитие и, так называемая, медитативная «высокая» поэзия (творчество Николая Заболоцкого, Арсения Тарковского, Юрия Левитанского). «Высокая» поэзия говорила о наиважнейших человеческих чувствах, раскрывала «вечные» темы, например, темы любви и смерти. Юрий Давыдович Левитанский писал: «В настоящей поэзии всего две темы. Она – о любви и смерти». «Высокая» лирика медитативна. Она изображает сам процесс лирических размышлений, а не навязывает читателю готовых ответов на поставленные вопросы, она заставляет читателя задуматься. Стихотворение: Ю.Левитанскмй «Каждый выбирает для себя». Заключение. Закончить наше мероприятие я хочу стихотворением; стихотворением, написанном Е.Евтушенко о женщинах, написанном для мужчин. Ведь никогда мужчинам нельзя забывать, что женщиной надо восхищаться, любить ее, добиваться ее любви, что любовь – это не какое-то «удобство», это муки, страдания, это подвиг. Не каждый умеет любить, не каждому хватает на это смелости. Стихотворение: Е.Евтушенко «Неразделенная любовь». Песня: Николай Заболоцкий «Очарована, околдована».Андрей Дементьев. Выдающийся современный поэт и журналист Андрей Дмитриевич Дементьев родился в Твери 16 июня 1928 года. Тематика стихотворений Дементьева очень разнообразна, но его стихи всегда очень искренни и чисты. Поэт воспевает бескорыстную любовь. Стихотворение: «Монолог Врубеля». Стихотворение: «Я по тебе схожу с ума». Любовь может спасти, уберечь от беды. Стихотворение: «Баллада о любви». Тонкий лиризм, темы любви и добра, прозрачность и естественность поэтических образов, богатство красок и ритмов, напевность и музыкальность стихов Дементьева привели к тому, что более 100 из них стали песнями. На стихи поэта писали музыку известные композиторы Раймонд Паулс, В.Мигуля и другие. Песня: «А мне не надо». К сожалению, любовь не всегда – чистое, бескорыстное чувство. Стихотворение: «Душа не хочет перемен» («Любовь не только возвышает»). В своих стихотворениях А.Дементьев ставит общезначимые проблемы: верность, долг мужчины перед женщиной, долг родителей перед своими детьми. Стихотворение: «Женщина уходит из роддома». Стихотворение: «Всех дороже» («Отцы»). Конечно же, не мог А.Дементьев остаться равнодушным к трагическим страницам нашей истории. Война в Афганистане – одна из тем его творчества. Песня: «Афганистан».