Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию речи дошкольников
Оценка 5

Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию речи дошкольников

Оценка 5
docx
12.02.2023
Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию речи дошкольников
Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию речи дошкольников.docx

Современные формы и методы работы в ДОУ

по развитию речи дошкольников

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека.

А чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому необходимо выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребёнка является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого

Перед современной педагогикой стоит проблема внедрения новейших методов обучения и воспитания дошкольников. К таким методам относится группа приемов, основанных на составлении алгоритма действий в схемах, символах, графических, иллюстрированных планах, мнемосхемах. Усвоение знаний представляет собой систему последовательно формирующихся процессов, где всякое новое действие в начале выполняется дошкольниками во внешней материальной форме с внешними объектами или с их моделями и только постепенно через ряд этапов оно преобразуется в действие внутреннее и становится актом их мышления и памяти.

Нетрадиционные методы и приемы речевого развития дошкольников

1.       Перфокарта – это индивидуальная карточка с отверстиями в определенных позициях, а также  чистый лист бумаги внутри. На карте находятся окошки для фиксирования ответов детей.

Например, пособие «Логопедические перфокарты», автор  Яценко Марина Вячеславовна.

Цель: формирование фонематического слуха путем нахождения заданного звука в словах и на основе громкого проговаривания.

https://sun9-80.userapi.com/impg/NtJbwcFgANNgLkZUIuPmhI2-jngaRWQde6SBHg/8Egiv83_zNg.jpg?size=1076x736&quality=96&sign=569f43901ad8e30c56a29eb5dd0d6cbe&type=albumДля игры изготовлены перфокарты на дефектные звуки речи (С, З, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Л, Р) На каждой карте  картинки, а под каждой картинкой окошко. Картинки подобраны так, что часть из них содержит в названиях заданный звук.  Под карту кладется лист  бумаги. Задача игрока – найти все картинки, имеющие в названии заданный звук, и поставить в окошке под картинкой любой значок (крестик, кружок). После этого лист бумаги вынимается,  и все пометки соединяются линиями. Если картинки определены правильно, должна получиться буква, обозначающая заданный звук.

2.       Кодирование - это знакомые звуки и цифры обозначающиеся условными знаками.

ü звуковой анализ

ü цифровое обозначение слогов, слов

ü буквенное обозначение цифр, примеров

ü геометрическое обозначение букв, слов

ü обозначение букв с помощью специальных символов (символика морской азбуки)

https://logoped18.ru/images/shifrovka-2.gifhttps://7gy.ru/images/doshkolenku/rebusy-po-pb/9.jpghttps://s9.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/927391/inx960x640.jpg

 

3.Круги и кольца Луллия.

         Они бывают двух видов горизонтальные и вертикальные. Педагоги могут использовать от 2 до 4 кругов в зависимости от возраста детей. Круги разделены на сектора, количество которых варьируется от 4 до 8. На каждый сектор круга помещается картинка. Лучше применять сменные картинки, что позволяет использовать одну и ту же основу – круг для разных игр.

Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая круги, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что используя лишь несколько кругов можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.

https://stendy.by/assets/cache/products/900x900/obuchayushij-stend-igra-krugi-lulliya-380-380-mm1.jpg    https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-174947-1395589256.jpg

 

4.     Схемы Т. А. Ткаченко  

Составление описательного рассказа, для которого ребёнку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать её в памяти, вызывает немало затруднений у воспитанников. Татьяна Александровна разработала схемы, позволяющие решить эти проблемы и существенно облегчить данный вид рассказывания.

Составной частью всех описательных рассказов являются ответы детей на вопросы по содержанию. Очень важно, чтобы вопросы были тщательно продуманы и подготовлены педагогом. От этого зависит качество рассказов, воспроизведённых или составленных детьми. Важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости, но и предусматривали моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа.  

https://pedlib.ru/books1/1/0168/image010.jpghttps://pedlib.ru/books1/1/0168/image016.jpghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/28/s_5ea82cfef0a48/img17.jpg

5.                     Игры на липучках помогают работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции.

         Преимущества игр на липучках: 

ü  Яркие, красочные, реалистичные, наглядные альбомы, с ними действительно интересно заниматься, играя. 

ü  Большое разнообразие вариантов игр. Все зависит только от Вашей фантазии.

ü  Затрагивают все сферы развития ребенка – это развитие речи, фонетики и грамматики, элементарные математические представления, ознакомление с окружающим миром.  Развивают воображение, внимание, память, мышление и эмоциональный интеллект. Развивают мелкую моторику рук, тактильные ощущения, усидчивость.

ü  Влагостойкие, долговечные, благодаря липучкам детали не теряются.  Достаточно мобильны.

ü  Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребенком, так и в подгрупповой - поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Используется на занятиях и свободной деятельности.

Игры актуальны в разных возрастных периодах.

 

https://raketatoys.ru/images/cms/data/import_files/30573.jpghttps://uezhik.ru/upload/iblock/c5d/c5d204de8f1031115d447cb4c8821a38.jpg 

 

 

 

 

 

6.     Мнемосхемы.

https://cdn.imgbb.ru/preview/r/rJKawvYh5KQ3yws9DwerHA/1080x-/user/56/561221/201506/b5d3a293a3bad09c98a6b1d5788b618f.jpg В основе использования мнемотехники лежит кодирование текста с помощью символов или картинок в определенной последовательности. Примерный алгоритм речевого занятия с использованием мнемотехники:

 -подготовка к восприятию текста,

- изложение текста (чтение, рассказывание, слушание аудиозаписи),

- словарная работа с текстом (разбор незнакомых слов, оборотов речи, сравнений),

- повторное чтение с установкой на запоминание,

- моделирование текста с помощью картинок или символов,

- самостоятельная речевая деятельность детей с опорой на мнемосхему.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.


 

Скачано с www.znanio.ru

Современные формы и методы работы в

Современные формы и методы работы в

Нетрадиционные методы и приемы речевого развития дошкольников 1

Нетрадиционные методы и приемы речевого развития дошкольников 1

Круги и кольца Луллия .

Круги и кольца Луллия .

Составной частью всех описательных рассказов являются ответы детей на вопросы по содержанию

Составной частью всех описательных рассказов являются ответы детей на вопросы по содержанию

Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребенком, так и в подгрупповой - поскольку имеет две и три рабочих поверхностей

Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребенком, так и в подгрупповой - поскольку имеет две и три рабочих поверхностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2023