Современные формы и методы работы в ДОУ
по развитию речи дошкольников
Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека.
А чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому необходимо выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребёнка является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого
Перед современной педагогикой стоит проблема внедрения новейших методов обучения и воспитания дошкольников. К таким методам относится группа приемов, основанных на составлении алгоритма действий в схемах, символах, графических, иллюстрированных планах, мнемосхемах. Усвоение знаний представляет собой систему последовательно формирующихся процессов, где всякое новое действие в начале выполняется дошкольниками во внешней материальной форме с внешними объектами или с их моделями и только постепенно через ряд этапов оно преобразуется в действие внутреннее и становится актом их мышления и памяти.
Нетрадиционные методы и приемы речевого развития дошкольников
1. Перфокарта – это индивидуальная карточка с отверстиями в определенных позициях, а также чистый лист бумаги внутри. На карте находятся окошки для фиксирования ответов детей.
Например, пособие «Логопедические перфокарты», автор Яценко Марина Вячеславовна.
Цель: формирование фонематического слуха путем нахождения заданного звука в словах и на основе громкого проговаривания.
Для игры изготовлены перфокарты на дефектные звуки речи (С, З, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Л, Р) На каждой карте картинки, а под каждой картинкой окошко. Картинки подобраны так, что часть из них содержит в названиях заданный звук. Под карту кладется лист бумаги. Задача игрока – найти все картинки, имеющие в названии заданный звук, и поставить в окошке под картинкой любой значок (крестик, кружок). После этого лист бумаги вынимается, и все пометки соединяются линиями. Если картинки определены правильно, должна получиться буква, обозначающая заданный звук.
2. Кодирование - это знакомые звуки и цифры обозначающиеся условными знаками.
ü звуковой анализ
ü цифровое обозначение слогов, слов
ü буквенное обозначение цифр, примеров
ü геометрическое обозначение букв, слов
ü обозначение букв с помощью специальных символов (символика морской азбуки)
3.Круги и кольца Луллия.
Они бывают двух видов горизонтальные и вертикальные. Педагоги могут использовать от 2 до 4 кругов в зависимости от возраста детей. Круги разделены на сектора, количество которых варьируется от 4 до 8. На каждый сектор круга помещается картинка. Лучше применять сменные картинки, что позволяет использовать одну и ту же основу – круг для разных игр.
Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая круги, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что используя лишь несколько кругов можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.
4. Схемы Т. А. Ткаченко
Составление описательного рассказа, для которого ребёнку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать её в памяти, вызывает немало затруднений у воспитанников. Татьяна Александровна разработала схемы, позволяющие решить эти проблемы и существенно облегчить данный вид рассказывания.
Составной частью всех описательных рассказов являются ответы детей на вопросы по содержанию. Очень важно, чтобы вопросы были тщательно продуманы и подготовлены педагогом. От этого зависит качество рассказов, воспроизведённых или составленных детьми. Важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости, но и предусматривали моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа.
5. Игры на липучках помогают работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции.
Преимущества игр на липучках:
ü Яркие, красочные, реалистичные, наглядные альбомы, с ними действительно интересно заниматься, играя.
ü Большое разнообразие вариантов игр. Все зависит только от Вашей фантазии.
ü Затрагивают все сферы развития ребенка – это развитие речи, фонетики и грамматики, элементарные математические представления, ознакомление с окружающим миром. Развивают воображение, внимание, память, мышление и эмоциональный интеллект. Развивают мелкую моторику рук, тактильные ощущения, усидчивость.
ü Влагостойкие, долговечные, благодаря липучкам детали не теряются. Достаточно мобильны.
ü Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребенком, так и в подгрупповой - поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Используется на занятиях и свободной деятельности.
Игры актуальны в разных возрастных периодах.
6. Мнемосхемы.
В основе использования мнемотехники лежит кодирование текста с помощью символов или картинок в определенной последовательности. Примерный алгоритм речевого занятия с использованием мнемотехники:
-подготовка к восприятию текста,
- изложение текста (чтение, рассказывание, слушание аудиозаписи),
- словарная работа с текстом (разбор незнакомых слов, оборотов речи, сравнений),
- повторное чтение с установкой на запоминание,
- моделирование текста с помощью картинок или символов,
- самостоятельная речевая деятельность детей с опорой на мнемосхему.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.