Урок на тему "Резьба по дереву"
Оценка 4.7

Урок на тему "Резьба по дереву"

Оценка 4.7
docx
11.02.2023
Урок на тему "Резьба по дереву"
урок по резьбе по дереву.docx

Открытый урок в 8 классе.

Тема: Резьба по дереву «Татьянка».

Цель: Ознакомить учащихся с одним из видов художественной резьбы, «Татьянка». Воспитывать художественный вкус. Вырабатывать усидчивость и моторику пальцев рук. Оборудование: Верстак, набор резачков, учебная доска, наглядные пособия. Новые слова: Фрагмент, орнамент, композиция, естественное освещение, рельеф.

I. Организационный момент: Рапорт бригадира, форма одежды,

внешний вид.

II. Повторение предыдущей темы. Вопросы.

1. Для чего нужны дереву корни? (поступают питательные вещества к дереву.)

2. Для чего нужны дереву листья и хвоя? (листья и хвоя выделяют лишнюю влагу, поступающую в дерево от корней.)

З. Для чего нужна дереву кора? (предохраняет дерево от повреждений, от мороза и жары.)

4. Какую работу выполняет в дереве луб? (по нему идут питательные соки от кроны вниз, к корням.)

5. Что такое камбий? (от него зависит рост дерева, камбий получает из кроны через луб питательные вещества и вырабатывает из них материал для построения древесины и коры.)

6. Что называется комлем?

7. Что называется текстурой? (рисунок на дереве.)

8. Как можно определить, сколько лет дереву?

9. Что называют пороками древесины? (врождённые недостатки (порча древесины). К ним относятся сучки, трещины, косослой.)

10. Что такое болезни дерева? (- результат поражения насекомыми и грибком. К ним относятся червоточина, гниль, плесень, синева

 

Словарная работа. Предупреждение ошибок.

Дерево, древесина, пороки, сучёк, текстура, сердцевина, луб, заболонь.

Дериво, древисина, пароки, сучок, тикстура, сердцивина, луп, забалонь.

Дирево, дривесина, парёки, шучёк, тексура, сертцевина, люб, заболон.

 

Раздать карточки. Разделить на две команды.

(Выбрать болезни и пороки древесины.

Болезни - червоточина, гниль, плесень, синева.

Пороки - сучки, трещины, косослой.)

 

III. Новая тема: Резьба по дереву «Татьянка».

Среди многообразия профессионального самодеятельного, традиционного народного творчества в области резьбы по дереву в 20-х годах возникло новое направление – «Татьянка». По своему происхождению эту резьбу можно отнести именно к самодеятельному творчеству, т.к. основоположник этого способа резьбы Шамиль Сасыко в не был профессиональным художником и резчиком по дереву. Данное направление резьбы по дереву стало успешно развиваться, совершенствуясь технически, обретая новые художественно-образные грани, завоевывая рынок. Четырнадцатилетний путь развития резьбы ‘Татьянка” не может оставить это явление незамеченным и делает необходимым его осмысление в контексте развития современной резьбы по дереву.

Необходимо отметить, прежде всего, что ‘Татьянка” - авторское изобретение, и в основе её своеобразия лежат технологические приемы: применение усовершенствованных резцов особой формы, сам способ резьбы, когда резчик режет с давлением и выполняет резьбу обязательно двумя руками. Один из главных принципов - создание сложного и высокого рельефа в массиве доски, не прибегая к накладным приклеенным элементам.

При первом знакомстве с этой резьбой становится заметна её разноплановость, широкий спектр направлений, которые можно образно представить в виде дерева со множеством ветвей. Полное представление о “Татьянке” нельзя составить по единичным произведениям. Объединяющим моментом является технология и общая реалистическая направленность в трактовке мотивов.

Тяга к реалистичности, даже к некоторой натуралистичности, заставляет мастеров внимательно изучать природу. Не поверхностные наблюдения, а глубокое знание особенностей растений цветов и насекомых приводят мастера к передаче характерного, а не случайно подсмотренного. Условность и стилизация в “Татьянке” тоже присутствуют. Более заметны они в произведениях, выполненных в плоскорельефной технике. Орнамент резьбы преимущественно растительный, часто в него включены также и зооморфные мотивы. Круг зооморфных образов составляют бабочки, насекомые, птицы и животные. Иногда они сильно стилизованы, вплетены в растительные ветви и листья, иногда, наоборот, рельефны на фоне растительного орнамента. Для “Татьянки” характерно заполнение резным орнаментом всей поверхности изделия. Орнамент, как правило, плотный, без просветов фона. Композиции здесь часто ассиметричные, фризовые, ковровые. Сходство рисунка одного из направлений “Татьянки” с абрамцево-кудринской резьбой выявляется только на первый взгляд и чисто внешнее, технология этих видов резьбы абсолютно разная.

Техника безопасности при резьбе.

Техника безопасности при работе с острыми и режущими инструментами должна выполняться очень четко и обязательно. Не нужно думать, что травмы-порезы случайность: они неизбежны всякий раз при нарушении правил техники безопасности. Порезы дело неприятное, а если они достаточно сильные, то человек несколько дней не может работать, а после выздоровления опасается резать и долго не может приспособиться. Конечно, тут уж нечего думать о свободной и красивой резьбе, пластике движений и творчестве! Наши же правила, при их выполнении, исключают травмы. Инструмент резчика очень острый, поэтому нужно придерживаться следующих правил:

Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.

Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов, ее следует своевременно очищать от стружки, которую нужно сметать только щеткой. Неиспользуемый инструмент не должен мешать работе резчика. Его нужно всегда класть в определенное место, направляя лезвие углами от себя. При неловком движении или толчке инструмент не должен падать, но также опасно держать его в туго закрепленном виде, когда для его освобождения необходимо прикладывать усилие;

Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку и сверху. Лампа находится на достаточном расстоянии от резчика. Важно, чтобы свет от лампы не отсвечивал от доски в глаза, а также позволял бы выделить рельеф и получить светотень;

Не следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с инструментом в руках. Лучше, если инструмент при хранении находится в деревянной коробочке. Держать инструмент в мягких чехлах очень опасно: при случайном падении, столкновении или ударе он легко протыкает материал и может легко поранить;

Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии.

Металлическое покрытие у стамески должно быть матовым, без острых краев, заусениц отшлифованным. Ручка инструмента должна быть плотно и надежно закреплена. Ее поверхность лучше всего покрыть лаком. Такую ручку удобно держать в руке, и к тому же она довольно эстетична. При работе у резчика часто потеют руки. Ручки инструмента, которые засаливаются и начинают скользить в ладони, резчик старается держать как можно крепче. При этом мышцы у человека напрягаются, движения приобретают скованность, что приводит к огрублению резьбы. Лакированную же ручку можно помыть с мылом, вытереть насухо - и никаких проблем. А нелакированную ручку лучше не мыть: дерево от воды темнеет, разбухает и гниет;

Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя руками - отступления от этого правила нет! Вначале это может показаться неудобно, но потом приходит осознание целесообразности этого условия: руки всегда находятся на инструменте в конкретном и определенном месте. Если не выполняется это условие, то при сосредоточении внимания на резьбе одной рукой человек забывается и оставляет без контроля другую руку, которая все равно участвует в работе, поддерживая предмет, и рано или поздно неизбежно может оказаться на пути стамески. Срывы же стамески при работе только одной рукой обычны и часты, а травмы неминуемы. При работе же двумя руками фактически порезаться невозможно, и уже не опасаясь пореза, резчик работает также свободно, как художник пишет кистью;

Не рекомендуется при резьбе располагать заготовку на ладони или на коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора. Но есть работы, которые выполняются только так и тут необходимо делать резьбу очень внимательно, соблюдая технику безопасности для таких ситуаций

Необходимо всегда иметь под рукой бинт, йод, нашатырный спирт, перекись водорода и бактерицидный лейкопластырь.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ УЧЕБНОЙ ДОСКИ

При выборе доски надо обращать внимание на ее торец, по которому сразу видно, из какой части бревна она взята.

1 - боковые доски, 2 - сердцевинная доска,

3. центральные доски.

Дерево на торце должно быть плотным, однородным и нерыхлым (показ фотографий).

Ближе к коре, т.е. к краю бревна древесина плотнее, слои размещаются полого к поверхности доски. Такую доску можно резать легко и свободно: почти везде, по всей плоскости, сохраняется однородная плотность, и резьба выполняется лучше (показываются иллюстрации)

В серединной (радиальной) доске слои располагаются и вовсе поперёк доски, поэтому у радиальных досок повышенная скалываемость при поперечных срезах (иллюстрации).

Что нужно для работы.

Сначала, конечно, необходимо просто правильно подобрать рабочее место - стол с настольной лампой или с хорошим естественным освещением. Потом следует выучить технику безопасности, а также приготовить следующие предметы:

строганную липовую дощечку размером 250х1ЗОх20 мм, стамески, нож косяк, ремень для правки инструмента с пастой ГОИ, простые острозаточенные карандаши, кальку карандашную или, в крайнем случае, старую копировальную бумагу

Мы не закрепляем учебную доску, на столе она лежит свободно, и работаем даже без упора. Нужно, чтобы человек сразу привыкал работать именно так, ибо изделия из липы мягкие, и от упора во что-нибудь твердое на них образуются вмятины. Хотя можно применять невысокие стенки из войлока.

Поверхность стола должна быть всегда очень чистой и ровной, чтобы изделия не загрязнялись, и на них не было бы царапин. Если доску с резьбой дополнительно осветить сбоку, то неровности рельефа поверхности отбрасывают тени, и все становится четко различимым. Главное, нужно следить за тем, чтобы свет не отсвечивал от доски в глаза.

IV. Закрепление новой темы.

1. При выборе доски, на что нужно обращать внимание? (на торец)

2. Можно ли получить качественную резьбу на рыхлой доске? (нет)

3. Плотность древесины выше к краю бревна или к середине? (к середине)

4. Что необходимо для работы? (подобрать рабочее место с хорошим освещением, выучить Т.Б. и т.д.)

5. Т.Б. при резьбе?

V. Практическая часть.

Выдать учащимся заготовки и резачки.

VI. Заключительная часть:

Подведение итога урока.

Уборка мастерской.

Выставление оценок.





hello_html_75ff04bd.png

Резьба «Татьянка»


 

Открытый урок в 8 классе. Тема:

Открытый урок в 8 классе. Тема:

Татьянка” не может оставить это явление незамеченным и делает необходимым его осмысление в контексте развития современной резьбы по дереву

Татьянка” не может оставить это явление незамеченным и делает необходимым его осмысление в контексте развития современной резьбы по дереву

Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку и сверху

Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку и сверху

Ближе к коре, т.е. к краю бревна древесина плотнее, слои размещаются полого к поверхности доски

Ближе к коре, т.е. к краю бревна древесина плотнее, слои размещаются полого к поверхности доски

Резьба «Татьянка»

Резьба «Татьянка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2023