«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах»
Оценка 4.6

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах»

Оценка 4.6
docx
11.02.2023
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах»
Развитие ИКТ - компетентности младших школьников.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новое время ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.

Информационно-коммуникационные технологии предполагают использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации.

Попробуем сформулировать эти причины.

Во-первых, в информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. А наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.

Во-вторых, с каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению азов компьютерной грамотности.

В-третьих, совершенствование образовательного процесса и введение профильного обучения предполагает углубленное изучение отдельных предметов школьной программы и реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Роль компьютера как средства модернизации процесса образования при этом неуклонно возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными пользователями.

В-четвёртых, внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.

И, наконец, самая  главная причина заключается в том, что компьютер – это машина, которая может отвечать разным интересам школьника:

к рисованию, сочинительству, музыке, конструированию, наукам.

Используя компьютер можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку.

Важно только помочь детям в осознании того, что компьютер – это, прежде всего, инструмент познания, а не престижная игрушка.

Преимущества ИКТ перед традиционными методами обучения

Использование новых ИКТ на разных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

- осуществляется дифференцированный подход;

- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;

- облегчается процесс контроля и оценки знаний;

- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

-    достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

-    развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;

-   снижению дидактических затруднений у учащихся;

-  повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;

-   приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Возможности ИКТ в начальной школе

Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса, уважения, желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками. Таким образом, формируется новый стиль отношений в учебном коллективе,  когда процесс передачи информации идёт не от одного ко многим, а от всех ко всем.

Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально  богаче. Приходя в школу. Ребята спрашивают: «Что будем сегодня изучать новое?» А это значит, есть учебная мотивация, развить которую важнейшая задача учителя.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица.  Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Уже давно учёные установили, что люди запоминают 10% того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят, и 50% того, что они слышат и видят одновременно. Разнообразные формы наглядности позволяют организовать и предъявить теоретический материал в виде таблиц, схем, моделей, опорных конспектов, так называемых «визуализаций». Таким образом, осуществляется один из главных принципов обучения в начальной школе – принцип наглядности.

Презентационное сопровождение уроков позволяет смоделировать те явления и действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности.

Применение ИКТ на уроках в начальной школе способствует развитию навыков контроля  и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро, если это предусмотрено в презентационном сопровождении. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения.

Дистанционно управляя презентацией, учитель имеет большие возможности  оказывать индивидуальную помощь учащимся. Детям с особенностями в развитии можно предоставить индивидуальные задания (дополнительные для сильных, с пояснениями для слабых).

С помощью мультимедийных уроков решается и задача формирования ИКТ компетенций младших школьников. При условии,  что уроки с применением ИКТ проводятся регулярно, и каждый ученик класса  время от времени выполняет индивидуальные задания на компьютере, в курсе начальной школы можно помочь учащимся в овладении навыками работы с компьютером от манипуляции мышкой в первом классе, до создания презентаций в четвёртом классе. Одновременно идёт формирование умений и навыком межличностной коммуникации; оценки, отбора, переработки информации; развитие способности планировать и принимать решение; развитие творческого мышления.

Всё выше сказанное нагляднее можно представить в виде схемы (см. прил. 1).

 

 

Реализация возможностей ИКТ

В настоящее время  внедрение в образовательный процесс  школы информационно-коммуникационных технологий происходит очень быстро.

Хотя ведутся многочисленные споры «за» и «против» внедрения компьютера в учебный процесс.  Единства в решении этого вопроса долгое время не было  и среди моих коллег.

Некоторые  утверждают, что компьютерные технологии только усложняют организацию урока, загружают учителя, требуя от него невероятных технических знаний, огромных временных затрат.

Другие стоят на позиции, что урок с применением мультимедийных продуктов значительно стал ярче, эффективнее, более продуктивным.

Лично я - сторонница использования компьютерных технологий на уроке, хотя в зрелом возрасте осваивать новые технологии достаточно сложно, много приходится заниматься самообразованием.

Однако освоение ИКТ стало для меня необходимостью.

Современный урок должен быть интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться.

А что интересно, сегодня, младшим школьникам?

В нашу жизнь все больше и больше внедряются новые информационные технологии. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера. Поэтому следует построить учебный процесс так, чтобы компьютер стал незаменимым помощником на уроке. Используя неподдельный интерес детей к этой технике, можно решить ряд проблем современного урока.

Одним из достоинств применения мультимедийных технологий в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Опыт работы показывает, что у  учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умения выделять главное, обобщать, делать выводы.

 

Возможные направления использования ИКТ

Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

- для объявления темы урока;

- при объяснении учителем нового материала;

- как информационно – обучающее пособие;

- при закреплении и повторении;

- для контроля знаний;

- при проведении внеклассных мероприятий.

- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

- создание тестовых работ;

- обобщение методического опыта в электронном виде.

 

 

 

 

 

 

 

Виды компьютерных программ

В зависимости от дидактических целей и специфики предмета можно выделить следующие виды компьютерных программ, которые возможно применять на уроках в начальной школе «рис. 1».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1 Виды компьютерных программ

 

Использование готовых программных продуктов

Использование готовых программных продуктов позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны.

Использование мультимедийных программ в обучении позволяет решить такие задачи как:

·         повышение мотивации к обучению;

·         достижение уровня дифференциации в обучении;

·         сокращение времени для отработки технических навыков учащихся;

·         нетрадиционная подача материала;

·         сформировать навыки самоконтроля;

·         усвоить базовые знания по предмету;

·         систематизировать усвоенные знания.

Возможности презентации:

- самостоятельно скомпоновать учебный материал;

- вызывает интерес, эмоциональность, потребность в знаниях;

- смена форм деятельности;

- использование наглядности;

- создание опорных схем, таблиц для усвоения материала (печатные таблицы, выпускаемые в настоящее время, имеют очень мелкий шрифт и неудобны в использовании);

- способность визуально путешествовать.

Презентации могут быть с анимационными эффектами и без анимации.

К составлению и использованию презентаций предъявляются определённые требования

В своей работе использую презентации на всех предметах.

На уроках математики для демонстрации действий с числами, при организации устного счёта, как тренажёр для отработки навыков счёта.

На уроках русского языка для:

- организации работы по темам «Предложение», «Правописание безударных гласных», «Правописание парных согласных» и т. д;

- контроля, тестирования, как тренажёр.

На уроках чтения при знакомстве с творчеством писателя, поэта; а также очень удобно использовать презентации на обобщающих уроках. Например, по теме «Устное народное творчество»,  «Творчество А.С.Пушкина» и другие.

Использование ресурсов интернета

Неоценимую помощь в обучении школьников оказывает Интернет. Ученики получают уникальную возможность для самообразования. Использование Интернет-ресурсов поистине безгранично. Услугами сети Интернет учащиеся начальной школы пользуются при подготовке домашних заданий, на уроках при изучении нового материала, при повторении, при выполнении творческих заданий.

Интернет на уроках это:

- организация урока для повышения мотивации школьников;

- доступ ко многим образовательным ресурсам;

- увлекательное обучение (игровой момент);

- доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;

- возрастание информационной грамотности учащихся.

Все это убедило в правильности, своевременности и необходимости использования ресурсов Интернет на уроках в обучении детей  для достижения более ярких, значимых результатов в обучении.

Использование Интернета на уроках требует большой подготовительной работы. В первую очередь, это поиск и оценка качества предоставляемой информации в Сети. Кроме того, очень важен так называемый человеческий фактор, а попросту - желание педагога усовершенствовать свою профессиональную деятельность.

Приступая к планированию уроков с привлечением Интернет-ресурсов, необходимо:

-  исследовать сайты по интересующей тематике;

- организовать структуру обучающей деятельности таким образом, чтобы школьникам требовалось использование Интернета;

-  научить пользоваться поисковой системой.

Примеры часто используемых Интернет-ресурсов (см. прил. 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Требования к интерактивной презентации

Для определения основной задачи презентации необходимо выяснить:

-Какова конечная цель презентации

-Что представляет объект презентации

-Для какой аудитории предназначена презентация

Стиль презентации:

-Соблюдайте единый стиль оформления

-Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации

-Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны

преобладать над основной информацией (текст, рисунки)

Фон:

-Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый)

-Используйте свои фоны и цветовые схемы

Цвет:

-На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один

для фона, один для заголовков, один для текста

-Для фона и текста используйте контрастные цвета

Анимация:

-Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде

-Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Содержание:

-Используйте короткие слова и предложения

-Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных

-Заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на слайде:

-Предпочтительно горизонтальное расположение информации

-Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана

-Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней

Шрифты:

-Для заголовков – размер не менее 24

-Для информации – размер не менее 18

-Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации

-Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание

-Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных)

Способы выделения информации:

Следует использовать:

-Рамки, границы, заливку

-Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки

-Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Виды слайдов:
          Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды

слайдов:

- С текстом

-С таблицами

-С диаграммами

Объем информации:

 

-Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений

-Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Примеры часто используемых Интернет-ресурсов

1. http://viki.rdf.ru/

Сайт, посвященный развитию детей дошкольного, младшего школьного возраста. Здесь можно скачать презентации ко многим урокам в начальной школе. На сайте собрана Большая Библиотека Электронных Книг Для Детей (ББЭКДД). Сайт периодически обновляется, два раза в неделю выкладываются новые презентации.  Спасибо авторам за создание такого прекрасного сайта.

2. http://www.lukoshko.net/

На сайте собраны занимательные и поэтичные, весёлые и страшные сказки, которые  являются спутниками ребенка на жизненном пути в большой мир взрослых. Сказки, стихи и рассказы, помещённые в Лукошке, помогут ближе познакомиться с богатыми народными сокровищами и лучшими   достижениями детской литературы.  В сказках, особенно в народных, очень   часто встречаются непонятные слова. На этой страничке работает словарь, который поможет узнать неизвестное слово. Так же здесь можно скачать электронные детские книги.

3. http://school-collection.edu.ru/

На сайте представлена Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. В Единой Коллекции размещены учебно-методические материалы, которые  ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию  образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества.

 

6. http://www.nachalka.info/

 

Nachalka.info – виртуальная страна, жизнь в которой идет по своим особенным законам.

Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы. Учебный раздел содержит занимательные уроки с яркими примерами, красочными иллюстрациями. В развлекательной части много веселых конкурсов, красочных и динамичных игр, наиболее любимых детьми. В основу сайта легли лучшие обучающие и развивающие программы, разработанные компанией «Кирилл и Мефодий».

 

7. http://www.nachalka.com/

 

Nachalka.com - сайт для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе. Для детей это безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками.

Родителям было бы интересно обменяться советами о воспитании детей, получить при необходимости консультацию учителей, узнать больше о своих собственных детях.

Ну а учителям можно пообщаться друг с другом на "нейтральной территории".

8. http://www.solnet.ee/

 

Детский портал «Солнышко» - ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт, служба рассылки виртуальных открыток. Проект начинался как ежемесячный виртуальный детский журнал, со временем превратился в ежедневный портал с эксклюзивным наполнением и своей целевой аудиторией.

Сайт ориентирован на три основных группы посетителей:

·         на детей (игры, мультфильмы, конкурсы, детский журнал, виртуальная школа);

·         на родителей (on-line консультации по воспитанию, раннему развитию и образованию детей, обмен опытом);

·         на педагогов (копилка дидактического и сценарного материала, авторские методики и разработки).

·          

9. http://www.danilova.ru/

 

Сайт «Раннее развитие детей» будет полезен как для родителей, так и для учителей.

Основная часть портала - информационный сайт - разделен на несколько частей.

1. Всё о раннем развитии - название раздела говорит само за себя. Здесь размещены материалы о том, что такое "раннее развитие", какие существуют методики и направления. Что и как делать с детьми.

2. Кладовая - тоже говорящее название! Чего тут только нет! И книги для детей и родителей, и материалы для занятий (готовые пособия, игры, раскраски, картинки), и ноты, и многое другое! Самый популярный раздел – Презентации Power Point. В  "Кладовой" собрана  большая коллекция презентаций. Все они  прошли тщательный отбор по качеству.

3. Мастерская расскажет  о том, как сделать ребёнку игрушку или игру, как

изготовить предметы интерьера. Мастерская научит родителей, как

заниматься с детьми изготовлением удивительных поделок. Итак! Умелые

руки! Все сюда!

 

10.  http://stranamasterov.ru/

 

Страна Мастеров объединяет учителей и учащихся, родителей и детей, состоявшихся мастеров и новичков. Тематика сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда. Сайт будет полезен учителям трудового обучении.

 

11. http://www.uchportal.ru/ (Учителю)

 

На учительском портале можно найти разработки уроков, презентации уроков и внеклассных мероприятий, контрольные работы, тесты, планирование, что будет неоценимой помощью учителю начальных классов в работе.

 

12. http://pedsovet.su/ (Учителю)

Pedsovet.su представляет собой образовательный сайт, интернет-сообщество (социальную сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования.
       Этот сайт призван оказывать различную поддержку и помощь, как начинающим педагогам, так и опытным учителям.

 

13. http://festival.1september.ru/

 

Педагогические и информационные технологии в образовании.

14. http://www.metodiki.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах»

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах»

Новое время ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления…

Новое время ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления…

Возможности ИКТ в начальной школе

Возможности ИКТ в начальной школе

Реализация возможностей ИКТ В настоящее время внедрение в образовательный процесс школы информационно-коммуникационных технологий происходит очень быстро

Реализация возможностей ИКТ В настоящее время внедрение в образовательный процесс школы информационно-коммуникационных технологий происходит очень быстро

Виды компьютерных программ В зависимости от дидактических целей и специфики предмета можно выделить следующие виды компьютерных программ, которые возможно применять на уроках в начальной школе…

Виды компьютерных программ В зависимости от дидактических целей и специфики предмета можно выделить следующие виды компьютерных программ, которые возможно применять на уроках в начальной школе…

Предложение», «Правописание безударных гласных», «Правописание парных согласных» и т

Предложение», «Правописание безударных гласных», «Правописание парных согласных» и т

Приложение 2 Требования к интерактивной презентации

Приложение 2 Требования к интерактивной презентации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений -Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые…

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений -Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые…

Приложение 4 Примеры часто используемых

Приложение 4 Примеры часто используемых

Ну а учителям можно пообщаться друг с другом на "нейтральной территории"

Ну а учителям можно пообщаться друг с другом на "нейтральной территории"

Педагогические и информационные технологии в образовании

Педагогические и информационные технологии в образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2023