Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Зареченская средняя общеобразовательная школа
Одинцовского городского округа Московской области
|
|
|
|
Рабочая программа
по РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
для 5 класса
основное общее образование
ФГОС ООО
Составитель: Василевская Л.И.,
Учитель русского языка и литературы
2022-2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку для 5 класса разработана на основе Русский родной язык. Примерной рабочей программы. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение,, 2019, с учётом целей и задач Программы развития школы, а также требований стандартов второго поколения ФГОС. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа реализуется через УМК Русский родной язык. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 5 класс / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020 год.
Согласно учебному план на изучение предмета отводится 0,5 часа в неделю, итого 17 часов за учебный год.
Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
· осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
· осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
· готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
· понимание родного языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
· способность обогащать свой словарный запас;
· осознание эстетической ценности русского языка;
· уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
· потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
· формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении);
· осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
· мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
· народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
Метапредметные результаты
· совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
· (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);
· владение различными видами слушания монологической речи, научных, учебных,
· художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
· умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и
· прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных фактов;
· классифицировать фактический материал по определённому признаку;
· выделять наиболее существенные факты;
· устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
· умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;
· выявлять логический план текста;
· владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.;
· уметь использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения:
· уметь строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке): ответ-анализ,
ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;
· принимать участие в учебно-научной дискуссии;
· владеть умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника;
· побуждать собеседника к действию;
· объяснять сущности объекта;
· создавать текст как результат проектной (исследовательской) деятельности
оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
· редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся научится:
· анализировать и планировать образовательные результаты;
· идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
· ставить цель деятельности на основе определенных проблем и возможностей;
· формулировать учебные задачи как шаги к поставленной цели деятельности;
· обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
· обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
· выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы
для решения задачи и достижения цели;
· определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
· задачи и находить средства для их устранения.
· Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
· определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии
оценки своей учебной деятельности;
· отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
· оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
· работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся получит возможность научиться:
· определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
· из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
· владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
1.Умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключение и делать выводы.
Обучающийся научится:
· подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
· выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и подчиненных
ему слов;
· выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;
· объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
· выделять явление из общего ряда других явлений;
· определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
· строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
· строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
· излагать полученную информацию.
2.Смысловое чтение.
Обучающийся получит возможность научиться:
· находить в тексте требуемую информацию;
· ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
· устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
определять идею текста;
· преобразовывать текст;
· оценивать содержание и форму текста.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся научится:
· выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.
· определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
· осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.
Коммуникативные УУД:
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся научится:
· играть определенную роль в совместной деятельности;
· принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
· организовывать учебное взаимодействие в группе;
· устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные неприятием
и непониманием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся получит возможность научиться:
· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе);
· представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
· соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии;
· принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых
речевых средств;
· делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся получит возможность научиться:
· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
· выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
· использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе:
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные УУД:
Обучающийся научится:
· взаимодействовать с окружающими в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
· понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
· использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
проводить различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания
и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
· использовать в речевой практике при создании устных и письменных текстов
стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
· осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего развития;
· испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
· воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
· осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры
Обучающийся получит возможность научиться:
· систематизировать научные знания о родном языке;
· осознавать взаимосвязь его уровней и единиц;
· использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи
грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
· ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
· аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
текстах разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (6 ч).
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Раздел 2. Культура речи (4 часов).
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить − парИть, рОжки − рожкИ, пОлки − полкИ, Атлас − атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная − було[ш]ная, же[н’]щина − же[н]щина, до[жд]ём − до[ж’]ём и под.).Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи(кинофильм − кинокартина − кино – кинолента, интернациональный − международный, экспорт − вывоз, импорт − ввоз‚ блато − болото, брещи − беречь, шлем − шелом, краткий − короткий, беспрестанный − бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).
Речевой этикет.
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 часов)
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).
Раздел 3. Тематическое планирование
Содержание |
Кол-во часов |
Кол-во контрольных работ |
Развитие речи/ проект
|
Язык и культура |
6 |
- |
1 |
Культура речи |
4 |
- |
1 |
Речь. Речевая деятельность. Текст
|
6 |
- |
1 |
ИТОГО |
16 |
- |
3 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование учебного материала
по русскому родному языку в 5 классе
Рассчитано на 0,5 уроков в неделю
(0,5 уроков/34 недели = 17 часов)
№ урока, занятия |
Тема урока |
Дата проведения урока |
Примечание |
|
План |
Факт |
|
||
Раздел 1. Язык и культура – 6 часов. |
|
|||
1 |
Наш родной русский язык. Из истории русской письменности. |
12.09.22 |
|
|
2 |
Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры. |
26.09.22 |
|
|
3 |
История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и предметов русского быта. |
24.10.22 |
|
|
4 |
Образность русской речи: метафора, олицетворение. |
07.11.22 |
|
|
5 |
Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки. |
05.12.22 |
|
|
6 |
Р.Р. О чём может рассказать имя. Защита мини-проектов. |
19.12.22 |
|
|
Раздел 2. Культура речи − 5 часов |
|
|||
7 |
Современный русский литературный язык. Русская орфоэпия. |
16.01.23 |
|
|
8 |
Р.Р.Речь точная и выразительная. Нормы произношения и ударения |
30.01.23 |
|
|
9 |
Стилистическая окраска слова. |
13.02.23 |
|
|
10 |
Речевой этикет: нормы и традиции. |
27.02.23 |
|
|
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст − 6 часов |
|
|||
11 |
Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Формы речи: монолог и диалог. |
13.03.23 |
|
|
12 |
Текст и его строение. Средства связи частей текста. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. |
27.03.23 |
|
|
13 |
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение. |
10.04.23 |
|
|
14 |
Официально-деловой стиль. Объявление. Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста |
24.04.23 |
|
|
15 |
Р.Р. Публицистический стиль. Устное выступление. |
08.05.23 |
|
|
16 |
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности фольклорных текстов. |
22.05.23 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.