Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.7

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.7
docx
13.11.2022
Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Доклад «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы».docx

  Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.

          Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса. Редко можно встретитьлюдей, которые интересовались бы русским языком, а не литературой. Высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя - словесника провозглашается воспитание любви к родному слову.

Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания к конкретным практическим ситуациям.

           В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что такая ситуация складывается под влияниемвнешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка, а внутренние обусловлены  психологическим и эмоциональным складом ребёнка.

            Как же заинтересовать учащихся?

Важно найти способ, который помог бы научить ребят мыслить, дойти до сути, делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в том числе логическое и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.

             Важным является активизация умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.

Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

1. Разностороннее развивающее воздействие на интеллект ребёнка. (Учитель подбирает и составляет упражнения и задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, развиваются внимание, мышление, память, речь.)

2. Действенный подход к обучению. (Поиск детьми собственных путей решения проблемы.)

3. Обоснованный ответ.(Задания формулируются и формируются таким образом, что школьникам необходимо обосновать свой ответ, отстоять свою точку зрения.)

4. Принцип сотрудничества учителя и ученика.

Особенность современного урока заключается в том, что теоретические знания приобретаются активным путём.

Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка и литературы был интересным и увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные мысли и принимать нужные решения?

Необходимо внести изменения в содержание и организацию учебного процесса, процесса обучения.

В этом помогут современные образовательные технологии.

Какие же технологии я использую на своих уроках?

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология "Метод проектов".

3. Технология проблемного обучения.

4. Технология развития критического мышления через  чтение и письмо.

5. Технология модульного обучения.

6. Игровые технологии.

 

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

Прежде всего на уроках русского языка я использую ИКТ. Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся.

Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Компьютер в работе применяю по-разному: на уроках, во внеклассной работе, в проектной деятельности, в исследовательской работе и т.д.

ИКТ целесообразно использовать приизложении нового материала, закреплении изученного, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся, проведения нитегрированных уроков.

Необходимо помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения.

С какой целью применяю компьютер на уроках?

-Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- организация самостоятельной работы учащихся;

- тестирование (тестовый контроль с помощью компьютера ).

Активно использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании.

Использую следующие формы работы с интерактивной доской:

- работа с текстом и изображениями;

- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;

- демонстрация презентаций, созданных учащимися;

- создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

- создание заметок с помощью электронных чернил.

Как и любое техническое средство, интерактивная доска используется на уроке не более 20 минут. Согласно мнению родителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Обусловлено это тем, что ребёнок лучше стал усваивать материал на уроке. Улучшается внимание и память, снимается эмоциональное напряжение.

Совершенствование методики преподавания русского языка и использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.

ИКТ можно использовать на уроках всех типов:

- изучение нового материала и формирование новых умений;

- практическое применение знаний, умений;

- обобщение и систематизация изученного;

- контроль, коррекция знаний;

- комбинированные  уроки.

Используя информационно-коммуникационные технологии, мы можем организовать выполнение и традиционных видов упражнений:

- зрительное восприятие;

- вставка букв;

- постановка знаков препинания;

- графическое обозначение единиц языка;

- редактирование текста.

Дифференцированный подход на уроках состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Поэтому использование ИКТ помогает осуществлять разноуровневое обучение.

Итоги  использования  ИКТ:

- повышение эффективности обучения (разнообразие форм учебной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы по поиску информации);

- индивидуальный подход в обучении;

- расширение объёма предъявляемой учебной информации;

- повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;

-включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

- повышение интереса к изучению предмета и к учению в целом.

(Разработка урока русского языка "Правописание  -ЧИК/-ЩИК в именах существительных" с использованием ИКТ)

Технология "Метод проектов"

Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий - проектов.

Метод проектов решает следующие задачи:

- развитие познавательных навыков учащихся;

- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие критического и творческого мышления.

Одна из трудных задач, которая стоит перед учителем и учащимися, - поиск проблемы. Ядро проекта - исследовательская работа учащихся. Отличительная черта метода  проекта - поиск информации, которая будет отработана, осмыслена, представлена. Завершение проекта - презентация своего продукта. На своих уроках, во внеклассной работе метод проектов реализую в полной мере, позволяю ученикам создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Пример, 6 класс -  индивидуальные проекты "Что в имени моём", 7-8 классы - групповые проекты "Школьные жаргонизмы".

         Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проекта возможно и на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад)., при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т.д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, презентаций).

Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. С помощью учителя консультанты  готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечный результат проекта. Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учеников к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, рекламный проспект и т.д.

Технология проблемного обучения очень актуальна на уроках литературы в процессе анализа произведений ("Дубровский", "Муму", "Тарас Бульба" и др.) или в организации исследовательской работы учащихся.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо используется в работе с учебными текстами (приём "инсерт", "синквейн" и др.)

Приём "Составление синквейна" ("синквейн (фр.) - стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам).

Составление синквейна требует от учеников в кратких выражениях подытожить учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна: 1 строка- записываем одно слово-существительное.Это тема синквейна.

2 строка -два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3строка -пишем три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строка-фраза, предложение, с помощью которой ученик раскрывает своё отношение к теме.

5строка- слово-резюме.

Приём "Составление инсерта". Инсерт - приём, развивающий критическое мышление. Очень важен приём при  работе над формированием навыков изучающего чтения. Ребята внимательно читают текст, делают пометки, затем кратко заносят ответы в таблицу, что позволяет пройти путь от "старого" знания к "новому".

"V" - уже знал

"+" - новое

"-" - думал иначе

"?" - не понял, есть вопросы

Технологию модульного обучения применяю в среднем звене, чаще на уроках повторения и обобщения материала. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Роль учителя на модульном уроке - управление работой учащихся: консультировать сильных учеников, помогатьслабым.

Игровые технологиизанимают важное место в учебном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов, активизации деятельности, но и выполняют ряд других функций:

1)    правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2)    игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3)    игра – один из приемов преодоления пассивности учеников;

4)    в составе команды каждый  ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игровые технологии я использую в 5-6 классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.  Задача учителя в это время сделать так, чтобы встреча с незнакомым, где-то непонятным способствовала возникновению интереса к учению. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи  с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными  и интересными. Поэтому помощниками становятся уроки-игры, уроки-путешествия,лингвистические сказки, уроки - КВН, экскурсии.Это могут быть весёлые стихи, загадки, ребусы, облегчающие усвоение правописания.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых  приёмов и ситуаций, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы и выступающие как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Игровые формы легко подбираются для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний ( в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок  (уроки-конференции, аукционы, экзамены).

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Поэтому особое  значение приобретают фонетические игры как возможность отработки произносительных норм. Такие разминки- минутки, как «Говорите по-русски правильно», «Составь текст и озвучь его», «В эфире – новости», «Конкурс дикторов» вызывают живой интерес у детей и помогают развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность.

Лексико-фразеологические игры расширяют кругозор учащихся, пополняют их лексикон, и ученики с удовольствием включаются на любом этапе урока в игры: «Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее?», «Найди пару», «Объясни значение», «Прямое и переносное», «Замени фразеологизмом», «Географические названия», «Имена собственные», «Кто больше?», «Закончи  пословицу, фразеологизм, крылатое выражение», «Угадай профессию», «Догадайся», «Переводчики», «Любопытный».

Игры по морфемике и словообразованию прививают интерес к языку, развивают интеллектуальный потенциал учащихся, активизируют мыслительную деятельность, помогают понять, почему так,  а не иначе «строится» слово: «Собираем родственников», «Алфавит», «Соберем букет», «Кто больше?», « Наборщик», « Палиндромы».

Младший и средний школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей. Потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к деятельности.  

 «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал Сухомлинский. Считаю, что применение игры возможно для школьников всех возрастов. Занимательность - необходимое средство пробуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету, ведь в процессе игры затрагивается не только память, но и интеллект, аналитические возможности.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

На  уроке литературы особое место занимает творческая мастерская и театрализация.

Во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, "Лингвистический марафон",  конкурсы эрудитов и знатоков русского языка и литературы, конкурсы чтецов, олимпиады. Всё это помогает ребятам реализовывать свои творческие способности, развивать интеллектуальные способности.

Задачи, стоящие перед учителем  - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей - предметников. Наша главная цель - это душа ребёнка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Превратить урок в процесс  сотворчества нам помогают современные образовательные технологии.


 

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Разностороннее развивающее воздействие на интеллект ребёнка

Разностороннее развивающее воздействие на интеллект ребёнка

Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности

Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности

В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании

В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании

Дифференцированный подход на уроках состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы

Дифференцированный подход на уроках состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы

Пример , 6 класс - индивидуальные проекты "Что в имени моём", 7-8 классы - групповые проекты "Школьные жаргонизмы"

Пример , 6 класс - индивидуальные проекты "Что в имени моём", 7-8 классы - групповые проекты "Школьные жаргонизмы"

Это тема синквейна. 2 строка -два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

Это тема синквейна. 2 строка -два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся

Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся

Игры могут стать удобной формой актуализации знаний ( в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце…

Игры могут стать удобной формой актуализации знаний ( в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце…

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2022