«Современные педагогические технологии в ДО» Глоссарий по дисциплине
Оценка 5

«Современные педагогические технологии в ДО» Глоссарий по дисциплине

Оценка 5
Памятки
docx
другое
Детсад
15.06.2022
«Современные педагогические технологии в ДО»  Глоссарий по дисциплине
Современные педагогические технологии в ДО (Глоссарий).docx

 «Современные педагогические технологии в ДО»

 

Глоссарий по дисциплине

 

  1. Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин., и др.

 

  1. Групповое обучение — это использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению студентов. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учеников осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы (Р.Е. Лакишик).

 

  1. Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.

 

  1. Ролевая игра — это активная форма экспериментального поведения, обладающая социализирующим эффектом, который зависит от мировоззренческих позиций играющего. (С. А. Шмаков, 1994).

 

  1. Деловые игры — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 61)

 

  1. Компьютерные деловые игры можно разделить на 2 типа: коллективные и индивидуальные. В первых участвуют несколько игроков или групп, выполняющих роли лиц, принимающих решения. Во-вторых, моделируется не только условная среда, но и действия всех участников игры, кроме одного. Важно отметить, что игра и в этом случае продолжает оставаться коллективной. Просто отдельные роли выполняют интеллектуальные имитаторы.

 

· Коллективные компьютерные игры более приближены к реальности, поскольку решения принимаются реальными лицами, а не имитатором. Тогда игра проходит острее, игровой интерес участников выше. Меняясь ролями, участники изучают процесс с разных позиций. При грамотном анализе результатов игры со стороны руководителя и при коллективном обсуждении игры процесс обучения идет очень эффективно. Групповые деловые игры позволяют совершенствовать коммуникативные навыки как в отношении обмена информацией, обоснования своей позиции, так и совместного принятия решений.

 

· Индивидуальная компьютерная деловая игра может проводиться без преподавателя, что весьма важно для дистанционного обучения и для самостоятельной работы обучаемого. Выполнение заданий индивидуальной деловой иры фиксируется в памяти компьютера или на бумаге. Обсуждение результатов с преподавателем может идти в любое время. В индивидуальной деловой игре у обучаемого больше свободы, он не зависит от уровня подготовки др. Участников учебного процесса, от темпа их работы и вообще от их присутствия. Индивидуальная деловая игра и позволяет существенно экономить время, затрачиваемое на принятие решений. Может быть резко увеличено количество проигрываемых ситуаций, которые затем анализируются для выработки оптимального решения. Обучение методам управления охраной труда целесообразно проводить в малых группах с последующим обсуждением (возможны и комментарии преподавателя). Такая модель получила название «обучение в сотрудничестве». Учебные задания структурируются так, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и в решении задач. (Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2006)

 

  1. Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. («Термины и определения дистанционного обучения», Лаборатория дистанционного обучения Российской Академии Образования)

 

  1. Дистанционные образовательные технологии — образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (статья 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ)

 

  1. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов — один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации, в основе которой лежит целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперѐд и вглубь, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных (В. В. Фирсов).

 

  1. Дифференцированное обучение — это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности, формируются группы, учащихся с различающимися содержанием образования, методами обучения (И.М. Осмоловская).

 

  1. Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
  2. Технология дифференцированного обучения — процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию, диагностированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся.

 

  1. Дифференцированное воспитание и обучение — форма организации учебной деятельности учащихся, основанная на учете их интересов, способностей, мотивации, диспозиции личности и других половозрастных особенностей. Суть формы состоит в делении учебных групп, классов, коллективов на подгруппы по сходным свойствам и работе с ними природосообразными способами. Образовательные учреждения полноправны в разработке системы многоуровнего обучения и воспитания, построенной в соответствии с личностными особенностями детей. Дифференцироваться в педагогике может все: цели и задачи, принципы и содержание, методы и формы работы с детьми. Дифференцированное обучение позволяет создавать гибкие по составу учебные группы, дрейф-группы, временные учебные образования и т.д. (Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000).

 

  1. Дифференциация обучения (лат. differentia - разница) — форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 74)

 

  1. Здоровьеформирующие образовательные технологии — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Н.К. Смирнов).

 

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся (Н.К. Смирнов).

 

  1. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, еѐ «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

 

  1. Игровые методы — методы психологической подготовки управленческого персонала, включающие деловые игры. (Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999)

 

  1. Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия.

 

  1. Мозговой штурм (Brainstorming, мозговая атака]. Это один из наиболее известных методов поиска оригинальных решений различных задач, продуцирования новых идей. Широкое распространение метода мозговой атаки привело к созданию ряда модификаций, в числе которых называют:

 

а) Метод Дельфи (Дельфийская процедура). Метод предложен О.Хелмером. Предусматривает индивидуальное генерирование идей и их публичную защиту.

 

б) Метод Мыслерешето (Калдер Х. Я., Руттас В. И., 1989). В соответствии с этим методом процедура начинается с письменного оформления индивидуальных предложений, желаний, идей каждого участника. Затем следует их «просеивание» в малых группах, то есть фиксация и генерация предложений, представляющих общий интерес для всех членов группы, оформление сводных предложений, их представление на общее обсуждение, комментирование и дополнение, сравнительное оценивание с целью выработки наилучшего варианта и, наконец, дополнение этого варианта наиболее ценными дополнениями других групп.

 

  1.  Ситуационные, или деловые игры (Сабирова А. Х.) – моделирование практических ситуаций в сочетании элементов игры со значительной информированной емкостью, элементами театрализации, актерским перевоплощением, определенной фантазией и импровизацией.

 

  1. Риторические игры («психотехнические игры» и «социально-психологический ролевой тренинг») – речевые игры, развивающие навыки межличностного и коллективного эффективного общения.

 

  1. Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в условиях коллективной уч. работы в рамках общих задач и содержания обучения. (Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993)

 

  1. Индивидуальное обучение — форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).

 

  1. Индивидуальное обучение — это полноценный процесс обучения, аналогичный учебе в обычной дневной школе. Основное отличие заключается в том, что ученик занимается один на один с преподавателем, что дает возможность выстраивать расписание занятий так, как удобно. Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности.

 

  1. Интегральная технология — технология развивающего дифференцированного обучения, объединяющая в единое целое идеологию укрупнения дидактических единиц, многоуровневого планирования результатов обучения, психологизацию образовательных процессов и всемерную компьютеризацию их (В. В. Гузеев). (Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006)

 

  1. Интеллектуальные информационные технологии (ИИТ) — это информационные технологии, помогающие человеку ускорить анализ политической, экономической, социальной и технической ситуации, а также - синтез управленческих решений. Технологии, основанные на упрощении процесса анализа, исключении нечеткости, хаотичности, неявности и пр. При этом используемые методы не обязательно должны быть логически непротиворечивы или копировать процессы человеческого мышления (Мигашкин Н. В.).

 

  1. Исследовательский метод (метод исследовательских проектов) – основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

 

  1. Кейс-стади (англ. Casestudy), или ситуационное обучение - описание деловой ситуации, которая реально возникала или возникает в процессе деятельности ответственных менеджеров. Этот метод близок к методу анализа конкретных ситуаций и методу разбора производственных ситуаций. Результат игры - принятие решений по поставленной цели (целям). Условия ее проведения характеризуются невозможностью полной формализации всей задачи, наличием неопределенностей, конфликтов, рисков. Игры бывают имитационные, организационно-деятельные, деловые. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируемая роль, не моделируется деятельность руководства, выбирается лишь модель среды, характеризующая какое-то ее конкретное состояние. Организационно-деятельные игры применяют для решения сложных социально-производственных задач, требующих объединения усилий различных специалистов. (Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2006)

 

  1. Коллективное обучение — это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе. Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т.е. содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих); парную; индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. (В.Д. Дьяченко)

 

  1. Коучинг (от англ. coaching) — процесс консультирования учащихся, направленный на достижение целей в различных областях жизни, в том числе и в процессе овладения иностранным языком. В методике преподавания иностранных языков часто осуществляется в условиях индивидуального обучения под руководством наставника (тьютора). (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009)

 

  1. Личностно ориентированное обучение (ЛОО) – новационная для конца ХХ века образовательная технология, основанная на идеях целостного подхода к развитию личности, ее культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации. Основная задача при этом – воспитание субъективных свойств личности в единстве с духовно-нравственными. (Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000)

 

  1. Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей.

 

  1. Модульное обучение — организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определённой учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модули могут быть целевыми (содержат сведения о новых явлениях, фактах), информационными (материалы учебника, книги), операционными (практические упражнения и задания). М. о. способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности учащихся. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 146)

 

  1. Педагогика сотрудничества — технология, создающая все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я-концепции личности подростка.

 

  1. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения (Г. С. Альтшуллер, 1946- 1956 гг).

 

  1. ТРИЗ-педагогика используется в проблемном обучении для обозначения концепции, цель которой в развитии системного мышления школьников путем решения творческих задач. Не имеет статуса науки педагогики. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 269-270)

 

  1. Образовательные технологии — система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования. Выделяют игровые технологии, компьютерные технологии, диалоговые технологии, связанные с созданием коммуникативной среды; тренинговые технологии (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 174)

 

  1. Технология обучения – совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. (Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006).

 

  1. Педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. П. т. предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

 

  1. Инновационные педагогические технологии – нововведения в образовательной области, в которых находят воплощение комплексное использование новейших достижений дидактики и перестройка образовательного процесса в плане реализации принципов гуманизации, гуманитаризации и личностной ориентации обучаемых. По уровню инновационного потенциала технология может быть отнесена к одному из трех типов: модификационные нововведения связаны с усовершенствованием, модернизацией того, что имеет аналог или прототип; комбинаторные предполагают новое конструктивное соединение ранее известных методик; радикальные нововведения отменяют существующие формы и методы работы и содержат в себе идеи коренных преобразований. (Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006)

 

  1. Портфолио — новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку. (Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006)

 

  1. Веб-портфолио (веб-портфель, web-portfolio) — это веббазированный ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца. Веб-портфолио школьника и студента — это веб-сайт, на котором отражаются образовательные результаты выполнения лабораторных работ, проектных заданий, совместной деятельности.

 

  1. Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю). Под эвристическим обучением понимают:

 

· форму обучения, например, эвристическую беседу;

 · метод обучения, например, метод мозгового штурма;

 · технологию творческого развития учащихся.


 

Современные педагогические технологии в

Современные педагогические технологии в

Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация…

Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация…

Групповые деловые игры позволяют совершенствовать коммуникативные навыки как в отношении обмена информацией, обоснования своей позиции, так и совместного принятия решений

Групповые деловые игры позволяют совершенствовать коммуникативные навыки как в отношении обмена информацией, обоснования своей позиции, так и совместного принятия решений

Лаборатория дистанционного обучения

Лаборатория дистанционного обучения

Технология дифференцированного обучения — процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию, диагностированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении…

Технология дифференцированного обучения — процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию, диагностированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении…

Н.К. Смирнов). Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся (Н

Н.К. Смирнов). Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся (Н

Мозговой штурм (Brainstorming, мозговая атака]

Мозговой штурм (Brainstorming, мозговая атака]

Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика

Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика

Интеллектуальные информационные технологии (ИИТ) — это информационные технологии, помогающие человеку ускорить анализ политической, экономической, социальной и технической ситуации, а также - синтез управленческих решений

Интеллектуальные информационные технологии (ИИТ) — это информационные технологии, помогающие человеку ускорить анализ политической, экономической, социальной и технической ситуации, а также - синтез управленческих решений

Коллективное обучение — это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих…

Коллективное обучение — это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих…

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам»…

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам»…

Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Педагогический терминологический словарь

Педагогический терминологический словарь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2022