Современные образовательные технологии на уроках литературы как средство повышения эффективности обучения
Оценка 4.6

Современные образовательные технологии на уроках литературы как средство повышения эффективности обучения

Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
русская литература
5 кл—11 кл
01.09.2019
Современные образовательные технологии на уроках литературы как средство повышения эффективности обучения
Современные образовательные технологии на уроках литературы как средство повышения эффективности обучения(ТРКМ). Способность мыслить критически должна формироваться в определенной учебной среде. Уроки русского языка и литературы предоставляют для этого прекрасную возможность. Задача педагога - не вкладывать в сознание ребёнка готовую информацию, а учить его самостоятельно добывать её, только направляя его поиск, стимулируя его инициативу и активность, ненавязчиво предоставляя возможность приобретать свой жизненный опыт, осуществлять выбор, основанный на знании. В презентации собраны методические приемы-находки многих учителей, работающих в разных классах по разным УМК, которые помогут и урок сделать интересным, и формировать мышление ученика , способного решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации.
Современные образовательные технологии на уроках литературы.ppt

Современные образовательные технологии на уроках литературы как средство повышения эффективности обучения

Современные образовательные технологии на уроках литературы как средство повышения эффективности обучения

Современные образовательные технологии на уроках литературы как средство повышения эффективности обучения

ТРКМ
(Технология развития критического мышления).

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять»

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять»

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».
Рене Декарт

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и…

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и…

Каждый урок должен
быть для наставника
задачей, которую он
должен выполнять,
обдумывая это заранее:
на каждом уроке он
должен чего-нибудь
достигнуть, сделать шаг
дальше и заставить весь
класс сделать этот шаг.
К.Д.Ушинский

Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего…

Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего…

Зажгутся глаза слушающего
о глаза говорящего…

Цицерон

Развитие критического мышления прием денотатного графа

Развитие критического мышления прием денотатного графа

Развитие критического мышления

прием денотатного графа

Критическое мышление - это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Приемы технологии «Развитие критического мышления»

Приемы технологии «Развитие критического мышления»

Приемы технологии «Развитие критического мышления»

Первая стадия – вызов. «Ассоциация» «Покопаемся в памяти» «Допиши фразу» “Корзина идей”

Первая стадия – вызов. «Ассоциация» «Покопаемся в памяти» «Допиши фразу» “Корзина идей”

Первая стадия – вызов.

«Ассоциация»

«Покопаемся в памяти»

«Допиши фразу»

“Корзина идей”

Мозговой штурм

Игра «верю – не верю»

Вторая стадия – осмысление.

Чтение с остановками и пометками

«Знаю. Узнал. Хочу узнать больше»

Стратегия «Зигзаг»

Кластер

Маркировочные таблицы

Ромашка Блума

Шесть шляп критического мышления

Кластер

Синквейн

Двухрядный стол

«Толстые и тонкие» вопросы

Структура урока литературы

П.П.Бажов «Каменный цветок».

П.П.Бажов «Каменный цветок».

П.П.Бажов «Каменный цветок».  Сюжетная таблица.

Кто?

Что делал(а)?

Когда?

Где?

Почему?

Мастер Прокопьич 

Учил парнишек на выучку малахитовому делу

 

В мастерской 

Барин велел приказчику 

Данилко Недокормыш
(сиротка круглый, годов 12)

Пас коров, играл на рожке песенки

вечером

На выгоне около Ельничной (волчье место)

Просили девки-бабы

Бабушка Вихориха (заместо лекаря)

Поставила на ноги

 

Знала силу о травах

А. Экзюпери «Маленький принц». «Маршрут литературного героя»

А. Экзюпери «Маленький принц». «Маршрут литературного героя»

А. Экзюпери «Маленький принц». «Маршрут литературного героя»

Задание: Составить маршрутный лист маленького принца: указать планеты и жителей их населяющих.
Задание: Выписать афоризмы Лиса и Маленького принца о жизни (Советы лично мне от Лиса и Маленького принца).

М. Твен. "Что ответил писатель?"

М. Твен. "Что ответил писатель?"

М. Твен. "Что ответил писатель?"

Ведущий сообщает учащимся какой-то занимательный факт из жизни выдающегося писателя. Задача участников игры – придумать или вспомнить ответ, прозвучавший на эту реплику, более достоверный вариант будет признан победителем. Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ. Что ответил американский писатель анониму? Правильный ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».

Солнышко». В центре – тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы

Солнышко». В центре – тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы

«Солнышко».

В центре – тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы. Использовать данный приём можно - после прослушивания сведений о творчестве писателя,  - указывая черты характера литературного героя,  - анализируя деятельность автора, литературного героя и т. д.. Например, тема – Том Сойер, «лучи» – черты характера.

Д. Дефо . «Приключения Робинзона

Д. Дефо . «Приключения Робинзона

Д. Дефо . «Приключения Робинзона Крузо». «Незаконченное предложение».

Интерактивный прием «Незаконченное предложение» - «Размышляем над прочитанным», например,
Продолжите высказывание.
Робинзон ужасно испугался, увидел человеческий след на берегу, но потом успокоился, потому что…
В самые тяжёлые минуты жизни на остове Робинзону помогало…
Прожив 23 года на необитаемом острове, Робинзон настолько полюбил его, что…
Крузо был очень несправедлив по отношению к Пятнице, когда…
Самым счастливым годом жизни на острове был для Робинзона…

Д. Дефо. «Приключения Робинзона

Д. Дефо. «Приключения Робинзона

Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». «Поговорим».

Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Представьте, что вы, как и главный герой романа, оказались на необитаемом острове без пищи и средств к существованию. Что вы будете делать в такой ситуации для того, чтобы выжить? Или
Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». У вас в руках волшебная палочка, с ее помощью вы попали на необитаемый остров. Опишите, каким вы его себе представляете

Письмо литературному персонажу»

Письмо литературному персонажу»

«Письмо литературному персонажу». Здравствуй, Том Сойер!

Я горжусь тобой, потому что ты настоящий друг. Я это понял, прочитав книгу о твоих приключениях. Ты замечательно умеешь хранить секреты, не так как твой брат Сид, который выдает их тете Поле. Но ты это терпишь –ты большой молодец. Мне нравится, как ты живешь –свободно, как рыба в воде, ищешь приключений, жаждешь подвигов, опасности. Но в то же время, ты хочешь дружить и любить. У тебя есть замечательная и красивая подруга Бетти. Я знаю, что очень сильно в нее влюблен. Это прекрасное чувство, ради которого можно идти на большие жертвы. И даже рисковать собственной жизнью. Это очень трогательно. Ты очень мужественно переносишь наказания тети Поли, хоть она и жалеет потом о том, что наказала тебя. Ты можешь прощать ее, так как знаешь, что она это делает без злости и ненависти. Даже отрабатывая свое наказание, ты превращаешь работу в увлечение, всего лишь изменив свое отношение к ней. Тебе очень повезло, ты очень изобретателен. Помню, как ты красил забор. Превратил это в отдых и даже получил много приятных вещей: «капиталы» ребят, яблоко, пряник. Это был прекрасный спектакль. А рядом с твоим другом Геккелбери Финном твоя решительность, мужество возрастают. Вам неведома скука. Вы вдвоем придумываете много шалостей, чтобы скоротать свободное время. Но вы небезрассудные, так как помогаете людям и спасаете их. Если бы не ваша неугомонность, Бекки осталась бы в пещере. Если бы вы не пошли на кладбище, Мефа Поотера казнили бы за преступление, которое он не совершал. Если бы твой друг не позвал на помощь, вдову убили бы. Ты неповторимый! Мне бы очень хотелось повторить твои подвиги, но это очень сложно. И у меня вряд ли хватит твоей стойкости, легкости, сил и фантазии. Ты научил меня жить свободно от предрассудков, весело и просто. Я буду придерживаться такого поведения.

Символ произведения». Используя цветные карандаши или фломастеры, выполните следующие задачи: нарисуйте предмет, который символизировал бы произведение был бы символом литературного героя

Символ произведения». Используя цветные карандаши или фломастеры, выполните следующие задачи: нарисуйте предмет, который символизировал бы произведение был бы символом литературного героя

«Символ произведения».

Используя цветные карандаши или фломастеры, выполните следующие задачи:
нарисуйте предмет, который символизировал бы произведение был бы символом литературного героя.(роза - символ сказки Андерсена «Снежная королева»; засушенные цветы - символ Сони из романа «Война и мир» Л. Толстого)
определите цвет настроения отрывка поэзии;
нарисуйте иллюстрацию к произведению, допустив ошибку в изображаемом и предложите своим товарищам найти эту ошибку;
Создайте диафильм по сюжету произведения (работа в группах).

Запутанный лист» Учитель зачитывает письмо от автора или литературного героя, в котором допущены ряд ошибок или пропущены слова, ученики должны исправить ошибки или вставить пропущенные…

Запутанный лист» Учитель зачитывает письмо от автора или литературного героя, в котором допущены ряд ошибок или пропущены слова, ученики должны исправить ошибки или вставить пропущенные…

«Запутанный лист»

Учитель зачитывает письмо от автора или литературного героя, в котором допущены ряд ошибок или пропущены слова, ученики должны исправить ошибки или вставить пропущенные слова.
Например, при изучении романа Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан» учащиеся вставляют «размытые водой слова в письме из бутылки, выловленной на берегу океана»:
«Мы, члены экипажа шхуны «Пилигрим», потерпели ........ и оказались на неизвестном берегу.
Нас в составе экипажа ...... человек, капитан - ....... . Во время путешествия у нас испортился .......,
Мы подобрали пострадавших со шхуны «…....». На неизвестном берегу мы увидели экзотических животных: …...., …..., ….... , А также ….... Это наводит на мысль, что мы попали в ….... ».

М. Ломоносов.«Ода на день восшествия…» (отрывок)

М. Ломоносов.«Ода на день восшествия…» (отрывок)

М. Ломоносов.«Ода на день восшествия…» (отрывок)

Сделать исторический и культурологический комментарий к незнакомым словам.

Из «Поучения» Владимира Мономаха

Из «Поучения» Владимира Мономаха

Из «Поучения» Владимира Мономаха.

Составьте небольшой словарь устаревший слов.
Попробуйте сами составить небольшое поучение младшим брату, сестре, используя некоторые слова из «Поучения», например: приветить». «молвить», «почет» и др..

Тема детства в произведения И

Тема детства в произведения И

Тема детства в произведения И. Бунин «Цифры», Л. Толстой «Детство», Н. Некрасов «Крестьянские дети».

Аспект сопоставления

И. А. Бунин «Цифры»

Л. Толстой «Детство»

«Крестьянские дети»

Личность ребенка

Отношения с родителями

Отношения с природой

Ребенок и быт

ВЫВОД: почему одна и та же тема по-разному интерпретировалась писателями?

И. А. Крылов. Басни. «Карта жанра»

И. А. Крылов. Басни. «Карта жанра»

И. А. Крылов. Басни. «Карта жанра».

– Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы. Подготовьте рассказ о нём.(Каждой команде выдается набор карточек, которые они должны прикрепить на свой планшет. Оценивается правильность и скорость выполнения задания)

И. А. Крылов. Басни. Центон Прочитайте центон, составленный по басням

И. А. Крылов. Басни. Центон Прочитайте центон, составленный по басням

И. А. Крылов. Басни. Центон

Прочитайте центон, составленный по басням Крылова. Вы должны определить, из каких басен взяты строчки для этого центона.

Случается нередко нам И труд, и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. “Ах ты, обжора! Ах, злодей!” — Тут Ваську Повар укоряет “Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой, И до вешних только дней Прокорми и обогрей!” “Эх, эх! — ей Моська отвечает, — вот то-то мне и духу придаёт, что я совсем без драки могу попасть в большие забияки”. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт!»

 Центон – это веселое стихотворение, составленное из строчек разных стихотворений.

Ответы: «Ларчик», «Стрекоза и Муравей», «Кот и Повар», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «»Лебедь, Щука и Рак»

Стрекоза, Повар и Моська

А. С. Пушкин. Лирика.

А. С. Пушкин. Лирика.

А. С. Пушкин. Лирика.

Н. С. Лесков «Левша». Словесный портрет

Н. С. Лесков «Левша». Словесный портрет

Н. С. Лесков «Левша». Словесный портрет.

Выберите и используйте опорные слова и выражения, подходящие к описанию казака Платова и косого Левши.
Из усов кольца вьёт; Старенький озямчик; Бугровый кулак; Изрубленный кулак; Пятно родимое; Штанина мотается; Бурка лохматая; Крючочки не застегиваются; Щипаная голова; Опорочки; Корешковая трубка; Шиворот разорван; Казакин; Кулак страшный; Пальцы куцапые; Гробоватый нос; Весь в орденах;

Н. С. Лесков. «Левша». Головоломка

Н. С. Лесков. «Левша». Головоломка

Н. С. Лесков. «Левша». Головоломка.

Работа в группах
–Предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.
Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский Буреметры морские – барометры морские Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто Огромные бюстры – огромные бюсты Преламут – перламутр Верояции – вариации Мелкоскоп – микроскоп Египетская керамида – египетская пирамида Нимфозории – инфузории Валдахин – балдахин.
– Для чего Лесков искажает звучание этих слов? (Действительно, многие слова и сцены заставляют улыбнуться).
– Смогли ли англичане удивить русского императора?
– Кто сопровождает Александра Павловича в путешествии по Европе?

Н. С. Лесков. «Левша». Рассказ о герое

Н. С. Лесков. «Левша». Рассказ о герое

Н. С. Лесков. «Левша». Рассказ о герое.

Рассказ о Левше по плану (С опорой на текст)
А) «– Говорите себе, а нам некогда – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся» Б) «… Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не сможет». В) «Идет в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается». Г) «Мы в науках не занимались, но только своему Отечеству верно преданные». Д) «А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».
Ученики представляют образ Левши по заполненной цитатами таблице и выделяют основные качества героя.

И. С. Тургенев .«Муму». Прием «РАФТ»

И. С. Тургенев .«Муму». Прием «РАФТ»

И. С. Тургенев .«Муму». Прием «РАФТ».

Роль — Татьяна.
Аудитория — соседка в деревне.
Форма — беседа.
Тема — дворник Герасим.
А знаешь, Дашенька, в молодости любил меня один человек. Давно это, правда, было, когда я в Москве ещё жила, в господском доме работала. Он там дворником был, Герасим-то. Чудной такой, добрый.
Помню, привезли его из деревни, так я поначалу чуть со страху не обмерла. Большой, бородатый, хмурый какой-то... да ещё немой. Мычит, слова сказать не может. А потом ничего, попривыкла я к его мычанию. Мужик он оказался славный, работящий, серьёзный. Я тогда прачкой состояла при барыне. Держали меня всегда в чёрном теле, работать приходилось много, а слова доброго ни от кого не услышишь. По молодости-то я красавицей слыла, да от тяжёлой работы красота-то моя быстро с меня соскочила. А тут вдруг такое ко мне внимание. Чудно... Помню, несу как-то раз барынину кофту, вдруг кто-то как схватит меня за локоть, оборачиваюсь, а это он, Герасим. Мычит что-то ласковое, улыбается... Петушка сахарного впихнул мне в руку. И потом всё подарки разные покупал: то ленту атласную, то колечко с камушком. А то возьмёт и пыль передо мной метлой расчистит. И всё улыбается мне так ласково. С тех пор уж больше никто мне ничего не дарил. Он ведь и жениться на мне хотел. Да видно не судьба... Барская воля — закон, вот и мыкаю горе со своим пьяницей, да куда ж деваться-то...

И. С. Тургенев. «Муму». Прием «РАФТ»

И. С. Тургенев. «Муму». Прием «РАФТ»

И. С. Тургенев. «Муму». Прием «РАФТ».

Роль — Капитон Климов.
Аудитория — дворецкий.
Форма — беседа.
Тема — о дворнике Герасиме.
Жениться? На Татьяне? Барыня приказала? Да помилуйте, Гаврила Андреевич?! Ведь леший-то этот, кикимора-то степная, ведь он убьёт меня, вы же это знаете. Убьёт непременно, как муху прихлопнет, ведь он зверь какой-то, идол, даже хуже идола... осина какая-то... Ведь он глухой, бьёт и не слышит, как бьёт! Словно во сне кулачищами-то махает. Он ведь глуп, как пятка, Герасим-то этот ваш. А я натура нежная, человек образованный, столичный. А что пью... так пью с горя. Здесь один мне судья: сам Господь Бог, и больше никого, и вы мне не указ. А то ишь придумали, жениться...

И. С. Тургенев. «Муму». Прием «РАФТ»

И. С. Тургенев. «Муму». Прием «РАФТ»

И. С. Тургенев. «Муму». Прием «РАФТ».

Роль — Гаврила Андреевич, дворецкий.
Аудитория — барыня.
Форма — записка.
Тема — о дворнике Герасиме
Довожу до Вашего сведения, что по Вашему приказанию привезли из деревни немого Герасима. Определили дворником, ибо мужик он крепкий, сильный, двенадцати вершков росту. Поселили на жильё в каморку, что под кухней.

А. С. Пушкин. Биография. Прием «ЗХУ»

А. С. Пушкин. Биография. Прием «ЗХУ»

А. С. Пушкин. Биография. Прием «ЗХУ».

А. П. Чехов. Биография. Прием «ИНСЕРТ», или «Пометы на полях»

А. П. Чехов. Биография. Прием «ИНСЕРТ», или «Пометы на полях»

А. П. Чехов. Биография. Прием «ИНСЕРТ», или «Пометы на полях»

А.Грин «Четырнадцать футов». Прием «РАФТ»

А.Грин «Четырнадцать футов». Прием «РАФТ»

А.Грин «Четырнадцать футов». Прием «РАФТ».

Роль — Кист.
Аудитория — Кэт.
Форма — рассказ.
Тема — о смерти Рода.
Кэт, ты спрашиваешь, почему я один, без Рода? Род погиб... Я расскажу, как это случилось. Если я не сделаю этого, мне незачем жить. Мы оба тебя любили, ради тебя мы пошли в эти чёртовы горы искать золото. Однажды на нашем пути оказалась трещина шириной примерно четырнадцать футов. Её невозможно было обойти. Мы решили прыгать. Да, это было рискованно, но мы должны были это сделать, ради тебя, Кэт, ради твоей любви. Я прыгнул первым... За мной прыгал Род. Не знаю, откуда появилась эта подлая мысль, но она появилась, Кэт. Я вдруг представил Рода срывающимся в глубину. Я тут же отогнал эту подлую мысль, но было поздно. Я пытался помочь Роду, изо всех сил хотел вытащить его, до последнего держал его руку. Я клял себя за свою подлую мысль. Но Род... Род оказался лучше меня. Он понимал: либо мы погибнем вместе, либо он один. Он ударил меня по руке, а сам рухнул вниз. Кэт, он сделал это ради тебя. Он настоящий друг и настоящий человек. Я никогда не забуду его.

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

М.М.Пришвин «Кладовая солнца» РАФТ

РОЛЬ

АУДИТОРИЯ

ФОРМА (жанр)

ТЕМА

Настя

Ее внуки

Передача жизненного опыта

Потеря брата в Блудовом болоте

Митраша

Сверстники

Рассказ охотника

Как я убил волка

Собака Травка

Собаки в селе

Рождественская сказка

Встреча с Антипычем

Заяц

Сородичи

История с чудесным концом

Чудесное спасение

Житель деревни

Приезжие из города

Местная легенда

Гордость за мальчика

Лиса

Родственники

История охоты

Какая я умница!

Работает
Активно
 Фантазия
Твоя

В.Г.Распутин. «Уроки французского»

В.Г.Распутин. «Уроки французского»

В.Г.Распутин. «Уроки французского». Ассоциативный диктант.

Пример ассоциативного диктанта по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского»:
Какие ассоциации возникают у вас в связи со словами:
Посылка –
Лидия Михайловна –
Учитель –
Послевоенное детство –
Тишкин –
Игра в чику –
Молоко –
Ключи:
Удивление, радость;
Доброта;
Ответственность;
Голод;
Трусость;
Жестокость;
Деньги, малокровие.

Луиджи Пиранделло. "Черепаха«.

Луиджи Пиранделло. "Черепаха«.

Луиджи Пиранделло. "Черепаха«. Ассоциации.

записать свои ассоциации к слову “черепаха”







написать синквейн.
Черепаха окаменелая, медленная, ползает, пугается, прячется. Черепаха – это символ счастья. Радость.

А счастье-то вот оно, счастье…», или

А счастье-то вот оно, счастье…», или

«А счастье-то вот оно, счастье…», или Загадка Луиджи Пиранделло». Инсценировка.

ИНСЦЕНИРОВКА:
Дети: - Что это?
Мальчик: - Что ты сегодня принес нам?
Девочка: - Это подарок?
Главный герой: - Нет, это всего лишь черепаха…
Мальчик: - Черепаха?! Зачем?!
Девочка: - Это не игрушка?
Мальчик: - Наш отец всегда был сумасбродом! (толкает его)
Девочка: - Принести в дом какое-то омерзительное животное! (толкает его)
Главный герой: - Но это всего-навсего совершенно безвредная черепаха, с которой можно даже поиграть… Мне сказали, что она приносит счастье…
Жена главного героя: - Черепаха?! Лучше бы ты принес семье достойный заработок! И вообще, либо в доме не будет черепахи, либо через 3 дня я вместе с матерью уеду в Англию. Либо она, либо я!!!
ОБСУЖДЕНИЕ:
- Как в семье мистера Мишкоу воспринимают его сюрприз?
- Какое открытие делает главный герой о своей жене и детях? ТЕКСТ
- Какое решение принимает мистер Мишкоу?
- Удается ли ему избавиться от черепахи и почему?

А счастье-то вот оно, счастье…», или

А счастье-то вот оно, счастье…», или

«А счастье-то вот оно, счастье…», или Загадка Луиджи Пиранделло» «Модель счастья».

Эпиграф № 1: Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души (Ф. Э. Дзержинский).
Эпиграф № 2: Большинство людей счастливы настолько, насколько они чувствуют себя счастливыми (А. Линкольн).
Эпиграф № 3: Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, подобно старухе. Искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу (Б. Шоу).

Бланки: любовь, семья, друзья, хорошее настроение, понимание, авторитет, любимая работа, отсутствие бед и огорчений, материальное благополучие, удача, стремление к знаниям, чувство радости жизни и другие

Артур Конан-Дойл . «Пресс-конференция с автором»

Артур Конан-Дойл . «Пресс-конференция с автором»

Артур Конан-Дойл . «Пресс-конференция с автором».

Предварительная подготовка: учащиеся получают домашнее задание ознакомиться с биографией писателя и подготовить вопросы на пресс-конференцию, выступить в роли журналистов. Из числа учащихся, обучающихся на высоком уровне, учитель выбирает «автора», который дает ответы на вопросы «журналистов», касающиеся его жизни и творчества.
Например, на уроке ознакомления с биографией Артура Конан-Дойля учащиеся задают вопрос:
Какова ваша основная профессия?
В каких войнах, которые вела Британская империя, вы принимали участие?
Какое из ваших произведений вы считаете наиболее удачным?
Кого вы взяли за прототип Шерлока Холмса?
Почему вы решили «убить» своего героя в последнем рассказе?
В чем, по вашему мнению, причина популярности образа Шерлока Холмса?
Можно представить Шерлока Холмса - сыщика в наши дни? и другие.
В конце пресс-конференции учитель подводит итоги. В случае необходимости можно предложить одному из учеников – «журналистов» составить отчет о конференции.
Можно предложить ученикам, задавая вопрос, называть издание, которое они представляют.

Л.Н. Толстой «После бала». Т – схема

Л.Н. Толстой «После бала». Т – схема

Л.Н. Толстой «После бала». Т – схема.

. для сравнения двух аспектов одной концепции (положительные и отрицательные стороны, да и нет, за - против). Образ полковника Б. из произведения Л.Н. Толстого «После бала»:

Н. В. Гоголь. «Ревизор». Т – схема

Н. В. Гоголь. «Ревизор». Т – схема

Н. В. Гоголь. «Ревизор». Т – схема.

Н. В. Гоголь. «Ревизор». Концептуальная таблица

Н. В. Гоголь. «Ревизор». Концептуальная таблица

Н. В. Гоголь. «Ревизор». Концептуальная таблица .

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Концептуальная таблица.

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка»

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка»

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка». 1. Цифровой диктант.

ПРОВЕРЯЕМ ЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА
Цифровой диктант. Приводится несколько утверждений. Если они верные – поставьте 1, если утверждение неверное, поставьте 0.

Утверждение

Ответ

1. 

Петр Гринев просил у Савельича прощения за вчерашнее поведение (пьянство, проигрыш, неуважительное отношение к прислуге).

1

2. 

Савельич сам считал себя виноватым в произошедшем.

3. 

Петр впредь приказал Савельичу не распоряжаться хозяйскими деньгами.

0

4. 

По дороге в Оренбург Петра и Савельича настиг проливной дождь.

5. 

Гринев и Савельич сбились с дороги.

1

6. 

Им самостоятельно удалось выйти к жилью.

0

7. 

Савельичу приснился пророческий сон.

8. 

Ночь Петр и Савельич провели на постоялом дворе.

1

9. 

Петр отблагодарил вожатого деньгами.

0

10. 

В Оренбурге Петра Гринева встретил товарищ его отца и направил служить в Белогорскую крепость.

1

11. 

Петр неправильно объяснил старому офицеру смысл пословицы «держать в ежовых рукавицах».

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка»

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка»

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка». 2. Хронологический порядок эпизодов.

Пример: Расставьте эпизоды повести в хронологическом порядке.
1.  Письмо П. Гринева родителям с просьбой благословить брак с Машей.
2.  Арест Гринева.
3.  Встреча Гринева и Пугачева в Бердской слободе.
4.  Встреча с вожатым.
5.  Петр Гринев зачислен в Семеновский полк.
6.  Письмо Екатерины II к Гриневу Андрею Петровичу.
7.  Приезд в Белогорскую крепость. Знакомство с семьей капитана Миронова.
8.  Дуэль Швабрина с Гриневым.
9.  Допрос башкирца.
10.  Казнь коменданта и его жены.
11.  Помилование Гринева Пугачевым.
12.  Швабрин – новый комендант Белогорской крепости.
13.  Военный совет в Оренбурге.
14.  Освобождение Маши из плена.
15.  Встреча Маши с Екатериной II.
(5, 4, 7, 8, 1, 9, 10, 11, 12, 13, 3, 14, 2 , 15, 6)

Современные образовательные технологии на уроках литературы как средство повышения эффективности обучения

Современные образовательные технологии на уроках литературы как средство повышения эффективности обучения

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка»

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка»

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка». Н. В. Гоголь. «Мертвые души». 3. Сопоставление фрагментов текстов.

Сопоставить (найти общее и различия) фрагмент из повести «Капитанская дочка» последний абзац «Я жил недорослем» до слов «…обливаясь слезами» с отрывком из поэмы «Мертвые души»: При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись – они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, то водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибешь на свете копейкой
Сделайте вывод о двух родительских наказах своим сыновьям.

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка»

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка»

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка». Н. В. Гоголь. «Мертвые души».

Параметры сопоставления

«Мертвые души»

«Капитанская дочка»

Имя героя

Павлуша

Петруша

Куда едет

В училище

На службу

Кто провожает

отец

Отец и мать «благословили»

Слезы

Нет слез

Плачет мать, плачет сын

Что дали родители собой

«полтина меди на расход и лакомства»

«погребец с чайным прибором», «узлы с булками и пирогами»

Наказ сыновьям

«учись», «не дури», «не повесничай», «угождай учителям и начальникам», «с товарищами не водись», «водись с теми, которые побогаче», «не угощай», «веди себя так, чтобы тебя угощали», «береги копейку»

«служи верно», «слушайся начальников», «за их лаской не гоняйся», «на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся», «береги честь смолоду»

Какие качества характера хотели сформировать у своих сыновей

угодничество,
эгоизм, накопительство, жадность

чувство долга и чести

Вывод: чему учат отцы своих сыновей

выгоде

благородству

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка»

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка»

А. С. Пушкин.«Капитанская дочка». Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» Сравнительная характеристика героев.












Свои мысли подкрепляйте цитатами из текста!!!
ВЫВОД: Почему жизнь героев, во многом схожая, закончилась так по-разному?

Параметры сравнения

П. Гринев

Андрий

1. Детство героя. Образование.

2. Отношение отца к сыну.

3. Отношение матери к сыну.

4. Герой на войне. Отношение к службе (поведение, приоритеты).

5. Осада города….. Почему герой оказывается в осажденном городе?

6. Отношение героя к возлюбленной.

7. Нравственный выбор героя.

8. Отношение отца к предательству сына.

9. Судьба героя. Чем закончилась его жизнь.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2019