Современный ученик и культура чтения
Сегодня общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить духовную культуру. Быстротечные изменения в обществе все больше ориентируют современного учащегося на свободное развитие, самостоятельность, мобильность в будущей жизни. Современная библиотека учебного заведения должна быть наряду с педагогом и координировать свою деятельность в направлении привития культуры чтения.
Чтение- это сложный процесс, требующий постоянного внимания, напряжения всех мыслительных сил, а главное - желание. Читающее общество является мыслящим обществом, ибо чтение остается базовым инструментом культуры в мире информации. Культура чтения – как интегрированный результат учебной деятельности учащихся формируется прежде всего на основе овладения содержанием учебы, работы с книгой, не только с учебником, но и литературой из разных областей знаний, и закрепляется разными формами внеклассной работы. При правильном целенаправленном управлении чтением, при изучении многих дисциплин в учащихся возникает личная заинтересованность предметом, при постоянном чтении растет уровень достижений знаний и качество образования, растет интеллект ребенка. Аспекты осуществляются только при совместной работе учителей, библиотекаря и родителей через читательский спрос и читательскую культуру , приобретение информационной компетентности. Научно-популярная учебная литература имеет неограниченные возможности для создания творческой личности, а сложившийся комплекс читательской и информационной культуры призван активизировать учащихся, обеспечить организацию обучения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляющегося процесса. Получение готовой информации от учителя или из учебника не всегда вызывает интеллектуальную активность ученика. Исследовательская деятельность – открытие для обучающегося, благоприятная школа для самообразования, результат которой зависит от учителя и библиотекаря, формирует современную культуру чтения. В нашем колледже создан фонд лучших ученических творческих работ по общественно-политическим, естественным, литературоведческим темам, который помогает другим пользователям библиотеки, дополняет новыми материалами. Не секрет, что фонды библиотек учебных заведений, кроме учебников, не комплектуются новой литературой, а те экземпляры, которые попадают в фонды, не решают наших проблем. Сделаем вывод: к основам формирования культуры чтения следует отнести: выбор оптимальных методов, средств, видов и форм обучения, способствующих формированию читательских навыков и умений; интегрированное использование индивидуальных, групповых методов и форм учебного процесса и внеклассной работы; потенциальные возможности учащихся; организация самообразования. Чтение уже само по себе – это умственное, эстетическое и нравственное развитие учащихся. Настоящее чтение невозможно без одновременного воспитания чувства прекрасного, без наслаждения художественным произведением. Процесс обучения творческому чтению долог и сложен. Успех зависит и от качества книг, от методики изучения литературы и от установки чтения. Чтение – это школа жизни: учить читать – учить жить. Задача библиотекаря в том, чтобы научить детей пользоваться предисловием, послесловием и комментариями к книге, делать записи о прочитанном. Учащиеся учатся самостоятельно работать с книгой, для чего используются рекомендации, разработанные библиотекарем «Как работать с книгой», «Как работать над докладом, рефератом». Наравне с этой работой нужно сформировать критический взгляд на литературу, умение доказать справедливость или опровергнуть какое-то положение, для этого используются помещенные в учебнике статьи или суждение критика, общественных деятелей, писателей. Чтение с целью самообразования является частью культуры чтения. Одно и то же произведение можно читать по-разному.
Чем отличается образованный человек от необразованного? Не количеством знаний, а личным отношением, образом мыслей, способностью анализировать, сравнивать, делать выводы, то есть прорабатывать текст. Составление тезисов помогает воспитанию правильного мышления, умению обобщать прочитанное и делать краткие и содержательные выводы. В каждом тезисе следует подчеркивать главное слово или слова. Тезисы можно совмещать с цитатами, указывая на источники. Конспектирование прочитанного – наиболее сложный и содержательный метод работы с книгой, оно соединяет все виды записей. Большое значение для конспекта имеют дополнительные записи или заметки на полях, подчеркивание и другие выделения в тексте, рисунки, выводы и обобщения к каждой части конспекта. Школа не может дать человеку знания на всю жизнь, и потому необходима переориентация его от информативной формы к развитию личности. Самообразование же является самым эффективным средством постоянного повышения образовательного уровня. Овладение знаниями по инициативе ученика – это и есть самообразование, для которого характерно присутствие активных познавательных интересов, стремление к их удовлетворению, таким образом приобретается культура чтения. Задача учителя и библиотекаря состоит в том, чтобы включить самообразовательную деятельность учащегося в учебный процесс, развить те способности и интересы, которые в других условиях остаются вне влияния школьного образования. Надо воспитывать не чтение ради чтения, а чтение как самостоятельную деятельность учащегося в мире книг, с которой начинается его самообразование, самовоспитание, формирование читательских вкусов. Отметим формы самообразования для достижения цели: факультатив, занятия в кружке, индивидуальная работа с книгой, подготовка докладов, рефератов, сообщений. Среди разнообразных источников новых знаний почетное место занимает книга: учебники, энциклопедии, справочная, научно-популярная литература. Учащимся постоянно приходится работать с дополнительным материалом, готовясь к занятиям. Здесь не последнюю роль играет библиотека. Тематическая книжная выставка «По страницам учебника» содержит интересные издания, которые пригодятся любознательным. В колледже созданы все необходимые условия для работы со справочными, энциклопедическими изданиями, периодикой, книгами малого тиража. К сожалению, такие книги чаще находятся в библиотеке в единственном экземпляре и приходится работать с ними в читальном зале, что вызывает недовольство учащихся. Предметные недели сегодня – особая форма работы с учащимися, где тесно сплетаются учебный процесс и внеклассная работа .
Библиотечно-библиографическая грамотность является одним из важнейших звеньев в составе информационной культуры и читательской компетентности. Библиотечно-библиографические знания – это владение средствами поисково-познавательной деятельности специфической направленности. Эти знания учебных умений навыков относят к общеучебным, а именно к учебно-информационным. Их можно отнести, во-первых, к библиографии, то есть характеристики, описания книг, других печатных изданий, документов с целью их идентификации и библиографического обслуживания читателей библиотеки, а во-вторых, к совокупности познавательных действий, дополняющих эту систему общеучебных умений и навыков учащихся и выводят его за узкие границы учебной программы, где доминирует работа только с одной книгой- учебником. Главная задача популяризации библиотечно-библиографических знаний – формирование навыков пользования печатными изданиями, фондом библиотеки, ее справочно-библиографическим аппаратом. Прививать навыки использования справочно-библиографическим аппаратом библиотеки довольно трудно. Над этой проблемой работают учителя-предметники: продумывают задачи так, чтобы учащиеся систематически обращались к словарям, справочникам, энциклопедиям и картотекам. Интерес к ним формируют такие формы работы, как викторины, сообразительные турниры, литературные путешествия, экспресс-экскурсии. Библиотека колледжа практикует такую форму воспитания библиотечно-библиографических знаний, как библиотечные уроки, объединяющие различные формы работы: беседы, обзоры литературы, интеллектуальные игры, турниры, литературные путешествия, игротеки, разнообразные книжные выставки, просмотры и т.д. Темы к ним подбираются особенно тщательно, с целью заинтересовать учащихся и учителей: «За обложкой целый мир», «Дом, в котором живут книги», «Планета на книжных страницах», « Культура. Образование. Чтение». «Со слова начинается человек», «Лингвистическая игротека», экспресс-экскурсия «Музей словарей», турнир эрудитов-языковедов. Ввиду большой нагрузки учащихся невозможно дать сразу все знания о книге, библиотеке и чтении, справочно-библиографическом аппарате библиотеки, а только основы этих знаний. Прочность их и широта придут постепенно в процессе работы библиотекаря и учителя на разных уроках и во внеклассной работе. О необходимости пользования каталогами и картотеками учитель напомнит учащимся , когда будет давать задание подготовить сообщения, реферат или творческую работу по какой-то теме, а библиотекарь научит правильно подбирать литературу из каталогов, создавать список использованной литературы. Библиотечные уроки не предусматривают домашних заданий, а практические занятия проводятся непосредственно на самом уроке, привлекающем учащихся. Вопрос сохранения книг сейчас стоит очень остро, потому что фонд художественной литературы только уменьшается, а ученики очень часто теряют или портят книги. На библиотечных уроках всегда подчеркивается ценность книги. Культура чтения – это сложное направление работы, в которое входит и воспитание бережливого отношения к книге. Бережливости во многом способствует соревнование к лучшему сохранению учебника под девизом «Живи, книга!»
Но время стремительно идет вперед, и
современные ученики стремятся получать знания гораздо быстрее и больше. Отчасти
эту проблему может решить Интернет. Его используют для самовыражения,
коммуникации, доступа к информации для учебных целей. Используя мощные
информационные системы, можно потреблять компьютерные энциклопедии, изучать
новые науки и получать новые знания. Электронные словари и энциклопедии пользуются
наибольшим спросом у читателей. Работать в сети Интернет просто и интересно.
Здесь можно найти ответы на большой круг вопросов. Информационные технологии
открывают молодым людям доступ к знаниям, видам творчества, знакомят их с
достижениями мировой культуры. Но наряду с преимуществами Интернет-технологии
имеют много негативных влияний. Плохо действуют на зрение, деформируют психику,
снижается престиж культуры чтения; информация в Интернете не проверяется,
поэтому не нужно принимать на веру все, что там есть! Интернет может быть
только дополнением к чтению и следует принимать во внимание, что информация в
книге, газете, журнале более точная, поскольку издательства проверяют факты и
отвечают за то, что печатают, а кроме того действует авторское право, то есть
существует правовая охрана интеллектуальной собственности. Главная задача
библиотеки состоит в том, чтобы применение компьютерных технологий носило
общекультурный характер, было направлено на всестороннее развитие личности
ребенка и раскрытие его творческих способностей, а не только скачивание музыки
и фильмов. Время формирует новое поколение читателей. Библиотека как
информационный центр должна обслуживать на основе Интернет-технологий, а как
центр воспитания культуры остается надежным центром подготовки современного
ученика к жизни в новом обществе. Воспитание культуры чтения требует разных
форм и методов работы с учащейся молодежью, чтобы стать основой для духовного и
культурного развития. Но выполнение этой цели прежде всего зависит от
комплектования фонда библиотеки учебного заведения и от совместной и
кропотливой работы педагогов и библиотекарей.
Шиманская В.А.,библиотекарь
ГБОУ СПО ЛНР «Марковский аграрный колледж»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.