Современный этап развития специальной педагогики характеризуется не только усилением внимания проблеме совершенствования системы обучения и воспитания детей, но и способствует дальнейшей разработке новых аспектов теоретических положений.
Всё это требует квалифицированной подготовки учителей.
В настоящее время особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей .
Поиск новых путей совершенствования образовательного процесса в коррекционной школе позволит решить некоторые важные практические задачи:
- приблизить содержание образования к требованиям современного обучения с учетом меняющихся социально – экономических условий;
Пояснительная записка
Современный этап развития специальной педагогики характеризуется не
только усилением внимания проблеме совершенствования системы обучения и
воспитания детей, но и способствует дальнейшей разработке новых аспектов
теоретических положений.
Всё это требует квалифицированной подготовки учителей.
В настоящее время особенно остро встает вопрос о повышении эффективности
адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей .
Поиск
коррекционной школе позволит решить некоторые важные практические задачи:
новых путей совершенствования образовательного процесса в
приблизить содержание образования к требованиям современного обучения с
учетом меняющихся социально – экономических условий;
обеспечить учащихся знаниями, способствующими не только предметной
подготовке, но и помогающими формированию социального опыта и коррекции
личности на основе индивидуальных возможностей на всех этапах обучения.
В начальных классах чувство дискомфорта, неуверенности возникает у тех ребят,
которые в силу своих особенностей восприятия информации памяти, внимания, а
также мышления отстают от других, выполняют задания медленнее.
Зная то, что познавательный интерес развивается с помощью определенных методов,
приемов и средств, учителя нашей школы широко применяют активные методы
познавательной активности учащихся:
метод познавательной игры;
метод стимулирования;
метод поощрения;
метод организации учебно познавательной деятельности;
метод контроля.
Но учителям необходимо чаще использовать в своей работе :
практический , наглядный метод
и соблюдать следующие условия :
должна быть система построения программы и градация трудностей от простого к
сложному;
жесткие требования к зрительному материалу, т.е. при подборе следует учитывать
специфические особенности детей;
необходимо учитывать возможность сложности детей в ориентации пространства
листа;
зрительный материал подбирать с нарастанием сложности ( постепенно уменьшая
размеры),
предлагать
пересекающиеся объекты.
постепенно увеличивая количество объектов,
Осуществлять повторение не повторяясь( отрабатывать повторение пройденных
понятий на новых объектах, что дает возможность развития логического мышления
и переноса действия на аналогию).
С психолого педагогической точки зрения можно сказать, что деятельность – это вид
активной формы преобразование того учебного материала, с чем соприкасается
мышление ребенка. А ум ребенка будет цепляться за то, что ему интересно.
Тщательно проработанная и изученная специальная коррекционно – развивающая
программа, в которую включены дополнительно коррекционные упражнения, помогает
педагогам систематизировать,
восполнить пробелы в знаниях учащихся,умений и навыков учащихся,
активизировать их познавательную деятельность, развить у них наблюдательность,
внимание, память, мышление, эмоционально волевую сферу, а значит, повысить
уровень общего развития детей.
Работа над коррекцией и развитием психических процессов может органично войти в
систему знаний,
повысит эффективность
самостоятельной работы, даст новые возможности для творчества, обретения и
закрепления различных учебных навыков. Так как наделит их определенными
умениями и навыками в постоянном самостоятельном пополнении своих знаний, то
есть создаст условия для коррекции и развития личности, учащихся и позволит
реализовать принципиально новые формы и методы обучения, улучшит процесс
обучения другим школьным предметам. В конечном итоге, эта работа приведет к
развитию детей,
и будет содействовать активизации процесса усвоения
образовательных программ.1 классЧТЕНИЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
ПАМЯТЬ
1. Упражнение «Расставь по порядку»
Всем учащимся предлагаются наборы картинок, они должны расставить их по
порядку:
начиная с зимы
начиная с лета
начиная с весны
начиная с осени2. Упражнение «Дни недели»
СРЕДА
ПОНЕДЕЛЬНИК
ПЯТНИЦА
ВОСКРЕСЕНЬЕ
СУББОТА
ВТОРНИК
?
Детям предлагается вспомнить название дней недели. Какого дня не хватает?
/отсутствующие дни могут меняться/
3. Упражнение «Пара»
Предлагаются пары слов. После двух разового хорового повторения, ученикам
предлагается вспомнить пару слов по первому слову.
Например: ваза цветы; городулица; машинаколесо; зимаснег и т.д.
/После применения данного упражнения, пары слов рекомендуется увеличивать/
4. Упражнение «Цветы»
Детям предлагаются таблички с названием цветов. Задание : дописать название
цветов. / Роза, лилия, ромашка, одуванчик, астра и т.д/
р
л
о
и
р о м а
о
д у
в
а
н
а
с
т
ВНИМАНИЕ
1. Упражнение «Хлопушка»Детям дается задание хлопнуть в ладоши тогда, когда услышишь слово,
обозначающее название овоща.
Морковь, яблоко, арбуз, береза.
огород, грядка, картофель, ананас
грабли, лопата, груша, кабачок
2. Игра «Волшебное слово»
Дети становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные
движения, а дети должны их повторять, но в том случае, если ведущий скажет слово
«пожалуйста». Тот, кто ошибся должен выйти в середину круга и рассказать какое
нибудь стихотворение или загадать загадку.
3.Упражнение «Как вы знаете сказки».
Учитель читает фразы, а дети должны угадать из какой они сказки :
Козлятушки, ребятушки, отопритесь, отваритесь ваша мама пришла молока
принесла./ волк и семеро козлят/
Ктокто в теремочке живет, ктокто в невысоком живет. /теремок/
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку. /репка/
Не садись на пенек не ешь пирожок /Маша и медведь/
4. Упражнение «Эхо»
Учитель называет слова , а ученики хором повторяют их, но не полностью все слово, а
последние три буквы. Например : смех мех, крот рот, мухауха и т.д.
МЫШЛЕНИЕУпражнение «Сравни»
Учащимся нужно сравнить предметы или явления предложенные учителем.
Различие времен года : осеньзима, летовесна
Сравнение : лунасолнце, птицасамолет, девочка кукла.
ВОСПРИЯТИЕ
Упражнение «Цвета»
Учитель выступает в роли ведущего. Он называет цвет, ученики должны назвать
несколько предметов данного цвета ,которые находятся в классе.
Например : Голубой – бант, карандаш, книга, обложка
Коричневый парта, доска, карандаш, портфель и т.д.
Упражнение «Квадрат из букв»
Ученикам раздаются карточки, на которых нарисован квадрат из букв.
А Л Р О А Э Ш
П У Э Н Т
В Л
О Ы Ф Ж А М А
Д Р
Т Ю О Р О
А А Б О Г П Д
Ш В С Т
Я В
Б Д Л В Д М Н
З
Сколько раз встречается буква «А»?
Сколько раз встречается буква «О»?
Сколько раз встречается буква «Д»?
Сколько раз встречается буква «В»?
Сколько раз встречается буква «Э»? Сколько раз встречается буква «Р»?
РЕЧЬ
1. Упражнение «Конструктор»
Детям загадывают слово «МАК». Дети придумывают слова, используя звуки этого
слова:
«М» мама, мыло, мир…
«А»апельсин, арбуз, аист
«К»круг, кукла, клоун, каша
/Предложенное слово должно включать выученные буквы/
2. Игра «Стоит кукла»
Каждый ребенок обозначает слово. Один ребенокэто слово «кукла», второй ребенок
слово «стоит», третий – «спит», четвертый – «играет». Дети составляют предложения
из двух слов.
Например: Кукла спит. Кукла играет. Стоит кукла.
/Закрепляют правило построение предложения ,дифференцируют слова и
предложения/
3. Игра «Перекличка»
Учитель называет звуки, те дети, чьи имена начинаются на названный звук быстро
встают, затем встают дети, у которых фамилия начинается на названный звук. И
последними поднимаются дети , в чьей фамилии есть эти звуки.
4. Упражнение «Маленькое интервью»
Предлагается игровая ситуация «Угадай животное по голосу». Каждый ученик
получает картинку с изображением животного (собака, кошка, корова, …). Сначала
учитель обращается с вопросом к одному ученику : «Лена , у тебя какое животное?»
Ученик : «Я не знаю, но оно подает голос так : мяумяу» Дети угадывают животное –
кошка. Затем дети спрашивают хором «Вера, у тебя какое животное?» и т.д.МАТЕМАТИКА
РЕЧЬ
Упражнение «Заселите домики»
Ученикам предлагается на листе ватмана нарисованный город. Нужно заселить домик,
используя разнообразные способы чтения примера. Упражнение нацелено на
закрепление состава числа в пределах первого десятка.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
3
8
1
2
3
4
5
6
7
7
6
1
2
3
4
5
5
1
2
3
41
2
ПАМЯТЬ
1
2
3
4
5
6
Упражнение «Математики» /вычитание/
Учащимся предлагается числовой ряд : 1,2,3,4,5,6,7,8,9
Задание: из 9 вычти 4 запиши разницу над девяткой сверху
Упражнение «Математики» /сложение/
Учащимся предлагается числовой ряд : 1,2,3,4,5,6,7,8,9
Задание: увеличь 5 на 3 единицы запиши ответ над пятеркой сверху
/числовой ряд может быть разнообразный, заданная цифра может быть любой
по порядку, в зависимости от изучаемого состава числа/
ВНИМАНИЕ
Упражнение «Зоркий глаз»
Ученикам раздаются карточки с изображением геометрических фигур /фигуры
можно менять, комбинировать как и задание/
Задание: Поставить знак вопроса в самом большом круге, крестик в самом маленьком.
Упражнение «Зоркий глаз» /2/
Ученикам раздаются карточки с изображением геометрических фигур /фигуры
можно менять, комбинировать как и задание/Задание: Поставить знак вопроса в круге, крестик в треугольнике
Упражнение «Зоркий глаз» /3/
Ученикам раздаются карточки с изображением геометрических фигур /фигуры
можно менять, комбинировать как и задание/
Задание: Поставить знак вопроса в квадрате, крестик в круге
МЫШЛЕНИЕ
Игра «Соревнование»
Учащимся предлагаются стихи задачки:
Две розы Маша сорвала
В подарок маме принесла
Сорви еще и подари
Ты мамочке не две, а … (три)
Пять щенков в футбол играли
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает
Сколько их теперь играет? (4)
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)
Скоро десять лет Сереже
Диме нет еще семи
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
На сколько лет Сережа старше Димы?
и т.д.ВОСПРИЯТИЕ
Упражнение «Фантазеры»
Детям дается задание:
назвать предметы в классе, похожие на геометрические фигуры: круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник.
Что можно нарисовать из круга, квадрата, прямоугольника, треугольника?
Упражнение «Мешочек»
Детям дается задание:
Достать из мешочка предметы, похожие по форме на геометрические фигуры:
круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Упражнение «Знаки»
Ученикам раздаются карточки, на которых нарисован разлинованный квадрат в
котором нарисованы математические знаки
+
+
=
=
+
+
=
=
=
+
+
=
+
=
=
+
Сколько знаков «+» ? Сколько знаков «» ?
Сколько знаков «==» ?
ПИСЬМО
ПАМЯТЬ
Упражнение «Пары слов»
Учитель называет пары слов. Ребятам нужно хором повторять за учителем каждую
пару. Затем по первому слову называемому учителем нужно вспомнить пару и записать
в тетрадь.
Ваза – цветы Городулица
Зимаснег
Лесгриб
Морерыба
Домокно
ВНИМАНИЕ
Игра «Царство букв»
Детям раздаются листы бумаги, на которых написаны буквы.
ААФААААТАРНОВЛУББКБББЮББПВВВЭВВВВЕЕВВРВИЛЕННШОГБДП
ДБА
ДДДДЕОРООООУОООЩШУУШОРМТБЫВКЭЖЗКЕЬТАПИИИИОЛЫЫ
ЫДЫ
Задание :
Вычеркнуть все гласные
Подчеркнуть все согласные
Вычеркнуть звонкие согласные
Вычеркнуть шипящие согласные
Вычеркнуть парные согласные
МЫШЛЕНИЕ
Упражнение «Найди лишнее»
Ученикам предлагается ряд слов, нужно выбрать лишнее и записать его в тетради.
Например :
Лиса, медведь, белка, кот
Мяч, вилка, ложка, нож
Ворона, сорока, роза, дятел
Топор, пила, стол, молоток
Круг, треугольник, кукла, квадрат
Огурец, помидор, машина, репа
ВОСПРИЯТИЕ
Упражнение «Наблюдатель»Ученики должны увидеть в классе и записать в тетрадь 3 предмета на звук «Л», «П»,
«С», «К». Подчеркнуть требуемую букву.
/Задания даются в зависимости от надобности закрепления, того или иного
звука/
Упражнение «Сложи целое»
Детям раздаются разрезные картинки. На них изображение словарных слов.
Задание : сложить правильное изображение, записать слово, составить с ним
предложение.2 классЧТЕНИЕ и развитие речи
ПАМЯТЬ
Игра соревнование «Переговори соседа»
Каждому ребенку раздается карточка ,на которой записаны скороговорки.
Задание : нужно безошибочно повторить скороговорку 34 раза соседу по парте, затем
поменяться скороговорками.
Связку сушек сушил Саша на суше.
Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
Перепел пел, всех перепел.
Овца не помнит отца, ей бы клок сенца.
На возу лоза, у воза коза
Влас у нас, Афанас у вас.
ВНИМАНИЕ
Игра «Лови ошибку»
Посмотрите на лужайке вот тактак!
Распустился тонконогий красный рак.
Усатый кит сидит на печке
Выбрав теплое местечко.
МЫШЛЕНИЕ
Упражнение «Классификация»
Учащимся предлагается подчеркнуть и объяснить:
красным мелком в отдельных группах фрукты, одежду, мебель
синим мелком в отдельных группах овощи, обувь, посуду
1. Тарелка, кресло, диван, чашка, стол, чайник
2. капуста, лимон, картофель, лук, банан, огурец3. сандалии, шуба, валенки, кофта, юбка, сапоги, кеды
Упражнение «Писатель»
Детям предлагаются по карточке из детского лото на каждый ряд. На карточках
изображены предметы. Ученики, передавая карточку по ряду, каждый придумывает
предложение с этим предметом. Затем карточки меняются, и другой ряд придумывает
новые предложения, стараясь не повторять уже прозвучавших ответов.
ВОСПРИЯТИЕ
Упражнение «Отгадай слово»
По первым звукам названных учителем слов нужно назвать загаданное слово.
Например учитель назвал слова : хлеб, огород, лед, овощи, дом ХОЛОД
/ Данное упражнение можно применять при работе со словарным словом. /
РЕЧЬ
Упражнение «Непонятные слова»
Раздаются карточки, на которых записаны слова, нужно объяснить их лексическое
значение, составить с ним предложение.
Например : товарищ, автобус, улица, враг, подросток, ябеда.
Автобус это транспорт, перевозит людей. Автобус едет по городу.
Упражнение «Солнышко»
Ученикам предлагаются схемы, из которых они должны составить слова.
Например :
но
бро
ви
со
к
ча
пеку
бру
ле
Математика
ПАМЯТЬ
Упражнение «Вспомни состав числа»
Ученикам раздаются карточки. На одних карточках написаны примеры на других
ответы.
109
8+2
75
4+3
2+7
10
1
7
9
2
Примеры на карточках могут быть только на вычитание, только на сложение.
ВНИМАНИЕ
Упражнение «Рисуем план»
Ученикам раздаются чистые листы в клеточку. Предлагается внимательно слушать
инструкции педагога и выполнять их на листке.
Инструкции : вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг, внизу
справа отрезок и т.д.Упражнение «Цветная радуга»
Детям предлагается обвести в тетради ряд квадратов. Затем дети должны выполнить
устные инструкции учителя, цветными карандашами. Например : третий квадрат
справа красный, второй слева синий, следующий за красным зеленый, рядом с
зеленым – желтый, перед синим фиолетовый и т.д. Затем детям показывают лист с
готовым заданием для сравнения.
к
з
ж
ф
с
ВОСПРИЯТИЕ
Упражнение «Запомни фигуры»
Ученикам предлагается схема на листе ватмана.
1.
2.
3./ Варианты фигур могут меняться на усмотрение учителя /
МЫШЛЕНИЕ
Упражнение «Кто вернее и больше? »
В выполнении задания принимает участие весь класс. На доске пишутся числа по
количеству рядов. Например : 13 и 15. За 10минут времени нужно составить
примеры, используя действия сложения и вычитания с ответами 13 и 15. Тот, кто
составил больше всего примеров с данным ответом, считается победителем.
Упражнение «Математический куб»
Детям даются кубики на гранях которых написаны числа дети по очереди
вызываются к доске. Подбрасывают кубики и из чисел на лицевых гранях составляют
примеры. Кубиков может быть два или три.
5
8
2
2+5+8=
Победителем является тот, кто ни разу не ошибся при составлении и решении
примеров.
Упражнение «Составь пример»
На доске прикреплены листы бумаги на которых нарисованы круги, нужно подобрать к
примеру соответствующий рисунок.4+3= 7+1= 5+4= 1+4= 2+4=
Упражнение «Сыщик»
Предлагается карточка с рисунком. Нужно решить примеры и вставить нужное число.
Объяснить почему?
9
?
6
3
1
2
Русский язык
ПАМЯТЬ
Упражнение «Волшебные яблочки»
На доске вывешивается плакат со словами, в которых пропущены орфограммы. И еще
один плакат с яблоней и яблоками. Сорвать яблоко с яблони сможет только тот
ученик, который правильно подберёт для гласной слово.
и
и
и
а
е
о
Пом___дор
Р__бята
К__апуста
Г__рох
ВНИМАНИЕ
Упражнение «Найди ошибку»
Ученикам раздаются карточки, на которых написаны предложения, нужно выбрать
правильное суждение и записать в тетрадь.
Карточка: Заяц умеет летать. Зимой очень холодно. На сосне выросли красные
яблоки. У собаки родились телята. и т.д.Игра «Угадай слово»
На доске пишутся согласные. Задание ученикам: нужно набор согласных при помощи
гласных превратить в слова.
В.Т.Р, .Г.Р.Ц, М.РК.ВЬ, Т.ТР.ДЬ и т. д.
Игра «Торопыжка»
Учитель бросая мяч ребенку называет словарные слова, ребенок к которому попал мяч
должен правильно проговорить это слова и обозначить орфограмму.
Москва безударная гласная «о» в первом слоге
Молоко безударная гласная «о» в первом слоге
Коньки – безударная гласная «о» в первом слоге и т.д.
МЫШЛЕНИЕ
Упражнение «Знайка»
Ученикам нужно назвать и записать в тетрадь конкретные предметы к обобщающим
словам:
игрушки (кукла, мяч, машинка, кубики)
спортивные принадлежности – (лыжи, коньки, ракетки, обруч)
обувь – (туфли, кеды, сапоги, валенки)
одежда – (платье, пальто, кофта, свитер)
овощи – (помидор, картофель, огурец, репа)
/Данное задание можно давать как индивидуальное задание, на парту, на ряд/
ВОСПРИЯТИЕ
Упражнение «Словарная путаница»
Ученикам на доске пишутся словарные слова с перепутанными буквами. Нужно
составить из букв словарные слова, найти лишнее слово, которое не является
словарным.
Например : ЯЦЗА, ВЕДЬМЕД, НАВОРО,СНОЙЛЕ.
Слова : ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ВОРОНА, ЛЕСНОЙ
лишнее, не является словарным
РЕЧЬ
Упражнение «Слова действия»
Ученикам предлагаются слова , обозначающие действия. Нужно составить
предложения с этими словами, выделить словосочетания из предложения.
Например:
Слова учит, печет, лечит, варит, продает, пишет.
Предложение Учитель учит детей в школе.
Словосочетание – учитель учит
/По данной схеме работать с остальными предложенными словами/3 КЛАССЧтение и развитие речи
ПАМЯТЬ
Упражнение «Полслова за вами»Учитель кидает учащимся мяч и говорит полслова, ребенок, поймав мяч должен
сказать вторую половину слова.
Например : карандаш, книга, тетрадь, молоко, парта и т.д.
ВНИМАНИЕ
Упражнение «Криптограмма»
Ученикам предлагаются буквенные ленточки, на которых зашифрованы слова. Нужно
найти эти слова. Зашифрованными могут быть простые слова, название текста и т.д.
Ппппппппплппппппппппипппппппппспппппппптпппппьпппппяпппппппппппппп
УУУУУУУУУЯ УУУУУУУУУБУЛУОУУКУУУУУУУУОУУУУУУУУУУУУУУ
ЖЖЖЖЖЖЖЖСЖОЖЖРЖОЖЖЖЖЖЖЖКЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖАЖ
ЖЖ
Упражнение «Криптограмма2»
Ученикам предлагаются слоговые ленточки на которых зашифрованы слова. Нужно
найти эти слова. Зашифрованными могут быть простые слова, название текста и т.д.
ПАПАПАПАРАПАПАПАПАКЕПАПАПАПАТАПАПАПАПАПАПАПАПАПАПА
ММЯМЯМЯМЯМЯРОМЯМЯМЯМЯДИМЯМЯМЯМЯМЯНАМЯМЯМЯММЯМЯ
МЫШЛЕНИЕ
Игра «Конкурс загадочников»
Детям предлагается придумать загадку и загадать ребятам, чтобы ответ можно было
найти в классе ./ огороде, лесу, т.д./
Упражнение «Для чего предмет?»
Учитель называет любой предмет, ученики говорят о том, что можно с ним делать.
Например :
СТАКАН – можно пить чай, поливать цветы, ставить карандаши, измерять крупу и
т.д.
/слова могут быть самыми разными, в роли ведущего могут выступать ученики/
РЕЧЬУпражнение «Найди слова »
На доске вывешиваются наборы букв, из них нужно составить слово или слова.
Например :
ТААИМТАЕМК – математика
АГНИК книга
ООМОЛК молоко
ООГРДО огород
АРКНААДШ карандаш
Упражнение «Закончи предложение»
Ученикам предлагается закончить предложение, которое начинает говорить учитель .
Например :
1. У: «Я надела теплую шубу, чтобы…»
Д: «чтобы было тепло», «чтобы пойти на прогулку», «чтобы не мерзнуть» и т.д.
2. У: «Мы зажгли свет, потому что…»
Д: «на улице стало темно», « мне нужно делать уроки», «так уютнее» и т.д.
В последующие разы в роли ведущих ,могут выступать ребята.Математика
ПАМЯТЬ
Упражнение «Волшебные точки»
На листочках розданных детям нарисованы разграфленные пустые квадраты.
Учитель показывает в течение 30 секунд квадрат с точками, затем убирает. Задача
учеников перенести в точности расположение точек в свои листы.
+
+
+
ВНИМАНИЕ
Упражнение «Отметь фигуру»
Учащимся раздаются карточки с изображением геометрических фигур /фигуры
можно менять, комбинировать как и задание/
Задание : Поставить точку только в квадратах и треугольниках.
Упражнение «Выстрой числовой ряд»
Детям предлагаются карточки с таблицами , в которых разбросан числовой ряд
от1 до 20. В течение минуты нужно найти и выстроить правильный числовой ряд.
1
13
5
16
3
6
15
7
19
11
10
18
2
12
8
9
20
14
17
4
9
2
12
19
15
8
11
5
1
20
13
3
14
17
4
7
18
6
10
16МЫШЛЕНИЕ
Упражнение «Считайка»
Предлагаются стихотворные загадки:
1.
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на яблоню сели посмотри!
Прилетели весело их десятка три.
Тут, смотри еще летят!
Их теперь уж пятьдесят.
Вы подумайте о том.
Сколько прилетело птиц потом?
2.
В снег упал Сережка,
Зина и Антошка,
А за ними Лена,
Катенька и Гена
А потом еще Игнат
Валентин, Андрей, Иван
Алла, пес Полкан
Сколько на снегу ребят,
Кто ответить будет рад?
ВОСПРИЯТИЕ
Упражнение «Бусы»
1
2
3
4
Соединить 1 и 4 круги снизу, а 2 и3 сверху., 1 соединить со 2, а 3 с 4.Упражнение «Где чей домик?»
На доске вывешивается плакат со схемой. Дети должны правильно расставить цифры
по домикам.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
<1 <5
>8
=9 > 3
>6 <2 >4
<7Русский Язык
ПАМЯТЬ
Упражнение «Кто больше?»
Класс делится на команды. На доске вывешивается плакат со слогами. Нужно
составить из них слова. Побеждает команда, у которой будет большее количество
правильно написанных слов.
СЛОГИ : КО, АР, ЛА, ЛОК, БАН, НИ, КА,ТИК, ЛАВ, ТАК, СТРЕ.
ВНИМАНИЕ
Играупражнение «Наоборот»
Ученикам предлагается таблица на которой слова написаны наоборот. Детям ну4жно
прочитать слова и записать с ними придуманное предложение.
1. МОД
2. ГЕНС
3. АМИЗ
4. АСИЛ
5. КИЖЁ
6. КЛОВ
В тетрадь должно быть записано , например : У бабушки красивый дом.(1)МЫШЛЕНИЕ
Упражнение «Укрась слово»
Ученикам предлагается два слова и класс делится на две команды. Задание : нужно
подобрать как можно прилагательных для этого слова. Записать на доске. Побеждает
команда, которая больше напишет прилагательных.
Например:
ЗАДАЧА
СТИХОТВОРЕНИЕ
Сложная
Простая
Интересная
Занимательная
Веселая
Легкая
Индивидуальная
Смешная
Веселое
Доброе
Потрясающее
Забавное
Задорное
Нежное
Грустное
Упражнение «Эрудит»
Кто больше придумает слов из предложенных букв ?
/кол, село ,око, осел, колос, лес, сок../
К О
О
С
Л Е
ВОСПРИЯТИЕ
Упражнение «Полминутки для шутки»
На доске закрепляются картинки с изображением животных: собака, курица, корова,
лошадь, свинья, кошка, козел. Нужно подобрать клички животным и птицам, и
написать их под картинками на доске , а остальным детям в тетрадь.Например: Кот Кузя, корова Буренка, свинья Маша, курица Хохлатка, козел Буян,
собака Кукла, лошадь Ласточка, жеребенок Малыш.
РЕЧЬ
Упражнение « Наборщик»
Детям предлагается слово, из которого они должны составить и записать в тетрадь
новые слова в течение пяти минут.
Ворона вор, нора, ров.
Машина –шина, мина
Колесо кол, лес, село, осел.
Упражнение «Цепочка»
Ученика предлагается слово КРИК превратить в слово ВРАГ, строго следуя
инструкции учителя.
Крик 1 крюк 2 круг 3 друг 4 вдруг 5 враг
1. измените гласную
2. слово, обозначающее геометрическую фигуру
3. человек , с которым ты очень близко общаешься
4. неожиданно
5. человек, твой противник4классЧтение и развитие речи
ПАМЯТЬ
Упражнение «Путаница »
Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками
соединить части:
Больше дела а руки делают.
Терпение и труд а неученье тьма
Глаза бояться, меньше слов
Ученье – свет, все перетрут
ВНИМАНИЕ
Игра соревнование «Объяснялка»
Учитель по очереди называет слова, ученики отвечают словом имеющим то же
значение. Выиграет та команда, где меньше ошибок и больше будет объяснено слов.
Учитель педагог
Народлюди
Актерартист
Весело радостно
Солдатвоин
Коллектив – группа Незрелый зеленый
Кража воровство
Несчастьегоре, беда
Секрет тайна
Охранастража, караул
Метель пурга, вьюга, буран
Упражнение «Мир сказок»
В сказках часто встречаются устойчивые словосочетания , например : живая вода,
палочкавыручалочка и т.д.
1 задание – нужно назвать как можно больше таких словосочетаний.
2 задание – учитель называет первое слово, а ученики второе.
Пример словосочетаний :
Скатерть – самобранка
Ковер –самолет
Иванушка –дурачок
Крошечка Хаврошечка
Жарптица
Курочка Ряба
Дед Мороз
Мертвая вода
Змей Горыныч
Волшебная палочка
Баба – яга
Гусилебеди
Красная девица
МЫШЛЕНИЕ
Упражнение «Крылатые слова»
Учащиеся делятся на 23 группы.
Инструкция : Вы знаете ,что есть крылатые слова, вам нужно объяснить их значение
Я называю обороты :
Острый ум
Железная воля
Золотые руки
Светлая голова
Золотая середина
Каменное сердце
За каждый правильный ответ команда получает фишку, которая учитывается при
оценке работы учащихся на уроке.РЕЧЬ
Упражнение «Вырази мысли по другому»
Задается несложная фраза «Нынешнее лето будет теплым».
Необходимо предложить несколько вариантов предложений в которые будет
заложена первоначальной фразы мысль, но переданная при помощи других слов.
Упражнение сопровождается игрой в мяч.
Например : 1 ученик – бросает мяч и говорит: «Катя! Нынешнее лето будет теплым!»
Катя ловит мяч , кидает мяч Косте: «Костя! В летние каникулы каждый день будет
жарким!»
Подача осуществляется не по кругу, а в случайном порядке.
Математика
ПАМЯТЬ
Упражнение «Чудо квадрат»
Класс делится на две команды. Предлагается два квадрата с цифрами. Нужно
составить примеры в два действия на сложение. Примеры составляются только по
прямой.
4
3
8
9
5
1
2
7
6
Например: 4+9+2=15 3+5+7=15 8+1+6=15
4+3+8=15 ………….
6+1+8=15 ………..
6+7+2=15 ……………………
3
8
12
7
4
0
6
5
ВНИМАНИЕ
Упражнение «Математики» /деление/
Учащимся предлагается числовой ряд : 1,2,3,4,5,6,7,8
Задание: Последнюю цифру нужно разделить на 2 и прибавить единицу, результат
записать внизу.
/числовой ряд может быть разнообразный, заданная цифра может быть любой
по порядку/
Упражнение «Математики» /умножение/
Учащимся предлагается числовой ряд : 1,2,3,4,5,6,7,8
Задание: третью цифру нужно умножить на 2, результат записать внизу.
МЫШЛЕНИЕ
Соревнование «Умники и умницы»
100 Л
ПА 3 ОТ
АК 3 СА
ВИ 3 НА
100 РОНА
ВОСПРИЯТИЕ
Упражнение «Найди магический квадрат»
ПО 2 Л
7 Я
40 А
3 БУНА
100 ЛИЦАУченикам предлагаются три квадрата. Нужно найти квадрат в котором сумма 3х
чисел по горизонтали равна сумме трех чисел по вертикали. Для большего успеха в
работе можно сделать три команды, по числу рядов в классе. В следующий раз
квадраты можно поменять, пока каждый ряд не прорешает все примеры в квадратах.
11
18
13
16
15
14
10
12
17
20
25
24
29
34
32
27
23
19
36
33
28
22
21
26
31
30
35
РЕЧЬ
Упражнение «Пропусти число»
Игра проходит по цепочке. Условиями игры предлагается посчитать вслух до
пятидесяти, причем числа содержащие 4 или делящиеся на 4, произносить нельзя.
Вместо этого нужно сделать хлопок. Кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает
тот, кто остаётся последним.
/Эту же игру можно проводить , меняя число на которое накладывается запрет и
уменьшая или увеличивая числовой ряд/
1,2,3,…,5,6,7,..,9,10,11,…,13,…,15,…,17,18,19,…,21,22,23,…,25,
и т.дРусский язык
ПАМЯТЬ
Упражнение «Карты»
Упражнение проводится в виде карточной игры. Детям раздаётся по одной карточке,
на которой написано слово. К слову нужно записать омонимы. Карточки забираются у
тех детей, которые записали более двух слов. Цель каждого ребенка быстрее
избавиться от карточки.
Лук – оружие, растение
Атлас – географический, ткань
Ключ замочный, музыкальный, родник
Стенка часть дома, мебель
Лист растение, бумага
Ручка письменная, дверная Шишка еловая, опухоль от удара
Упражнение «Кто больше?»
Ученикам называется определенная тема. Нужно записать как можно больше слов
связанных с этой темой. Предлагаю темы для данного вида работы:
Лес – дерево, ягода, мох, грибы, болото , листья, волк, хворост, кора, муравей,
белка, дупло и т.д.
Дом
Семья
Книга
Улица
Родина
Сказка
Каникулы
Цирк
Море
Математика
Профессия
/Для устного фронта работы, задание можно изменить. Называть слова по темам, а
учащиеся должны назвать их одним словом./
ВНИМАНИЕ
Упражнение «Зашифрованное слово»
Каждому ученику выдается листок со словами. Нужно составить и записать новые
слова взяв из предложенных слов только первые слоги/ вторые , последние/.
Упражнение «Неполные слова»
Каждому ученику даются карточки с написанными словами, в которых пропущены
одна или несколько букв. Дети должны вставить пропущенные буквы и записать в
тетрадь.
МЫШЛЕНИЕ
Упражнение «Найди лишнюю пословицу»
Ученикам раздаются карточки, на которых написано четыре пословицы. Из них нужно
выбрать одну «лишнюю», которая не подходит по смыслу к трем остальным. Записать
в тетрадь.
Например :
У страха глаза велики.
Глаза боятся , а руки делают.
Кто дрожит, тот и бежит.
Трус и таракана принимает за великана.ВОСПРИЯТИЕ
Упражнение «Изографы»
Ученикам предлагаются индивидуальные карточки с изографами. Нужно найти
изображенные на них предметы и записать их название в тетрадь. Разобравшись со
своей карточкой, дети меняются ими с соседом по парте.
РЕЧЬ
Диктант молчанка : «Угадай и запиши»
Ученикам предлагаются карточки на которых ребусом записаны слова.
Задание :
Записать зашифрованные слова
Составить с каждым словосочетание
С каждым словосочетанием записать предложение.
ДА
НЕ
100
к