В современном мире традиции чтения постепенно утрачивают своё значение для формирования личности ребенка. Разнообразные гаджеты оказывают сильное влияние на развитие детей, вытесняют книгу, утрачивают к ней интерес. Это является серьезной проблемой, особенно для нашей страны, где чтению всегда отводилась важная роль в обучении и воспитании.
В настоящее время очень остро стоит вопрос: как повысить у детей интерес к чтению? С каждым годом дети читают всё меньше, под воздействием электронных технологий их речь становится сухой, невыразительной и неэмоциональной. Но, просто оградив детей от гаджетов, эту проблему не решить. Необходимо создать такие условия, при которых книга сможет соперничать с современными технологиями, условия, способствующие возникновению мотивации к чтению книг.
Чтобы у ребенка появилось желание прочитать книгу, нужны интерес, потребность в новых впечатлениях, удовольствие от процесса чтения и осознание радости от достижения конечной цели.
Как же создать условия, учитывающие все эти эмоции? По моему мнению, самым выигрышным средством решения этой проблемы является буктрейлер. Яркие картинки, четкий звук и такой текст, который уж точно не оставит ни одного варианта, кроме как чтения!
Буктрейлер – это короткий видеоролик, созданный по мотивам книги. Главной его задачей является реклама того или иного произведения при помощи визуальных средств, используемых для трейлеров к кинофильмам. Буктрейлер призван создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребенка к сюжету художественного произведения. Идея создания буктрейлера возникла в США, в России этот жанр появился в 2010 году. Изначально буктрейлеры создавались для взрослых в целях продвижения книг на рынке продаж.
Как создать буктрейлер, чтобы привлечь детей к чтению? В выборе
произведений ограничений нет. Это может быть книга отечественного или
зарубежного автора, классические или новые произведения, произведения, которые изучаются в школе, или книги за рамками школьной программы. Главное, чтобы сюжет литературного произведения был не знаком детям. Можно использовать готовые изображения и отрывки из кинолент, а можно предложить детям примерить на себя роль актеров, самим снять необходимые кадры. Использовать индивидуальный или групповой проект. В этом смысле буктрейлер универсален и гибок.
В буктрейлере очень важен текст. Он должен заинтриговать читателя, вызвать интерес к книге. Кроме того, необходимо подобрать соответствующие звукоряд и изображения. Стоит сказать о том, что не допускается использование готовой экранизации к произведению, иначе у нас получится трейлер к фильму. Конечно, можно взять отдельные кадры из картины, но, тем не менее, рекомендуется задействовать ещё несколько несвязанных между собой кинолент или каких-либо других изображений.
На этапе создания сценария необходимо определить вид буктрейлера, продумать сюжет и написать текст, который станет основой творческого продукта. Это достаточно сложная задача, поэтому в среднем звене можно помочь ребятам, постепенно с каждым классом уменьшая свою роль. В то же время роль детей остается активной, они вовлечены в творческий процесс. В данном случае уместно использовать прием «Мозговой штурм», который может стать толчком для саморазвития личности ребенка в специально созданных условиях.
Необходимо учитывать, что мотивационная интрига, посредством которой к содержанию буктрейлера будет приковано внимание будущих зрителей, должна стать определяющей при написании сценария. Это необходимо, чтобы ребенку непременно захотелось узнать, как будут развиваться события в книге, которую анонсируют в сюжете буктрейлера. Кроме того, видеоролик не должен быть длинным, не более 3 минут, так как
это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя.
В выборе программы трудностей не возникнет, их предоставлено
огромное множество. На мой взгляд, самой простой и понятной для начинающих пользователей является программа Windows Movie Maker. Она имеется на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Одним из ее плюсов является наличие русскоязычного интерфейса. Выбор платформы для размещения готовых видеороликов также разнообразен: можно разместить буктрейлеры на страницах популярных сайтов Вконтакте и Одноклассники, можно создать YouTube-канал, использовать любые образовательные сайты (например, инфоурок, МЕЛ и др.). При показе буктрейлеров на уроках и внеклассных мероприятиях важно обратить внимание на эмоциональное состояние зрителей, на уровень интереса, который должен проявиться в процессе просмотра. Необходимо проанализировать, правильно ли воспринимается идея ролика, какое воздействие он оказывает на зрителей.
При анализе содержания работы в рамках создания буктрейлеров в нашей школьной библиотеки были выявлены следующие положительные результаты:
- Использование новой формы работы способствует возбуждению интереса детей к чтению художественной литературы посредством создания необычных условий (интриги).
- Буктрейлер можно использовать для привлечения к чтению школьников любых возрастов.
- Деятельность, интересная ребенку, является сильным мотиватором, способствующим активному развитию личности.
- Реализация в практической деятельности новой формы работы способствует повышению уровня педагогической компетенции при использовании инновационных форм работы в работе с читателями.
Таким образом, можно сделать вывод, что создание буктрейлеров является достаточно эффективным способом привлечения детей к чтению, развивает творческие способности учащихся, навыки создания видеоролика, прививает чувство прекрасного, расширяет кругозор, задействует коммуникативную компетенцию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.