«СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО УМК «ENJOY ENGLISH» М.З. БИБОЛЕТОВОЙ
«Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия».
С.Л. Рубинштейн
Проблемное обучение предполагает:
1. Создание проблемной ситуации;
2. Решение проблемы.
Основная цель учителя: заинтересовать, увлечь учащихся работой.
Действия учащихся:
-выявление проблемы;
-формулирование;
-поиск решения;
-решение непосредственно.
В основу проблемной ситуации помещают противоречие между знанием и незнанием.
Следовательно, проблемная ситуация - центральное звено в проблемном обучении.
Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия.
Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы).
Технология создания проблемной ситуации
1.Одновременно предъявить Противоречивые факты /теории/ мнения |
Что вас удивило? Что интересного заметили? / Какое противоречие налицо? |
Выбрать подходящее: Какая будет тема урока? Какой возникает вопрос? |
2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал |
Вопрос был один, а мнений сколько? / Задание было одно, а какие результаты? Почему так получилось? Чего мы не знаем? |
|
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся практическим заданием Шаг 2. Предъявить научный факт (сообщением, словарем) |
Вы как думали сначала? А что оказывается на самом деле? |
|
4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим |
Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? |
|
5. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим Шаг2. Доказать, что задание не выполнено |
Какое было дано задание? Какое знание вы применили? Удалось выполнить задание верно? Почему так получилось? |
|
Урок во 2 классе «Чтение буквы Ii»
Анализ |
Учитель |
Ученик |
Практическое задание «на ошибку» |
Демонстрирует слова Ii – pig, I, like, swim, hi, nine – Какая знакомая буква есть во всех словах? Можете попробовать прочесть слова? |
Ii Пытаются прочесть слова |
Предъявление научного факта |
Включает аудиозапись – Правильно прочтет Мистер Рул.
|
Осознают противоречие
|
Побуждение к осознанию |
– Что вы сказали сначала? – А что оказывается на самом деле? |
Высказывают свое мнение
|
Побуждение к проблеме |
– Чем же мы будем сегодня заниматься? |
– Учиться читать букву Ii в новых словах |
Тема |
Записывает тему на доске |
|
Урок в 4 классе по теме «Произношение окончания -ed в глаголах прошедшего времени»
Анализ |
Учитель |
Ученики |
Предъявление противоречивых фактов |
- Прочитаю вам слова на доске, следите за произношением (читает, по-разному произнося окончания) |
Слушают произношение слов: opened, needed, stopped и т.д. Испытывают удивление |
Побуждение к осознанию противоречия |
- Что вас удивило? Что интересного вы заметили? |
- Все глаголы стоят в прошедшем времени, но окончание –ed произносится по-разному: звонко и глухо |
Побуждение к проблеме
|
- Значит, какая у нас сегодня тема урока? |
- Учиться читать окончание –ed в глаголах прошедшего времени |
Тема |
Записывает тему на доске |
|
Урок в 4 классе по теме «Будущее время»
Анализ |
Учитель |
Ученики |
Задание на известный материал |
– Tell about your typical day. What do you usually do in the evening? |
Отвечают на знаковый вопрос |
Задание на новый материал |
– Tell about your plans for the weekends. |
Испытывают затруднение (возникает проблемная ситуация) |
Побуждение к осознанию проблемы |
– Can you do it? Why? – What’s the problem? |
Высказывают свое мнение –Необходимо по-другому употребить глаголы |
Побуждение к проблеме |
– What is our theme today? |
– Уметь рассказать о будущих планах. Употребление глагола в будущем времени |
Тема |
Записывает тему на доске |
|
Урок в 4 классе по теме «Степени сравнения прилагательных»
Анализ |
Учитель |
Ученик |
Практическое задание «на ошибку» сходное с предыдущим. |
– Как сказать Диме, что у него сегодня самый лучший день.
|
Ученики пытаются по аналогии образовать превосходную степень прилагательного good. |
Предъявление научного факта |
–Мистер Рул считает по-другому (предъявление правила) |
Осознают противоречие |
Побуждение к осознанию противоречия |
– Что вы сказали сначала? – А что оказывается на самом деле? |
Высказывают свое мнение |
Побуждение к проблеме |
– Чем же мы будем сегодня заниматься? |
Познакомимся со словами исключениями |
Тема |
Записывает тему на доске |
|
Урок в 4 классе по теме «Великобритания»
Анализ |
Учитель |
Ученик |
Предъявление противоречивых фактов |
– Some people call this country England, some people say, the others name it UK, some people say, “It is Great Britain» |
Слушают учителя, испытывают удивление |
Побуждение к осознанию |
– What is strange? – Is it one country or three different countries? |
– One country has many names. Осознают противоречие |
Побуждение к проблеме |
– What will we speak about today? |
– Great Britain. |
Тема |
Записывает тему урока |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.