СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПОЗИТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА Моисеева Раиса Ивановна

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Создание условий для приобретения 2020.docx

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПОЗИТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

Моисеева Раиса Ивановна

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», г. Томск

 

 Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья занимает всё больше пространства в сфере социальных исследований российского общества и чаще используется в практике общеобразовательных организаций. Что же влияет на социальное развитие детей с нарушениями слуха? Особая роль принадлежит слуху как в общем речевом, так и социальном развитии, да-да, недостатки слухового развития значительно осложняют социализацию слабослышащих детей, поскольку это связано с резким недоразвитием речи, и следствие –нарушением социальных контактов ребёнка с окружающим миром. Поэтому, социализация детей с нарушениями слуха требует системного, комплексного подхода, единой программы непрерывного образования, охватывающей все направления, все звенья и всех участников процесса.

Программа единого непрерывного образования по социализации обучающихся имеет несколько направлений.

Спортивно-оздоровительное (поддержание психологического здоровья
детей, формирование здорового образа жизни, основ безопасности
жизнедеятельности).

Нравственно-эстетическое – второе направление (формирование и
развитие качеств, составляющих основу поведения, формирование опыта
творческой деятельности).

Гражданско-патриотическое – третье направление (формирование
ценности человеческого общения, коммуникативных навыков, толерантности).

Интеллектуально-мнестическое – четвёртое направление (активизация
познавательного интереса к окружающему миру, создание условий для
сознательного отношения к учебной деятельности, формирование учебной
мотивации, универсальных действий).

Пятое направление – это работа с семьей (оказание педагогической,
психологической, сурдологической помощи родителям).

В школе активно функционирует детская организация соуправления «Содружество». Она состоит из нескольких секторов: трудовой сектор, спортивный сектор, учебный сектор, досуговый сектор, правовой сектор, сектор «Пресс-центра». Работу каждого сектора курируют педагоги-наставники.

Деятели трудового сектора отвечают за чистоту школьных помещений и
пришкольного двора. Два раза в неделю, под руководством членов сектора в
школе организуются «Трудовые десанты» по уборке пришкольного двора и
прилежащих к школе территорий – Ярлыковского сквера на ул. Дзержинского.
Там, на месте снесённой Преображенской (Ярлыковской) церкви, была построена
часовня Преображения Господня в 2003 году, в память о погибших Томичах-ликвидаторах аварии на Чернобыльской АЭС. Этот парк, как и эта часовня, для
томских чернобыльцев святое место. Дети часто гуляют в этом парке, конечно,
поддерживают чистоту.

Активисты спортивного сектора организуют различные турниры,
состязания и соревнования: по теннису, пионерболу, волейболу. Результаты
соревнований вывешиваются на школьном стенде «Содружество». Футбол –
любимое занятие всех мальчишек нашей школы. После обеда они выходят погонять мяч на школьную спортивную площадку.

Общественники учебного сектора в конце каждой четверти подводят
итоги успеваемости, отмечают удачи и неудачи учеников. Анализируют причины
неудач и ищут способы оказания помощи. Ребята откликаются на все
предложения членов учебного сектора, участвуют во всех школьных
мероприятиях, в том числе и в предметных «Декадах» (100%).

Руководители сектора досуга организуют школьные праздники, выставки
творческих работ, курируют деятельность кружков.

Новаторы правового сектора выполняют всю работу, касающуюся правопорядка в школе.

Работа Пресс-центра заключается в оформлении, подборе наглядно-информационного материала и представлении его на стенде «Содружество».
Анализ результатов представленной деятельности показывает, что «созданные
условия дают возможность младшим школьникам для самореализации и
дальнейшей успешной социализации» [2].

Школа-интернат единственное учреждение в Томской области, куда дети
приезжают учиться из разных отдалённых уголков сибирского края, конечно,
некоторые дети подолгу не видят своих родителей. Как же поддерживается связь с родителями? В век цифровой информатики, инновационных технологий
педагоги пользуются факсом, если необходимо переслать родителям какой-либо документ, справку, или получить от них копии документов, другую необходимую
информацию. С помощью телефона поддерживают постоянный контакт с
родителями, дети пишут родителям трогательные письма, в этом им оказывают эффективную помощь педагоги. Родители, проживающие в г. Томске принимают активное участие в жизнедеятельности классов, посещают уроки, внеурочные мероприятия, классные часы, школьные праздники, организуют чаепитие для детей, оказывают посильную материальную поддержку (приобретают школьные принадлежности, подарки, сувениры для детей и пр.).

Педагоги рассказывают детям о здоровом образе жизни, характеризуют
главные элементы здорового образа жизни, формируют положительную мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни, стойкое отрицание вредных привычек. В беседах обращают внимание детей на такое направление, как дефицит двигательной активности – гипокинезию, которая свойственна человеку в современном мире – «болезнь цивилизации». Создают пространство для
двигательной активности (используют нейропсихологические методики, проводят
подвижные игры, простые физические упражнения, динамические паузы,
физкультурные минутки, бытовые ситуативные мини-сценки, танцевальные
движения под классическую музыку и др.). Дают простые советы родителям,
показывают на практике элементы психорегуляции, которые ребёнок может
применять в любое время самостоятельно в домашних условиях под присмотром
родителей, или совместно с ними.

Также, в организацию мероприятий по созданию условий положительного
социального опыта входят беседы с детьми о здоровом образе жизни, о вредных
привычках, о толерантности и нравственности: о вреде курения, алкоголя, о
здоровой пище, о здоровой душе и т.д.

В образовательном учреждении традиционными стали: движения
«Забота о ближнем», «Подарок для ветерана». Ежегодно в школе проходят праздничные мероприятия, посвящённые Дню матери, Дню учителя, Дню старшего поколения, Дню Победы. На праздник приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, воины-афганцы, ликвидаторы-чернобыльцы, ветераны педагогического труда. Ребята всегда с большим интересом слушают гостей, готовят для них концертные номера, подарки, что отражается в словах Гаруна Агацарского: «Когда внуки и старики вместе, внуки добреют, взрослея телом, старики добреют, молодея духом».

Часто в школу-интернат приходят гости, они понимают, какое бесценное
значение в жизни человека имеет наличие хорошего слуха. Вот что пишет журналист Сергей Макиенко, побывавший у нас в гостях: «И даже небольшое погружение в мир глухоты показывает, насколько важен и тяжёл труд учителя, позволяющего не слышащему ребёнку адаптироваться в обычной жизни. И не просто адаптироваться, а получить нормальное среднее образование» [1]. Да, жизнь не выучишь наизусть! Дети – часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. Даже если дети с ограниченными возможностями здоровья, их не надо уводить от насущных, житейско-бытовых, общественно-полезных дел. В школе-интернате обучаются дети-сироты, по отношению к ним всегда проявляется забота, внимание со стороны детей и педагогов, родителей и администрации: организуется чаепитие, обязательно готовятся подарки ко дню рождения, к другим праздничным мероприятиям.

Таким образом, анализ вышеозначенной деятельности говорит о том, что созданные условия по приобретению обучающимися позитивного социального опыта дают возможность детям с нарушениями слуха самореализовываться с целью дальнейшей успешной социализации в общество.

Литература

1.       Газета Выходной, от 3 октября 2009 г. № 145 (26112).

2.       Моисеева Р.И. «Социальное воспитание в учреждении интернатного типа», сборник «Образование в условиях перехода на новые стандарты
Всероссийской научно-практической конференции IV том». Стр. 51-53. Томск – 2010. г.


 

3.