Создание условий для сохранения психологического, физического здоровья и эмоционального комфорта всех участников образовательного процесса
Вакулина Е. А.
Учитель- логопед МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская»
Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, регулирующей свои психические процессы, ориентирующейся в поведении и отношениях не только на задаваемые извне нормы, но и на внутренние осознанные ориентиры.
Составляющими (компонентами) психологического здоровья являются: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
Что ведет к снижению психологического здоровья учащихся?
Школьные проблемы:
несправедливое осуждение ребенка в школе;
прямое насилие или косвенное оскорбление со стороны одноклассников;
невнимание, излишняя строгость, предвзятость к личности ребенка;
завышенные требования со стороны учителя;
равнодушие к тем семейным обстоятельствам, в которых живет и развивается ребенок
Семейные проблемы:
особенности стиля воспитания;
завышенные требования родителей;
отсутствие эмпатии во внутрисемейных отношениях;
открытые экстремальные ситуации и ситуации физического насилия
Психологические угрозы в образовательной среде
Список «угроз», взятый из книги педагога В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»:
скука;
предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;
изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;
педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;
многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий;
Школьные факторы риска (М. Безруких):
это стрессовая тактика педагогических воздействий,
несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,
нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания;
недостаточная психологическая компетентность педагогов.
Способы сохранения психологического здоровья в условиях образовательной среды:
Определение и развитие возможностей и способностей ребенка, резервов развития каждого возраста
Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата
Оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям и учителям
Профилактика развития школьной тревожности, низкой самооценки
Предпрофильная ориентация учащихся
Выявление учащихся «группы риска»
Оказание психологической помощи учащимся в период обучения и подготовки к ЕГЭ
Формирование навыков психорегуляции; развитие уверенности в себе.
Психологическое просвещение родителей и педагогов для оказания помощи детям и преодоления трудностей семейного воспитания
Профилактическая работа по повышению психолого-педагогической компетентности родителей
Формирование психологической культуры педагогов и родителей
Организация тематических родительских собраний и педсоветов
Информирование родителей о возрастных особенностях учащихся и результатах диагностических исследований.
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Психологическая безопасность – одно из требований безопасности образовательного процесса, одно из условий качества образования, столь же важное, как антитеррористическая, пожарная, санитарно-эпидемиологическая безопасность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.