ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Благодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идей
добавьте 20 материалов
Сертификат
почетного автора образовательных и методических публикаций
добавьте 30 материалов
Почётная грамота
педагог. мастерства
за вклад в развитие образов. интернет-пространства
добавьте 40 материалов
Золотая карта
1000 руб. в год
в качестве скидки до 50% на все услуги
добавьте 50 материалов
Большой набор
для быстрого создания презентаций
добавьте 75 материалов
Холида Саттарова Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Создание композиций из природного материала не просто вооружает дошкольников умениями и навыками, но будит их интеллектуальную и творческую активность, учит их планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей старшего дошкольного возраста формируются умения анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты. Природный материал имеет большой потенциал в развитии старших дошкольников, особенно следует подчеркнуть его роль в развитии наглядно-образного мышления, т.к. использование такого материала дает новый чувственный опыт, который дети получают от восприятия природы. Особую роль природы и природных материалов в развитии образного и логического мышления подчеркивал еще К.Д. Ушинский [6]. На важность использования природного материала в деятельности дошкольников указывал и А.С. Макаренко. Он писал, что такие материалы, как глина, дерево, бумага и другие, ближе всего находятся «к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время, есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии»].

  • Иллюстрации
  • Изобразительное искусство
  • Доп. образование детей
Создание композиций из природного материала не просто вооружает дошкольников умениями и навыками, но будит их интеллектуальную и творческую активность, учит их планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей старшего дошкольного возраста формируются умения анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты. Природный материал имеет большой потенциал в развитии старших дошкольников, особенно следует подчеркнуть его роль в развитии наглядно-образного мышления, т.к. использование такого материала дает новый чувственный опыт, который дети получают от восприятия природы. Особую роль природы и природных материалов в развитии образного и логического мышления подчеркивал еще К.Д. Ушинский [6]. На важность использования природного материала в деятельности дошкольников указывал и А.С. Макаренко. Он писал, что такие материалы, как глина, дерево, бумага и другие, ближе всего находятся «к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время, есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии»]. Природный материал развивает сенсорные способности дошкольников. Занимательность работы с таким материалом способствует развитию у дошкольников внимания, повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание, а также развиваются художественные способности, эстетические вкусы дошкольников. По мнению Н.М. Конышевой, окружающий мир и деятельность детей рождают эмоционально-интеллектуальный опыт, который служит источником идей и художественных замыслов . При изготовлении композиций в процессе систематической работы руки дошкольников приобретают уверенность, точность, пальцы становятся гибкими. Эти навыки необходимы в учебной деятельности, особенно в подготовке руки к письму. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики, координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений . В ходе изготовления композиций из природного материала у детей развивается речь, т.к. при работе над композицией особенную роль играет рука, которая дополняет комплекс ощущений и делает представление о материалах и их свойствах полнее. О прямой связи пальчиков рук и речи детей известно давно. По словам В.А. Сухомлинского, истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, …. тем ярче творческая стихия детского разума, тем интереснее речь и логические выводы ребенка . А.Е. Белая также подтверждает данную мысль, утверждая, что «выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая … оказывает благоприятное влияние на развитие речи» . Природный материал имеет большой потенциал для разнообразной деятельности детей, его использование помогает активному усвоению и использованию приобретенных знаний. В процессе составления композиций из природного материала совершенствуются умения пользоваться инструментами, такими, например, как шило, ножницы, игла, кисти, стеки и т.д. Кроме того, следует упомянуть, что некоторые природные материалы имеют оздоровительное значение, в частности, большими возможностями обладает работа с песком, которая называется «песочная терапия» или «терапия песком». Работа с природным материалом эмоционально разгружает детей, повышает их жизненный тонус. Работа над различными композициями обогащает эмоциональную сферу дошкольников и формирует коммуникативные навыки. Более того работа с природным материалом сближает детей с родной природой, воспитывает у них бережное отношение к окружающей среде, формирует навыки экологической культуры. В наши дни все это особенно актуально, т.к. современная экологическая обстановка во всем мире диктует изменения потребительского мировоззрения по отношению к природе и ставит перед педагогами задачу воспитания у детей не просто глубоких знаний о природе, но и определенных нравственных позиций по отношению ко всему живому на Земле. Поделки из природного материала удовлетворяют и любознательность детей. Благоприятный эмоциональный настрой во время работы, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой композиции являются важными факторами для общего развития дошкольников. Таким образом, при правильной организации воспитательно- образовательного процесса работа по созданию композиций из природного материала становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Использованная литература 1. Агапова, И.А. Игрушки и подарки из природного материала / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Дом, XXI век, 2008. – 225 с. 2. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / , А.Е. Белая. - М.: Астрель, 2009. - 143 с. 3. Запорожец, А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / А.В. Запорожец, Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та., 2006. – 198 с.
Медианары для учителей с выдачей свидетельства