Почему? Метод, помогающий выбрать стратегию решения, – это объединение идей. Простая форма этого метода состоит в комбинировании существующих предметов так, чтобы появилась новая, пригодная к использованию вещь. Таким образом появились телефоны с автоответчиками, радиоприемники с будильниками или куртки с капюшонами. По этому принципу оборудуется вся кухня – лучшая будет сочетанием отдельных приспособлений. Благодаря объединению идей появились новые породы собак или совершенно новые животные: мул, или помесь коня с ослом, зуброн – помесь зубра и коровы, тигролев – появился в результате скрещивания льва с тигром. Однако не всегда сочетание двух предметов дает ожидаемый эффект. Примером этого являются опыты русского ученого Карпеченко, который в 1928 году скрестил капусту с редисом. Он хотел получить растение с листьями капусты и корнями редиса. К сожалению, произошло обратное : новый сорт имел корни капусты, а наземную часть редиса. Карпеченко не вошел в историю генетики. Ключом к эффективному поиску комбинаций является умение распознавать концепции, заслуживающие объединения. Подытоживая наши знания относительно методов творческой работы. После ПРОРАБОТКИ мы переходим к следующей ступени рассматриваемой стратегии. Она тоже начинается на букву П и называется ПОВТОРЕНИЕ. Мы повторяем то, что мы записали в конспекте, то есть пересказываем собственными словами нелинейный конспект, не подсматривая в него, а затем повторяем его несколько раз на память. Последняя фаза стратегии 4П – это ПРОСМОТР. Просматривать материал нужно через 1 день после завершения его изучения, через 1 неделю, 1 месяц, 6 месяцев, 1 год. Итак, этапами стратегии 4П являются: прочтение, проработка, повторение, просмотр.Представленные выше стратегии дают возможность быстро и эффективно проработать материал. Как в методе SQ3R, так и в 4П используются все изученные Вами методики быстрого усвоения информации – мнемотехники, техники скоростного чтения, техники, улучшающие концентрацию, техники, активизирующие логическую память, нелинейные конспекты. Сначала Вам будет тяжело привыкнуть к использованию избранной Вами стратегии, но потом, с приобретением некоторых навыков, даже если у Вас будет достаточно времени, чтобы прочитать весь текст и изучить весь материал, Вы будете действовать согласно данным выше предписаниям – используя SQ3R или 4П.Представленные выше стратегии дают возможность быстро и эффективно проработать материал. Как в методе SQ3R, так и в 4П используются все изученные Вами методики быстрого усвоения информации – мнемотехники, техники скоростного чтения, техники, улучшающие концентрацию, техники, активизирующие логическую память, нелинейные конспекты. Сначала Вам будет тяжело привыкнуть к использованию избранной Вами стратегии, но потом, с приобретением некоторых навыков, даже если у Вас будет достаточно времени, чтобы прочитать весь текст и изучить весь материал, Вы будете действовать согласно данным выше предписаниям – используя SQ3R или 4П.
Создание конспекта при
помощи 4П для студента
Почему?
Очевидно, что самым лучшим видом конспекта является нелинейный
конспект. Однако очень важно создать его после, а не во время прочтения
главы. Однако такие проблески интуиции бывают не у любого обыкновенного
человека.
Метод, помогающий выбрать стратегию решения, – это
объединение идей. Простая форма этого метода состоит в комбинировании
существующих предметов так, чтобы появилась новая, пригодная к
использованию вещь. Таким образом появились телефоны с автоответчиками,
радиоприемники с будильниками или куртки с капюшонами. По этому
принципу оборудуется вся кухня – лучшая будет сочетанием отдельных
приспособлений. Благодаря объединению идей появились новые породы
собак или совершенно новые животные: мул, или помесь коня с ослом, зуброн
– помесь зубра и коровы, тигролев – появился в результате скрещивания льва
с тигром. Однако не всегда сочетание двух предметов дает ожидаемый
эффект. Примером этого являются опыты русского ученого Карпеченко,
который в 1928 году скрестил капусту с редисом. Он хотел получить растение
с листьями капусты и корнями редиса. К сожалению, произошло обратное :
новый сорт имел корни капусты, а наземную часть редиса. Карпеченко не
вошел в историю генетики. Ключом к эффективному поиску комбинаций
является умение распознавать концепции, заслуживающие объединения.
Подытоживая наши знания относительно методов творческой работы. После
ПРОРАБОТКИ мы переходим к следующей ступени рассматриваемой
стратегии. Она тоже начинается на букву П и называется ПОВТОРЕНИЕ. Мы
повторяем то, что мы записали в конспекте, то есть пересказываем
собственными словами нелинейный конспект, не подсматривая в него, а затем
повторяем его несколько раз на память. Последняя фаза стратегии 4П – это
ПРОСМОТР. Просматривать материал нужно через 1 день после завершения
его изучения, через 1 неделю, 1 месяц, 6 месяцев, 1 год. Итак, этапами
стратегии 4П являются: прочтение, проработка, повторение, просмотр.
Представленные выше стратегии дают возможность быстро и эффективно
проработать материал. Как в методе SQ3R, так и в 4П используются все
изученные Вами методики быстрого усвоения информации – мнемотехники,
техники скоростного чтения, техники, улучшающие концентрацию, техники,
активизирующие логическую память, нелинейные конспекты. Сначала Вам
будет тяжело привыкнуть к использованию избранной Вами стратегии, но
потом, с приобретением некоторых навыков, даже если у Вас будет
достаточно времени, чтобы прочитать весь текст и изучить весь материал, Вы
будете действовать согласно данным выше предписаниям – используя SQ3R
или 4П.
Помните, что в интеллектуальном труде самые лучшие результаты
достигаются при сочетании всех известных методик умственного труда.
В разное время суток наш мозг функционирует с разной степенью
продуктивности. Одним значительно легче учиться утром, другим –
вечером, а иногда и ночью, когда им никто не мешает. Недаром людей
делят на «жаворонков» (или «ранних пташек») и «сов». Однакосуществует кривая активности – универсальный график, изображающий
типичные изменения интеллектуальных возможностей в течение суток.
Вот он: Кривая интеллектуальной активности (Сайверт Л., «Управление
временем», издательское агентство «Placet», 1998) Показатель 100% –
это средний показатель физиологической активности мозга. Если кривая
поднимается над этим показателем, значит, она приближается к
максимуму (подъему) интеллектуальной активности – предельным
возможностям концентрации; если опускается, значит, приближается
минимум (спад) интеллектуальной активности, то есть минимальные
возможности концентрации.