«Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

  • Презентации учебные
  • doc
  • 15.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материале описывается опыт работы педагогов по созданию в детском саду развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО с использованием методических материалов. К материалу прилагается презентация. Данный материал могут использовать педагоги для своей работы в детском саду как образец.Организация РППС в ДОУ
Иконка файла материала РППС в доу.doc
Из опыта работы  «Создание развивающей предметно­пространственной  среды в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО»                                                                                            Подготовила:                                                                                               Фомичева М.А.                                                                                           воспитатель                                                                                                         I  квалификационной                                                                                        категории г. Петровск2017 г. «Дети должны жить в мире  красоты, игры, сказки, музыки,  рисунка, фантазии, творчества.  Этот мир должен окружать  ребенка».   (слайд 2)                 В. Сухомлинский Вопрос   создания  предметно­развивающей   среды   в   дошкольном   образовательном учреждении   всегда   был   актуальным.   Однако   в   последнее   время   в   связи   с   принятием Федеральных   государственных  образовательных   стандартов  (ФГОС)  к   программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной  среды. Интеграция  образовательных областей, отмена занятий   как   основной   формы   работы   с   детьми,   деятельностный   подход,   приоритет   игры, ориентация на интегративные качества требуют новых подходов к формированию предметно­ развивающей среды ДОУ.  (слайд 3) Наша группа «Рябинка» зовётся Хорошо здесь ребятам живётся Все молодцы, да удальцы, Есть танцоры, есть певцы. Обаятельные и самостоятельные, Говорливые и спокойные, Все уважения достойные.  Я представляю вашему вниманию развивающую предметно­пространственную среду старшей группы «Рябинка». Проанализировав  среду своей группы, я пришла к выводу, что наша предметная  среда не полной мере соответствует ФГОС. Это проявилось в таких вопросах как: ­ недостаточность оснащенности  среды в создании условий для детской самостоятельности, через разные виды детской деятельности; ­ нехватка материалов и оборудования для деятельности  дошкольников  в сюжетно­ролевых играх, для двигательной активности ­   нерациональное   распределение   центров   активности   для  разнообразных  видов   детской деятельности, ­ отсутствие единого стиля при оформлении помещения группы; ­ не в полном объёме соответствие принципов построения развивающей среды с учётом ФГОС.Выявив недостатки при  построении развивающей среды в группе, мною была  поставлена цель:   Создать   ППРС   группы   способствующую   реализации   ООП   с   последующим   её формированием   и   доведением   до  соответствия   требованиям   ФГОС,   через   реализацию основных принципов ФГОС. Прежде чем приступить к созданию предметно­развивающей среды в группе, нами были:   изучены основополагающие документы: ­Приказ   Минобрнауки   №1155   от   17.10.   2013г.   «Об   утверждении   федерального образовательного стандарта дошкольного образования» ­ Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно ­ эпидемиологические требования   к   устройству,   содержанию   и   организации   режима   работы   в  дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1. 2660 – 10», утв. Постановлением Главного санитарного врача России от 22.07.2010 №91. (Слайд 4)  Разработана модель РППС в соответствии ФГОС ДО и Программы. (приложение 1) (слайд 5)   Составлена схема расположения центров. Изучила   требования   к   формированию   ППРС   Н.А.Коротковой,   на   основании   которых групповое   помещение   условно   подразделяется   на  три   сектора  (активный,   спокойный, рабочий),   что   позволяет   детям   объединиться   подгруппами   по   общим   интересам.  Границы центров четко обозначены (с помощью напольных модулей, двухсторонних мольбертов, столов).  Каждый сектор имеет свою маркировку: активный сектор (оранжевый цвет) рабочий сектор (зеленый цвет) спокойный сектор (голубой цвет)    Самую   большую   площадь   занимает  активный  сектор,   который   включает   в   себя:   «Центр физкультуры и спорта», «Центр строительно­конструктивных игр», «Музыкальный центр», «Центр науки» и составляет 50% от общей площади группы. Спокойный сектор включает: «Центр игры (сюжетно­ролевой игры)», «Уголок уединения», «Уголок   настроения»,   «Центр   книги»,   «Центр   искусства»,   «Центр   природы»,   «Центр игротеки», «Центр ИКТ» и составляет 20% от общей площади группы. Стабильная   учебная:  (рабочий   сектор)   была   превращена   в   полифункциональное, трансформируемое пространство. В этом пространстве организуются либо «мастерские» (для занятий   продуктивной   деятельностью),   либо   «лаборатории»   (для   занятий   познавательно­ исследовательской деятельностью), а так же свободная деятельность детей по интересам – вне   занятий   со   взрослыми.   Рабочий   сектор   составляет   30%   от   общей   площади   группы. (приложение 2)Планировка группового пространства стала более удобной как для индивидуальных игр, так и для занятий детей в малых и больших группах. В местах для чтения, отдыха и слушания музыки были размещены подушки, мягкие кресла. (слайд 6) Для обеспечения реализации ФГОС ДО использую ООП ДОУ, которая составлена с учетом Учебно­методического   комплекта   примерной   образовательной   программы   дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе., О.В.Солнцева и др. Парциальные программы:  Программа   здоровьесберегающего   направления   «Основы   безопасности   детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой.  Программа   «Са­Фи­Дансе»   Танцевально­игровая   гимнастика   для   детей Ж.Е.Филиревой, Е.Г.Сайкиной.  Программа «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой.  Программа «Я, ты, мы» Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой.  Программа   «Приобщение   детей   к   истокам   русской   народной   культуры» М.Д.Маханевой, О.Л.Князевой.  Программа «Цветные ладошки» Лыковой. Специфика   национальных   социокультурных   и   климатических     условий,   в   которых осуществляется   образовательная   деятельность,   направлена   на   достижение   целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через: ­формирование любви к своему городу, краю, чувства гордости за него; ­формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде,   атмосфере,   почвах,   растительном   и   животном   мире,   климатические   особенности Саратовской области); ­воспитание позитивного эмоционально­ценностного и бережного отношения к природе.  ­культура и быт народов региона (быт, национальные праздники, игры); ­произведения   устного   народного   творчества   поэтов   Петровского   района:   В.А.Логашова, В.С.Савина и др.  (слайд 7)   Развивающая   предметно­пространственная   среда   в   группе  содержательно­насыщена, легко трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность   среды  соответствует   возрастным   возможностям   детей   и   содержанию Программы.   Оснащение   центров   меняется   в  соответствии  с   тематическим   планированием образовательного процесса. Образовательное   пространство   оснащено   средствами   обучения   и   воспитания, соответствующими   материалами,   игровым,   спортивным,   оздоровительным   оборудованием, инвентарем, которые  обеспечивают:   игровую,   познавательную,   исследовательскую   и   творческую   активность   всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно­пространственным окружением;  возможность самовыражения детей.        Подбор   материалов   и   оборудования   осуществляется   мною   в   соответствии   с   тематикой недели, решаемыми образовательными задачами, ведущей игровой деятельностью.  (слайд 8) В оформлении  интерьера использую  продукты детской деятельности. Это  дает возможность для самовыражения и творческой активности детей, особенно малоактивных детей, с узким кругом общения. На видном месте в группе расположены детские награды, имеются лесенки успеха  для оценки и самооценки деятельности дошкольников.  (слайд 9) С целью обеспечения развития личности, мотивации, способностей детей в различных видах деятельности и поддержки детской инициативы в группе имеются алгоритмы выполнения деятельности от задумки до результата (в рисовании, лепке, конструировании и др.) для мальчиков и девочек с вариантами выбора  (приложение 3). (слайд 10)  Материалы   и   оборудование   для  познавательного   развития  расположены     в специально выделенном центре. Наборы образно – символического материала помещены в прозрачные  пластиковые  коробочки и контейнеры   и расположены  на открытых полках шкафа в свободном доступе для детей. Здесь же находится познавательная литература.   Материалы   и   оборудование   для  речевого   развития  размещены   в   шкафу   рядом   с книжным центром. Игровой материал систематизирован  и помещен в контейнеры с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой.    Материалы   и   оборудование   для  двигательной   активности   и   социально­ коммуникативного развития     находятся в секционных шкафах, которыми дети могут свободно пользоваться.  Материалы   и   оборудование   для  художественно­эстетического   развития расположены   в   рабочем   секторе   в   специально   отведенном   месте   в   шкафу,   в   котором имеется многообразие изобразительных материалов. Для центра конструирования специального места не отведено. Поэтому используем столы, на которых занимаются дети. Мелкий строительный материал хранится в контейнерах на полках, который дети перемещают  в любое место группы и играют  как индивидуально, так и   подгруппой,   реализуя   свои   замыслы,     а   крупный   строительный   материал   –   убран   в закрытый шкаф, доступ к которому легко доступен для детей. Так же здесь находятсямелкие игрушки для обыгрывания построек. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры и за его пределами, используя при этом передвижные полки­ этажерки на колесиках. Перечень оборудования см. «Паспорт группы» (слайд 11)                   Трансформируемость  пространства   обеспечивает   возможность   своевременного изменения РПП среды в зависимости:    от образовательной ситуации от меняющихся интересов детей от обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Все части пространства группы   изменяются по объёму, сжимаются   и расширяются, чтобы каждый центр при необходимости мог вместить всех желающих. Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, мебель, мягкие модули.  (слайд 12) Пространство группового помещения полифункциональное.  Различные составляющие предметной среды (мебель, ширмы, модули и т. д.) в групповом пространстве используются разнообразно. Полифункциональные предметы (в т. ч. природные материалы, предметы – заместители) не обладают жёстко закреплённым способом употребления. Материалы   и   оборудование   для   одной   образовательной   области     используются   и   в   ходе реализации других областей. Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между зонами (ширмы, крупные объемные модули и т. п.). Используя переносные ширмы, ребенок  создает «своё» личное пространство, делает комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.  (слайд 13) Вариативность среды достигается: • Наличием различных пространств в группе; • Периодической сменяемостью игрового материала; • Разнообразием материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми; • Появлением новых предметов (в соответствии с изучаемой темой недели);Учитывается   полоролевая   специфика.   Для   мальчиков   это   различные   конструкторы, «сундучок с инструментами», набор солдатиков, военные фуражки, разные виды и размеры машинок, настольные спортивные игры: хоккей, шашки, бильярд. Для   девочек,   которые   мечтают   стать   хорошими   хозяйками,   артистками   и   модницами,   в игровом центре размещены целевые атрибуты: сумочки, шкатулки с украшениями, наборы лент, заколок и резинок. А так же куклы, наборы для сюжетно­ролевых игр, соответствующих возрасту:   «больница»,   «парикмахерская»,   «магазин»,   «школа»,   «семья»   и   др.   Игровой материал   помещен   в   контейнеры   с   условными   обозначениями,   дети   по   своему   желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.  (слайд 14) Доступность среды Весь материал в группе функциональный, а не витринный. Ребенок может его удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом и т. п.). Материалы хранятся в удобных и практичных емкостях (пластиковых,   деревянных,   картонных   коробках,  контейнерах   и   т.  п.)   с   яркими   метками­ значками, облегчающих выбор. Все   предметы   (игры,   игрушки,   пособия,   обеспечивающие   все   виды   детской   активности) доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. (слайд 15) Безопасность предметно­пространственной среды группы заключается в том, что:  Все   элементы   предметно­пространственной   среды   в   группе   соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.  Имеется карта расстановки и маркировки мебели в соответствии СанПиН 2.4.1.3049­ 13 и ростовой группы воспитанников (приложение 4)  Имеется   паспорт   группы   с   перечнем   оборудования,   мебели   в   соответствии   с инвентаризацией (приложение 5)  Мебель   группы   закреплена   и   изготовлена   из   экологически   чистых   и   безопасных материалов.  В   шкафах   для   хранения   методических   материалов   и   личных   вещей   соблюдается порядок.  Приобретаемый игровой материал и игрушки имеют сертификаты качества. (слайд 16) Единство стиля оформления и цветовая гамма группы соответствует требованиям САНПИН, эстетики и обеспечения психологического комфорта детей. (слайд 17)В зависимости от сезона, целей и задач прогулки мною готовится необходимый выносной материал,   пособия   для   различных   видов   деятельности,   соответствующие   санитарно­ гигиеническим требованиям.  Для хранения выносного материала   специального отведенного помещения на участке нет. Весь материал после прогулки моется, просушивается и хранится в большом пластиковом контейнере. В группе создана картотека прогулок по сезонам с перечнем материалов  оборудования для их проведения.   Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них   является   игра.   Именно   поэтому   мною   уделяется   большое   внимание   обновлению предметно­развивающей среды группы, и участка. В  группе  имеется  план  обновления   развивающей  предметно  ­ пространственной  среды   на учебный год (приложение 6). (слайд 18) Информационно­нормативная документация воспитателя: Обязательная документация: Рабочая программа образовательных областей.   Планирование образовательной деятельности: календарно­тематический план,  перспективно­ календарное планирование по 5 образовательным областям, ежедневное планирование образовательной деятельности.  Табель учета посещаемости детей.  Паспорт группы.  План взаимодействия с социумом, протоколы родительских собраний.  План взаимодействия с семьями воспитанников.  Программа Клуба «Будь здоров!».  Индивидуальные маршруты на всех воспитанников группы. 1. Служебные и должностные инструкции: 1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп. 1.2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ. 1.3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке. 1.4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной  площадке. 2. Общие сведения о группе: 2.1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ). 2.2. Режимы группы (на холодный, теплый, адаптационный периоды года). 2.3. Сетка НОД (основная и дополнительных занятий в кружках). 2.4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей). 2.5. Сведения о детях и их родителях. 2.6. Методическое обеспечение воспитательно­образовательного процесса2.7. Основные направления работы и годовые задачи МДОУ на текущий год. 2.8. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем. 2.10. Материалы для диагностики по основным разделам программы. 2.11. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам областных и городских  мероприятий (курсы, семинары, методические объединения). (слайд 19) Для родителей создано информационное пространство: постоянная и сменная информация по сезонам в помощь родителям в воспитании и развитии ребенка, информация темы недели (материал по лексической теме недели), консультации специалистов, воспитателей, медиков, альбомы совместных с родителями проектов, фото­отчеты о жизни детей в группе и детском саду, сменные фотовыставки, выставки детского творчества. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно­развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.с (слайд 20) Спасибо за внимание!