Специфика организации занятий с учащимися специальной медицинской группы

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 20.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье описана специфика организации учебных занятий с учащимися специальных медицинских групп: комплектование СМГ, нормативные особенности, строгий учёт клинических проявлений конкретных заболеваний, учёт посещаемости и успеваемости.
Иконка файла материала Спецификак организации занятий(1).doc

Специфика организации занятий

с учащимися специальной медицинской группы

Здоровье, нормальное физическое и психическое развитие школьников отражают социально – экономические условия жизни, уровень развития науки и культуры в любой стране. Особенности социально – экономических и экологических условий жизни привлекают внимание к старым и выдвигают новые проблемы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. При этом следует учитывать и принимать во внимание негативные изменения в состоянии здоровья подрастающего поколения.

Известно, что физическое воспитание и спортивное совершенствование имеют прежде всего социально – гигиеническое значение. При рациональном применении физических упражнений улучшается физическое развитие, укрепляется здоровье, повышается работоспособность и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. В то же время следует учитывать, что физические упражнения стимулируют процесс роста и развития, совершенствуют механизм адаптации и укрепляют здоровье лишь при условии адекватности их характера, объема и интенсивности состояния здоровья, возрастным и особенно индивидуальным морфофункциональным особенностям детей, подростков, юношей и девушек.

Для правильной и грамотной организации учебного процесса по предмету «физическая культура и здоровье» для учащихся специальной медицинской группы учителю необходимо учитывать врачебное заключение о состоянии здоровья и функциональных возможностях учащихся, обладать знаниями и практическими навыками в области лечебной физкультуры и спортивной медицины.

«В последние годы наблюдается увеличение количества детей школьного возраста с заболеваниями сердечно – сосудистой системы, органов дыхания, опорно – двигательного аппарата, желудочно – кишечного тракта, желез внутренней секреции. Возрастает число детей школьного возраста с изменениями психики, с избыточным весом. Во многом это связано с ухудшением социально – экономических и экологических условий жизни, чрезмерными психоэмоциональными нагрузками и уменьшением биологически необходимого объема двигательной активности.» (И.И.Бахрах, Н.А.Гамза). Известно, что уроки физической культуры и здоровья носят не только образовательный характер, но и являются важным компонентом здорового образа жизни и существенным фактором сохранения и укрепления здоровья школьников. Одним из наиболее сложных участков деятельности общеобразовательных школ в целом и специалистов физической культуры в связи с ухудшением состояния здоровья учащихся, в частности является работа с ослабленными и больными детьми.

Практика показывает, что научно-методическое обеспечение работы с данной категорией учащихся существенно отстает от требований времени и остро нуждается в серьезной методологической организационной и практической реорганизации. Многие вопросы организации и особенно методики физического воспитания детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья недостаточно освещены и систематизированы в учебно – методической литературе.

Работа с ослабленными и больными детьми в связи с ухудшением состояния здоровья учащихся является одним из наиболее сложных участков деятельности общеобразовательных школ в целом и специалистов физической культуры в частности. Многие учителя общеобразовательных учреждений (ОУ), не владея в достаточной степени необходимым уровнем знаний, нужных для понимания сущности патологических процессов, происходящих в организме при различных заболеваниях, проявляют профессионально необоснованную пассивность и инертность в этой важной работе, неохотно и с осторожностью занимаются с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Это существенным образом отражается на уровне здоровья ослабленных школьников.

Комплектование специальных медицинских групп, нормативные особенности

Ежегодно до 1 сентября на основании медицинских справок о состоянии здоровья, выданных организацией здравоохранения в порядке, установленном законодательством, приказом руководителя учреждения образования учащиеся распределяются на медицинские группы для учебных занятий по учебному предмету “Физическая культура и здоровье“: основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры.

Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, к учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» не допускаются.

Учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, проводятся вместе с учащимися основной медицинской группы согласно рекомендациям врача.

Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к группе ЛФК, проводятся медицинскими работниками в лечебно-профилактическом учреждении.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, а также временно освобожденные от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», присутствуют на данных занятиях и могут быть привлечены учителем к не противопоказанным им видам учебной деятельности.

Изучение предмета «Физическая культура и здоровье» в общеобразовательных учреждениях является обязательным для всех учащихся.

В начале учебного года, на основании результатов врачебного обследования, учащихся приказом директора общеобразовательного учреждения определяется состав групп для занятий по программе учебной дисциплины «Физическая культура и здоровье» для специальной медицинской группы. Дифференцированному формированию СМГ предшествует изучение индивидуальных показаний и противопоказаний, обусловленных характером и степенью отклонения здоровья учащихся от нормы.

Занятия в специальной медицинской группе проводят учителя физической культуры, имеющие специальную подготовку. Часы, отведенные на проведение учебных занятий с учащимися СМГ, входят в объем учебной нагрузки учителя физической культуры.

Комплектование СМГ на начало учебного года проводится медицинским работником на основании результатов медицинского обследования учащихся.

Учебные занятия с учащимися СМГ могут планироваться в расписании учебного дня до или после учебных занятий.

Однако считается целесообразным проводить занятий СМГ одновременно с учебными занятиями по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Например, один учитель проводит учебное занятие с учащимися класса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», а другой – учебное занятие с учащимися СМГ этого же класса.

Цель изучения предмета «Физическая культура и здоровье» в специальных медицинских группах – оздоровление учащихся на основе формирования физической культуры личности с учетом индивидуальных отклонений в состоянии здоровья.

При проведении занятий следует учитывать клинические проявления конкретных заболеваний, функциональные возможности и двигательные навыки детей, их возрастные и половые особенности.

Учебные занятия с учащимися специальной медицинской группы должны быть организованы с начала учебного года и продолжаться в течение всего учебного года. Недопустимо объединять учебные занятия или проводить их два дня подряд.

Количество и списочный состав СМГ на начало каждого полугодия утверждается приказом директора учреждения, на основании сведений, представляемых медицинским работником. Наполняемость групп СМГ должна быть не более 12 учащихся. У учителя обязательно должен быть список детей с диагнозами.

 Посещение уроков специальных медицинских групп является обязательным. На одну группу выделяется 2 учебных часа в неделю.

Учет занятий с учащимися СМГ ведется в классном журнале любого класса на страницах, отведенных для факультативных занятий.

При планировании учебных занятий следует учитывать следующее:

 •задачи изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» решаются избирательно, с учетом медицинских показаний, ограничений и противопоказаний, обусловленных заболеваниями;

•урок в специальной медицинской группе является интегрированным, то есть на каждом уроке решение и оздоровительных и образовательных задач является обязательным;

•оздоровительная направленность задач учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является приоритетной по отношению к учебным задачам, сформулированным в государственных учебных программах для 1-11класса;

• сопутствующие заболевания, возраст.

У каждого учителя, который проводит занятия в СМГ, должны быть следующие документы по планированию учебного материала: календарно - тематическое планирование; планы-конспекты учебных занятий. Календарно-тематическое планирование учебного материала утверждается директором учреждения образования и должно храниться в учреждении образования у учителя, который проводит занятия по СМГ, в течение всего учебного года.

 

 

Литература

 Ахудеев, Э.И. Уроки физической культуры в специальной медицинской группе / Э.И.  Ахудеев., С.С. Галеев -  М.: Высшая школа, 1986.

 Бахрах, И.И. Организационные, методические и правовые основы физической реабилитации: учеб. пособие / И.И. Бахрах, Г.Н. Грец. – Смоленск, 2003. – 151 с.

Белякова Р.Н. Педагогический и медицинский контроль: физического воспитания учащихся: Пособие для преподавателей физ. культуры и мед. Работников учебных заведений/ Р.Н Белякова, Г.А. Боник, И.А. Мотевич.-Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2004

Булич, Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. – М.: Высшая школа, 1986. – 255 с.

        Добровольский, В.К. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 480 с.

Кожемякина Н.А «Методика организации и планирования учебного процесса в гимназии № 5 Г.Бреста с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья», журнал «Фiзiчная культура и здароyе». -2006-№4 – с.39 - 49

 Кузнецов И.А., Буров А.Э., Качанов И.В. «Прикладная физическая культура для студентов специальных медицинских групп: учебное пособие.- Москва/ Берлин  Директ – Медиа 2019 г.- 179 стр.

 Матвеев, А.П. Методика физического воспитания с основами теории / А.П. Матвеев и др. – М., 1991.

 Мошков, В.Н. Общие основы лечебной физкультуры. – М. Медгиз, 1954. – 235 с.

 Попов, С.Н. Физическая реабилитация / С.Н. Попов и др. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1999. – 608 с.

 Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июня 2014 г. N 38 «Об утверждении инструкции о порядке распределения обучающихся в основную, подготовительную, специальную медицинскую группы, группу лечебной физической культуры».

 Рипа, М.Д. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С Волкова – М.: Просвещение, 1988.

 Организация и методика занятий физической культурой с учащимися общеобразовательных учреждений в специальных медицинских группах: учебное пособие для студентов средних и высших физкультурных заведений, учителей физической культуры и методистов ЛФК / авторы – составители Сафонова Ж.Б., Трещева О.Л., Хромин В.Г., Хромин Е.В. Тюмень: издательство Вектор Бук,»2002

 Организация и проведение занятий с учащимися специальных медицинских групп с использованием различных форм организации занятий: учебная программа курсов повышения квалификации работников физической культуры и спорта / авторы – составители Хромин В.Г., Хромин Е.В. Тюмень: «Олимпия», 2002

 Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья: методические рекомендации/ В. П. Войтехович и др. Минск, 1998

 Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы / авт. – сост. А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. – Волгоград: Учитель, 2010 год


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также