Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Оценка 4.8

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Оценка 4.8
Книги
docx
дефектология
Детсад
21.06.2017
Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
В статье говориться о проектной деятельности как о совокупности приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод, который по праву занял свое достойное место в системе дошкольного образования. Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
статья.docx
Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи Учитель-логопед Измайлова Дария Анатольевна МБДОУ д/с «Мишутка» Проектная   деятельность   –   это   дидактическое   средство   активизации познавательного   и   творческого   развития   ребенка   и   одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе   реализации   проекта,   становятся   достоянием   их   личного   опыта. Экспериментируя,   ребенок   ищет   ответ   на   вопрос   и   тем   самым,   развивает творческие способности, коммуникативные навыки.                                     Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы,   что   в   научной   педагогической   литературе   он   упоминается   в контексте   с   гуманизацией   образования,   проблемным   и   развивающим обучением,   педагогикой   сотрудничества,   личностно­ориентированным   и деятельностным подходами [2]. Проектная   деятельность   представляет   собой   особый   вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той   или   иной   деятельности;   способ   достижения   дидактической   цели   через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [1]. Особенностью   проектной   деятельности   в   дошкольной   системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия   в   окружающем,   сформулировать   проблему,   определить   цель (замысел).   Поэтому   в   воспитательно­образовательном   процессе   ДОУ проектная   деятельность   носит   характер   сотрудничества,   в   котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители. Родители   становятся   непосредственными   участниками   образовательного процесса,   обогащая   свой   педагогический   опыт,   испытывая   чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Проектная   деятельность,   основываясь   на   личностно­ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию   индивидуально­творческой   деятельности   педагогов   в   разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Метод   проектов   в   работе   с   дошкольниками   сегодня   —   это инновационный   и   перспективный   метод,   который   по   праву   занял   свое достойное место в системе дошкольного образования.  Современный   подход   к   дошкольному   образованию   в   соответствии   с положением о   ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение   полноценного   детства   в   соответствии   с   психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений,   предоставление   ребенку   возможности   самостоятельно   овладеть нормами культуры. Метод проектов – это  педагогическая технология, стержнем которой является   самостоятельная   деятельность   детей   –   исследовательская, познавательная,   продуктивная,   в   процессе   которой   ребёнок   познаёт окружающий   мир   и   воплощает   новые   знания   в   реальные   продукты.   Суть «метода   проектов»   в   образовании   состоит   в   такой   организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и   эмоционально­ценностного умения,   опыт   творческой   деятельности, отношения   к   действительности   в   процессе   планирования   и   выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только   познавательную,   но   и   прагматичную   ценность.   В   основу метода проектов заложена   идея   о   направленности   познавательной   деятельности дошкольников   на   результат,   который   достигается   в   процессе   совместной работы   педагога,   детей   и   родителей   над   определённой   практической проблемой (темой). Выделены три   этапа в   развитии   проектной   деятельности   у   детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий   проектной   деятельности,   включающую   в   себя   совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих. Первый   этап –подражательско­исполнительский,   реализация   которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом   возрасте   ещё   существует   потребность   установить   и   сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые   могут уже   имеют   опыт   разнообразной   совместной   деятельности, согласовывать   действия,  оказывать   друг   другу   помощь.   Ребёнок   уже   реже обращается   к   взрослому   с   просьбами,   активнее   организует   совместную деятельность   со   сверстниками.   У   детей   развиваются   самоконтроль   и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки,   так   и   поступки   сверстников.   В   этом   возрасте   дети   принимают проблему,   уточняют   цель,   способны   выбрать   необходимые   средства   для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать   в   проектах,   предложенных   взрослым,   но   и   самостоятельно находят проблемы [3]. Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания   предстоящей   деятельности,   выбора   способов   работы   над проектом и возможности организовать её. Этапы проектной деятельности. 1 этап «Выбор темы». Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной  деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом,   способствует   не   только   развитию   саморефлексии   ребёнка   в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Это подтверждают логопеды, которые   в   последние   годы   фиксируют   бурный   рост   числа   специфических проблем   в   этой   области.   Нужно   правильно   организовать   процесс   сбора информации:   эта   работа   должна   быть   увлекательной,   не   утомляющая обучаемых.   Задача   воспитателя   ­   создать   условия   для   реализации познавательной деятельности детей. Об этом же говорят и требования ФГОС. Проектная деятельность в ДОО важна еще и тем, что учит четко распределять и   планировать   свое   время.   Важно   научиться   так   распределять   проект   по определенному   временному   отрезку,   чтобы   на   решение   каждого   этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов должны   использоваться   личностно­ориентированные   технологии,   так   как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у сверстников [5]. 2 этап «Реализация проекта». Реализация  проектов происходит через различные виды деятельности (творческую,   экспериментальную,   продуктивную).   Мотивация   усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с  различными   точками   зрения,  имеет   возможность   высказать   и   обосновать свое   мнение.   Технологии   проектирования   необходима   соответствующая  организация   развивающей   предметно­   пространственной   среды   группы.   В групповой помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные   для   детского   понимания.  Возможен   выход   детей   в  библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта. Технология   проектирования   ориентирована   на   совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель   –   ребенок,   ребенок   –   ребенок,   дети   –   родители.   Возможны   совместно­ совместно­индивидуальные,   совместно­взаимодействующие, исследовательские формы деятельности. 3 этап «Презентация». Важно,   чтобы   в   основу   презентации   был   положен   материальный продукт,   имеющий   ценность   для   детей.   В   ходе   создания   продукта раскрывается   творческий   потенциал   дошкольников,   находят   применение сведения,   полученные   в   ходе   реализации   проекта.   Задача   воспитателя   ­ создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе,   испытать   чувство   гордости   за   достижения,   осмыслить   результаты своей   деятельности.   В   процессе   своего   выступления   перед   сверстниками, ребёнок   приобретает   навыки   владения   своими   эмоциями   и   невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.) [6]. 4 этап «Рефлексия». Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться   по   мере   нарастания   детской   активности.   Позиция   педагога выстраивается   поэтапно   от   обучающе­организующей   на   первых   этапах   к направляющей и корректирующей к окончанию проекта. Последовательность работы педагога над проектом.  педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;  вовлекает дошкольников в решение проблемы;  намечает   план   движения   к   цели   (поддерживает   интерес   детей   и родителей);  обсуждает план с семьями на родительском собрании;  обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;  вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;  собирает информацию, материал;  проводит занятия, игры, наблюдения (мероприятия основной части проекта);  даёт рекомендации родителям и детям;  поощряет   самостоятельные   творческие   работы   детей   и   родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);  организует   презентацию   проекта   (праздник,   занятие,   досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;  подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы). Решая поставленные задачи по формированию связной  речи у детей с нарушением   речи,   следует   строить  работу   так,   чтобы   у   ребенка   был постоянный   интерес   к  проекту.   Все   задания   должны   быть   динамичными, увлекательными,  мобилизующими   детей,   вызывающими   желание,   интерес   к тому, что будет происходить дальше.  Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но не все, иногда даже не замечая главного. А если рядом  педагог, родитель, который   удивляется   вместе   с   ним,   побуждает   не   только   смотреть,   но   и видеть,   помогает   мысли   обратить   в   речь,   дети   хотят   узнать   еще   больше. Взрослые – хранители знаний, умений, культуры. Передать этот опыт ребенку нельзя   иначе   как   с   помощью   языка   ­   важнейшего   средства   человеческого общения. От культуры  речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько   внимания   уделяют   речевому   общению   с   ним,   во   многом   зависят успехи   дошкольника   в   развитие   связной  речи.  Метод   проектов   помогает, стимулирует   взаимодействие   ребенка   и   взрослого.   Родители   становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка [4]. Проектный   метод  это   способ   организации  педагогического   процесса,   воспитателей   групп основанный   на   взаимодействии  логопеда, компенсирующей направленности, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей и ребенка, имеющего нарушения речи в основе которого лежат следующие принципы: ­   информационной   достаточности   (обогащение   родителей,   детей знаниями,   конкретными   приёмами   и  методами,   которые   могут   быть применены в процессе работы); ­   взаимодействия   (партнёрское   взаимодействие   между   всеми участниками проекта); ­   поэтапности,   системного   подхода   (поэтапная   организация деятельности участников с реализацией на каждом этапе конкретных задач); ­ деятельностного подхода (приобретение ребёнком знаний и навыков при подготовке к школьному обучению осуществляется через ведущий вид деятельности – игру); ­   личностно­ориентированного   подхода   при   взаимодействии   с участниками процесса; ­   открытости  (открытость   для   инициативы   и   творчества   каждого участника);   ­   гибкости,   свободы   выбора  (деятельность   участников   не ограничивается заданными рамками); ­   природосообразности   (ориентирование   на   внутренний   мир   ребёнка, создание   условий   для   самовыражения,   реализации   личностных   качеств, развитие творческих способностей). Итак,   технология   проектирования   ­   является   уникальным   средством обеспечения   сотрудничества,   сотворчества   детей,   педагогов   и   родителей, способом реализации личностно­ориентированных подходов к дошкольному образованию.   В   проектной   деятельности   происходит   формирование субъектной   позиции   у   ребёнка,   раскрывается   его   индивидуальность, реализуются   интересы   и   потребности,   что   в   свою   очередь   способствует  Все   это   способствует   формированию личностному   развитию   ребёнка. нормальной самооценки. Проекты идеально подготавливают дошкольников к их   дальнейшему   обучению   в   школе   и   даже   вузе. социальному заказу на современном этапе.  Это   соответствует Литература: 1) Боровлева   А.В.   Проектный   метод   –   как   средство   повышения качества образования [Текст]// Управление ДОУ. – 2014. ­ №7. 2) Грибова,   О.   Е.   К   проблеме   анализа   коммуникации   у   детей   с речевой патологией [Текст] / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2015. ­ №6. – с. 7­16. 3) Зинченко,   О.Ю.  Формирование   межличностных   отношений дошкольников в коммуникативных играх [Текст] / О.Ю. Зинченко, Т.Р. 4) Кислова,  Формирование   межличностных   отношений дошкольников   в   коммуникативных   играх  [Текст]   /  Т.Р.   Кислова,   С.В.   Т.Р. Королева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 01. – С. 14­23. 5) Лютова, К.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / К.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Издательство «Речь», 2013. – 190 с. 6) Скитская, Л.В. Научно­педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В.   Скитская  //   Вестник   МГГУ   им.   М.А.   Шолохова.   Педагогика   и психология. – 2013. – №2. – С. 50­57.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017