В статье говориться о проектной деятельности как о совокупности приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод, который по праву занял свое достойное место в системе дошкольного образования.
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
Специфика организации проектной деятельности с
детьми старшего дошкольного возраста с нарушением
речи
Учитель-логопед
Измайлова Дария Анатольевна
МБДОУ д/с «Мишутка»
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации
познавательного и творческого развития ребенка и одновременно
формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в
ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает
творческие способности, коммуникативные навыки.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те
аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в
контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим
обучением, педагогикой сотрудничества, личностноориентированным и
деятельностным подходами [2].
Проектная деятельность представляет собой особый вид
интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций
овладения определенной областью практического или теоретического знания,
той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться
вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем
или иным образом [1].
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе
образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти
противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель
(замысел). Поэтому в воспитательнообразовательном процессе ДОУпроектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором
принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители.
Родители становятся непосредственными участниками образовательного
процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство
сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Проектная деятельность, основываясь на личностноориентированном
подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать
развитию индивидуальнотворческой деятельности педагогов в разработке
стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать
личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты
педагогической деятельности.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это
инновационный и перспективный метод, который по праву занял свое
достойное место в системе дошкольного образования.
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с
положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний,
умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на
сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими
особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск
решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть
нормами культуры.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой
является самостоятельная деятельность детей – исследовательская,
познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт
окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть
«метода проектов» в образовании состоит в такой организации
образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и
эмоциональноценностного
умения,
опыт творческой деятельности,
отношения к действительности в процессе планирования и выполненияпостепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не
только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода
проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности
дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной
работы педагога, детей и родителей над определённой практической
проблемой (темой).
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей
дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических
технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап –подражательскоисполнительский, реализация которого
возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на
вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или
путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в
этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить
положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые
могут
уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности,
согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже
обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную
деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и
самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные
поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают
проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для
достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность
участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно
находят проблемы [3].
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому
очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активностьдетей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и
содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над
проектом и возможности организовать её.
Этапы проектной деятельности.
1 этап «Выбор темы».
Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более
глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из
способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»:
Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный
педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в
области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению
новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также
развитию речи и собственно речевого аппарата. Это подтверждают логопеды,
которые в последние годы фиксируют бурный рост числа специфических
проблем в этой области. Нужно правильно организовать процесс сбора
информации: эта работа должна быть увлекательной, не утомляющая
обучаемых. Задача воспитателя создать условия для реализации
познавательной деятельности детей. Об этом же говорят и требования ФГОС.
Проектная деятельность в ДОО важна еще и тем, что учит четко распределять
и планировать свое время. Важно научиться так распределять проект по
определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа
проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов
должны использоваться личностноориентированные технологии, так как
способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у
сверстников [5].
2 этап «Реализация проекта».
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности
(творческую, экспериментальную, продуктивную). Мотивация усиливается
благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомитсяс различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать
свое мнение. Технологии проектирования необходима соответствующая
организация развивающей предметно пространственной среды группы. В
групповой помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии,
доступные для детского понимания. Возможен выход детей в библиотеки,
музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную
деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны
совместно
совместноиндивидуальные,
совместновзаимодействующие,
исследовательские формы деятельности.
3 этап «Презентация».
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный
продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта
раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применение
сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя
создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей
работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты
своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками,
ребёнок приобретает навыки владения своими эмоциями и невербальными
средствами общения (жесты, мимика и т.д.) [6].
4 этап «Рефлексия».
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может
изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога
выстраивается поэтапно от обучающеорганизующей на первых этапах к
направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Последовательность работы педагога над проектом.
педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов
ребёнка; вовлекает дошкольников в решение проблемы;
намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и
родителей);
обсуждает план с семьями на родительском собрании;
обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
собирает информацию, материал;
проводит занятия, игры, наблюдения (мероприятия основной части
проекта);
даёт рекомендации родителям и детям;
поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей
(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и
т. д.);
организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг),
составляет книгу, альбом совместно с детьми;
подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Решая поставленные задачи по формированию связной речи у детей с
нарушением речи, следует строить работу так, чтобы у ребенка был
постоянный интерес к проекту. Все задания должны быть динамичными,
увлекательными, мобилизующими детей, вызывающими желание, интерес к
тому, что будет происходить дальше.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но
не все, иногда даже не замечая главного. А если рядом педагог, родитель,
который удивляется вместе с ним, побуждает не только смотреть, но и
видеть, помогает мысли обратить в речь, дети хотят узнать еще больше.
Взрослые – хранители знаний, умений, культуры. Передать этот опыт ребенку
нельзя иначе как с помощью языка важнейшего средства человеческого
общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком,сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят
успехи дошкольника в развитие связной речи. Метод проектов помогает,
стимулирует взаимодействие ребенка и взрослого. Родители становятся
непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой
педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения
от своих успехов и успехов ребенка [4].
Проектный метод это способ организации педагогического процесса,
воспитателей групп
основанный на взаимодействии
логопеда,
компенсирующей направленности, музыкального руководителя, инструктора
по физической культуре, родителей и ребенка, имеющего нарушения речи в
основе которого лежат следующие принципы:
информационной достаточности (обогащение родителей, детей
знаниями, конкретными приёмами и методами, которые могут быть
применены в процессе работы);
взаимодействия (партнёрское взаимодействие между всеми
участниками проекта);
поэтапности,
системного подхода (поэтапная организация
деятельности участников с реализацией на каждом этапе конкретных задач);
деятельностного подхода (приобретение ребёнком знаний и навыков
при подготовке к школьному обучению осуществляется через ведущий вид
деятельности – игру);
личностноориентированного подхода при взаимодействии с
участниками процесса;
открытости (открытость для инициативы и творчества каждого
участника); гибкости, свободы выбора (деятельность участников не
ограничивается заданными рамками);
природосообразности (ориентирование на внутренний мир ребёнка,
создание условий для самовыражения, реализации личностных качеств,
развитие творческих способностей).Итак, технология проектирования является уникальным средством
обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей,
способом реализации личностноориентированных подходов к дошкольному
образованию. В проектной деятельности происходит формирование
субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность,
реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует
Все это способствует формированию
личностному развитию ребёнка.
нормальной самооценки. Проекты идеально подготавливают дошкольников к
их дальнейшему обучению в школе и даже вузе.
социальному заказу на современном этапе.
Это соответствует
Литература:
1)
Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения
качества образования [Текст]// Управление ДОУ. – 2014. №7.
2)
Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с
речевой патологией [Текст] / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2015. №6. – с.
716.
3)
Зинченко, О.Ю.
Формирование межличностных отношений
дошкольников в коммуникативных играх [Текст] / О.Ю. Зинченко, Т.Р.
4) Кислова,
Формирование межличностных отношений
дошкольников в коммуникативных играх [Текст] / Т.Р. Кислова, С.В.
Т.Р.
Королева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 01. – С. 1423.
5) Лютова, К.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия
с детьми [Текст] / К.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Издательство «Речь»,
2013. – 190 с.
6)
Скитская, Л.В. Научнопедагогические основы коммуникативного
общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста [Текст] /
Л.В. Скитская // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и
психология. – 2013. – №2. – С. 5057.