Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»
Оценка 4.8

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
10 кл
27.05.2018
Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»
Данная программа разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.Программа учитывает специфику КИМов. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок. Планирование рассчитано на 68 учебных занятий (34 – в 10 классе, 34 – в 11 классе), что соответствует учебному плану школы (1 час в неделю).программа
программа.docx
Программа спецкурса по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка» (для 10­11 классов) 2017г. 1. Пояснительная записка – стр. 3­5 Содержание программы ­ цели и задачи, ­ структура курса, ­ структура контрольно­измерительных материалов. 1. Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу  изучения курса – стр. 5­7 ­ орфоэпия, ­ словообразование, ­ лексикология и фразеология, ­ морфология, ­ синтаксис и пунктуация, ­ орфография. 1. Программа спецкурса – стр. 7­9 2. Календарно­тематическое планирование – стр. 9­12 3. Список используемой литературы для учителей и учащихся – стр. 12­13 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа спецкурса «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка » составлена на основе следующих документов: ­ федерального компонента государственных образовательных стандартов начального  общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089г.С  последними изменениями от 30 января 2012 года № 69); ­ программы к учебнику 10­11  класса(Авторы Н.Г.Гольцова,И.В.Шамшин, М.А.Мищерина) Москва :.Русское слово.2014год. Данная программа разработана на основе действующих образовательных стандартов по  русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет  удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для  дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.Программа учитывает  специфику КИМов. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и  пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок. Планирование  рассчитано на 68 учебных занятий (34 – в 10 классе, 34 – в 11 классе), что соответствует  учебному плану школы (1 час в неделю). Цели и задачи Программа спецкурса «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка» составлена для учащихся 10­11классов, следовательно,  ориентирована на итоговую аттестацию . Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций:  языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки  препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и  логично строить текст). В связи с этим ставятся следующие цели: • обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе; • обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их  использования; • совершенствовать навык анализа текстов различных стилей; • развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико­литературный словарь; • совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств  выразительности разных уровней; • совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи  аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в  определённом стиле и жанре; • повышать уровень грамотности учащихся. Структура курса В основу спецкурса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И.  Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и отрабатывается на изучении  материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа спецкурса  предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс  тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С. Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса Орфоэпия Должны знать: • что изучает орфоэпия; • основные орфоэпические нормы произношения слов; уметь: • проводить орфоэпический разбор; • находить в тексте основные выразительные фонетические средства. Словообразование должны знать: • что изучает словообразование; • систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования  слов; • что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о  его лексическом и грамматическом значении; • что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения; • как связано строение слова и его написание; уметь: • опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных; • определять способы образования слов; • находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства. Лексикология и фразеология знать: • что изучает лексикология и фразеология; • основные понятия лексикологии и фразеологии; • основные способы объяснения лексического значения слова; • различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы; уметь: • соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного  русского литературного языка; • соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение; • находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно­русские и  заимствованные слова, устаревшие и неологизмы; • определять прямое и переносное значение слова; • находить в тексте основные выразительные лексические средства. Морфология знать: • что изучает морфология; • что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип  спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.); • принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические  принципы, роль в предложении, признаки частей речи; • основные морфологические нормы; уметь: • определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим  признакам; • различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи; • проводить морфологический разбор слова; • находить в тексте основные выразительные средства морфологии. Синтаксис и пунктуация знать: • что изучает синтаксис и пунктуация; • основные признаки словосочетания и предложения; • виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в  словосочетании; • виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру  грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения; • основные пунктуационные нормы; • основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования,  управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное  построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение  предложений с обособленными членами, придаточными частями); • основные выразительные средства синтаксиса русского языка; уметь: • устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных  видов; • определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам; • пользоваться синтаксическими синонимами; • проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения; • проводить пунктуационный разбор предложения; • находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса. Орфография знать: • что изучает орфография; • основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания  морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4)  правила графического сокращения слов; уметь: • применять орфографические правила на письме; • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и  синтаксиса в практике правописания; • проводить орфографический разбор слова, предложенного текста; • соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка. Программа 1. Орфоэпия. Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум. 2. Лексика и фразеология. Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико­ фразеологический анализ. 3. Словообразование. Основные способы словообразования частей речи. 4. Морфология. Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора.  Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица. 5. Грамматические нормы. Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения  прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование  форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа). 6. Орфография. Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые  ошибки. 7. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм. 8. Синтаксис. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. 9. Синтаксические нормы русского языка. Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с  однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение  предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений,  трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью. 10. Работа с текстом. Установление причинно­следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи  предложений. Понятие “ключевого” слова. 11. Анализ языковых средств выразительности. Функции изобразительно­выразительных средств. Понятия: градация, метафора,  контекстные антонимы, синонимы, парцелляция. 12. Подготовка к написанию сочинения (часть С). Знакомство с критериями оценки части С. Проблема, поставленная автором текста, и  способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция  и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и  последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические  нормы. Фактологические ошибки. Календарно­тематическое планирование для 10 класса № Тема занятия Цели и задачи Форма работы Литература к занятию Сенина Н.А. Русский  язык Справочные и  дидактические  материалы. Ростов­на­ Дону, 2007 Цыбулько И.П., Львова  С.И. Русский язык  Репетитор,М., Эксмо,  2008 1 Введение. О целях и  задачах курса. Познакомить  учащихся с целями  и задачами курса. Лекция, вводный контрольный  тест 3­ 5 Современные  орфоэпические нормы Практикум Повторить порядок  орфоэпического  разбора слов,  обобщить знания об орфоэпических  нормах  произношения слов 5­ 6 Основные способы  словообразования  частей речи. Трудные  случаи  словообразовательног о разбора Углубить знания  учащихся о  способах  словообразования  слов в русском  языке Практикум 7­ 8 Морфология. Гласные  в суффиксах имён  существительных.  Систематизировать знания учащихся по  написанию  Практикум Егорова Н.В. Пособие  для интенсивной  подготовки к экзамену Правописание  сложных имён  существительных 9 Образование форм  различных степеней  сравнения  прилагательных суффиксов имён  существительных Систематизировать знания учащихся по  образованию  степеней сравнения прилагательных Практикум 10 Имя числительное как  часть речи. Склонение  и правописание имён  числительных Повторить  особенности  склонения  количественных и  порядковых  числительных Практикум по русскому языку. М.,  «ВАКО». 2014 ГольцоваН.Г.Русский  язык.10­11 классы:  Учебник для  общеобразовательных  школ. М,: ООО «ТИД  «Русское слово_РФ»,  2005 См. ту же лит­ру, что и  на 9­ом занятии 11 Правописание наречий Обратить внимание  Практикум См. там же. учащихся на  сложные случаи  правописания  наречий Систематизировать знания учащихся в  правописании  производных  предлогов,  повторить  алгоритмы,  помогающие  отличить предлог  от омонимичных  самостоятельных  частей речи Систематизировать знания учащихся по  правописанию  частиц не и ни 12 Правописание  предлогов 13 Правописание частиц.  Частицы не и ни. Их  значение и  употребление Сенина Н.А. Русский  язык. Практикум См. там же Практикум См. там же с.86­88 14 Трудные случаи  морфологического  разбора  самостоятельных  частей речи Повторить  морфологический  разбор  самостоятельных  частей речи Практикум Егорова Н.В. Интенсив.  Русский язык.М.,  «ВАКО», 2007 15 Образование форм  Повторить способы  Практикум См. там же, с. 79 ­ 81 повелительного  наклонения глаголов 16 Образование форм  деепричастий 17 Образование форм  местоимений 18 Принципы русской  орфографии 19 Типы орфограмм и  принципы проверки 20 Проверяемые и  непроверяемые  гласные в корнях слов 21 Чередующиеся гласные в корне слова образования,  правописание и  употребление  глаголов в  повелительном  наклонении Систематизировать знания учащихся по  употреблению в  речи деепричастий  и способов их  образования Повторить разряды  и правописание  местоимений, их  роль в  предложении.  Напомнить  алгоритм отличия  местоимений от  подчинительных  союзов Систематизировать знания учащихся о  типах орфограмм Учить делать  работу над  ошибками,  допущенными при  выполнении теста,  диктанта Систематизировать знания учащихся в  определении  орфограммы в  корне слова Систематизировать знания учащихся в  определении  орфограммы в  корне слова Практикум См. там же. С79­80 Практикум См. там же. С 72 76 Лекция Практикум Практикум Практикум 22 Правописание гласных  в приставках Закреплять навыки  правописания  Практикум 23 Гласные в безударных  окончаниях  существительных,  прилагательных и  причастий 24 Гласные в суффиксах  и окончаниях глаголов 25 Согласные в корнях,  приставках,  суффиксах 26 Правописание н и нн в  прилагательных и  причастиях. 27 Употребление ь и ъ. 28 Слитное, раздельное,  дефисное написание  слов приставок Систематизировать знания учащихся в  определении  орфограммы в  окончании слова Закреплять навыки  отличия глаголов от глагольных форм, а также  правописание  суффиксов и  окончаний глаголов Закреплять навыки  определения  морфем и  орфограмм в них Систематизировать знания учащихся по  заявленнной теме,  дать алгоритм  определения  орфограммы. Повторить правила  правописания ь и ъ, систематизировать  типичные ошибки в  написании ъ и ь Систематизировать знания учащихся по  заявленной теме,  дать алгоритм  определения  орфограммы 29 Правописание  знаменательных и  служебных слов,  сходных по звучанию. Дать алгоритм  отличия  омонимичных  конструкций слов 30 Нормы литературного  языка.  Морфологические  нормы Напомнить  морфологические  нормы  употребления форм слов (глаголов,  существительных,  Практикум Практикум Практикум Практикум, и  консультация Практикум Практикум Практикум Лекция Егорова Н.В. Интенсив.  Русский язык. М.,  «ВАКО», 2007., с.51­55 Комбинированно е занятие См. там же .с. 56­59 Лекция См. там же. С. 58­62 Комбинированно е занятие См. там же. С.62­64 Практикум См там же. С 64­ 66 31 Лексические нормы  (употребление слов) 32 Принципы русской  пунктуации.  Синтаксические нормы 33 Словосочетание. Виды  синтаксической связи 34 Простое предложение. Члены предложения числительных) Напомнить нормы  лексической  сочетаемости слов,  систематизировать  знания учащихся в  употреблении  паронимов,  неоправданного  повтора слов  (тавтологии) Напомнить  учащимся  синтаксические  нормы  употребления  деепричастий,  нормы  подчинительной  связи слов в  предложении Напомнить  алгоритм  определения видов  подчинительной  связи слов в  словосочетании Повторить  определение  членов  предложения, а  также порядок  синтаксического  разбора простого  предложения.  Повторить  сведения о  грамматической  основе  предложения 35 Знаки препинания  между однородными  членами Напомнить  сложные случаи  при постановке  знаков препинания  Комбинированно е занятие См. там же. С.64­67 в предложениях с  однородными  членами СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. “Инструкция для участников единого государственного экзамена” (Письмо Рособрнадзора  от 07.04.2006 г. № 08­190/12). Литература по общим вопросам 1. Зайцева О.Н. “Методические рекомендации учителю по подготовке школьников к  ЕГЭ”/Русский язык и литература в современной школе. Сборник научно­методических  материалов.­ М.: МИОО, 2007. Специальная литература по предмету, предназначенная для учителя и учащихся 1. Влодавская Е.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное  планирование. М., «Экзамен», 2007. 2.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989. * 3. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). М., “Экзамен”, 2007. * 4. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. М.,  «ВАКО», 2007. * 5. Капинос В.И. ЕГЭ. Русский язык. Учебно­тренировочные материалы для подготовки  учащихся. / ФИПИ – М.: Интеллект­Центр, 2007. * 6. Львова С.И. ЕГЭ 2006­2007. Русский язык. Тренировочные задания. М., “Просвещение­ ЭКСМО”, 2007. * 7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997. * 8. Русский язык и культура речи: Учеб.для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю.,  Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.­Пб.: изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. * 9. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания. Справочные и  дидактические материалы, учебно­тренировочные тесты. Ростов­на­Дону., «Легион», 2007. * 10. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1997. * 11. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2008. * 12. ЕГЭ: русский язык: контр.измерит. материалы: 2006­2007. – М.: Просвещение; СПб.:  филиал изд­ва «Просвещение», 2007. * 13. Багге М.Б., Гвоздинская Л.Г., Ивлева В.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные  измерительные материалы: 2008. – М.: «Просвещение»; СПб: филиал издательства  «Просвещение», 2008. С. 158. 14. Юминова Е. ЕГЭ. Часть С. Типичные ошибки. «Русский язык». Приложение к газете «1  сентября», № 9­11, 2008. 15. Юминова Е. Учимся выполнять задание А28 на ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к  газете «1 сентября», № 8, 2008. 16. Хаустова Д.А. материалы для подготовки к ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете  «1 сентября», № 4, 2008. 1 –Литература, отмеченная звёздочкой (*), предназначена для учащихся. Рекомендации к написанию части С Перед тем как приступить к письменной работе, важно внимательно прочитать исходный  текст (очень часто его ошибочная трактовка возникает вследствие невнимательного чтения). Автор сочинения должен рассматривать исходный текст в 4­х аспектах: 1. Проблема, поставленная в исходном тексте. 2. Комментирование проблемы, поднятой автором текста. 3. Авторская позиция. 4. Собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами. Рассмотрим каждый аспект подробнее. 1. Как обозначить проблему и с чего начать? Идеально, если вы начнете все же с какого­ либо вступления (1­2 предложения). Но возможно и такое, казалось бы, банальное начало:  «В своей статье (рассказе, тексте) автор (назвать фамилию) касается вопроса,  рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает  внимание читателей на) проблему (говорит о проблеме), (в центре внимания, поле зрения  автора проблема…)» или «Статья посвящена рассмотрению (решению) вопроса...».Можно  начать сочинение рядом вопросительных предложений, завершенных стандартной фразой:  «Именно над этими вопросами размышляет в своей статье (произведении) автор…» Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Важно найти, выбрать и  прокомментировать одну из них. Какую проблему выбрать для рассмотрения? Конечно, ту,  над которой автор размышляет больше всего, по поводу которой отчётливо видна его  позиция и есть что сказать вам. Желательно, чтобы слово «проблема» прозвучало в самом  начале вашего сочинения. Работа со словом проблема Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения,  исследования. Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная,  злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая,  социальная, национальная, международная…проблема. Проблема (чего?): войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования,  культуры, нравственности. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность,  сложность…какой­либо проблемы. Точка зрения на какую­либо проблему. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, пытаться разрешить какую­ либо проблему. Коснуться какой­либо проблемы. Уделить внимание какой­либо проблеме. Думать, работать над какой­либо проблемой. Какая­либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания,  ждет решения. Как видим, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами: 1) Проблема (чего?) Автор затрагивает проблему отцов и детей. В тексте поднимается проблема одиночества. Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия  художественного текста. 2) Формулировка в виде вопроса может быть рекомендована для тех случаев, когда кратко  сформулировать проблему текста невозможно. Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и  материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина. 1. Комментарий (рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем­либо) от  простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что  делают   герои, а в комментарии – что делает автор. При комментировании можно ответить на следующие вопросы:  К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная,  экологическая, общественно­политическая, философская, психологическая)?  Какова степень ее актуальности? (актуальная, второстепенная, животрепещущая,  острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая, вечная и т. п.) Что дает  основание утверждать о ее злободневности?  Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов  касался ее?  Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем  заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности,  при условии, если они помогают определить авторскую позицию). Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию? Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? Есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской? Что зависит от решения этой проблемы? Следует отметить, что здесь также возможны как минимум два способа изложения  материала: 1) От комментария к формулировке проблемы. Например: Развитие человеческой  цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное  сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух,  пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все  чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности.  Текст В. Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать  ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы. 2) От формулировки проблемы к комментарию. Например: Отчего в нашей стране,  обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом,  большая часть населения живет бедно? Над этим размышляет В. Тимофеев. Надо сказать,  что затронутая автором проблема имеет многовековые корни.. Вспомните хотя бы историю из  «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на  обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно  поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от  совершенства?». 1. Необходимо чётко сформулировать авторскую позицию. Она может быть заявлена  прямо в каком­либо предложении данного текста, а может прочитываться благодаря  подбору материала и выбору языковых средств, о чем следует сказать особо,  подчеркнув, на каком основании вы делаете вывод об авторской позиции. Важно,  чтобы освещение авторской позиции не прочитывалось как комментарий к тексту.  Поэтому нужно акцентировать внимание на том, как вы поняли цель автора и его  мнение о поднятой проблеме и путях ее решения. Как выявить позицию автора? Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать,  как автор на него отвечает. Например: Рассказывая о судьбе А.Ф. Лосева, автор убеждает  нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все  жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь. Если позиция автора публицистического текста выражена четко и ясно, то её выявление в  художественном тексте может потребовать от вас бoльших усилий. Постарайтесь ответить  на следующие вопросы: ­ что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? ­ Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? ­ Обратите внимание на слова, художественные приёмы, которые выражают авторское  отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают  отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Например, в отрывке из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» дается описание поведения  чиновника:Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. Прошу посмотреть  на него, когда он сидит среди своих подчинённых, ­ да просто от страха и слова не  выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть,  да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно,  мерно. Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего  начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на  вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного  повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха,  меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. «Да это не Иван Петрович, ­ говоришь, глядя на  него. ­ Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко,  басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». Подходишь  ближе, глядишь – точно Иван Петрович! «Эхе­хе!» – думаешь себе… (Н.В. Гоголь). Авторская ирония и нисходящая градация (Прометей, орёл, куропатка, муха, песчинка)  показывают, что автор высмеивает, с одной стороны, высокомерие по отношению к  подчинённым, а с другой – угодливость, чинопочитание, стремление лебезить перед  начальством. То и другое унижает человека и несовместимо с чувством собственного  достоинства. Будьте внимательны. Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора  «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Варианты введения этого аспекта: ­ Позиция автора особенно отчетливо проявляется в заявлении (высказывании) (можно  процитировать), подборе фактов (языковых средств)… ­ Позиция автора становится очевидной, если мы обратим внимание на такую, например,  деталь… 4. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того,  ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном  тексте, даже простое развитие авторской мысли – еще не ваш собственный аргумент.  Вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные  ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и  убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали,  доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на ту же  тему. Поэтому при каждом аргументе сформулируйте, что именно вы доказываете  приведенным примером. Как аргументировать свою позицию? В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста­ рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем­либо, укрепить или  изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:    тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства, доводы); вывод (общий итог). Тезис – это главная мысль текста, выраженная словами, главное утверждение автора,  которое он старается обосновать. Тезис подчиняется следующим правилам:  формулируется четко и недвусмысленно;    на протяжении всего доказательства сохраняется одним и тем же; его истинность должна быть доказана неопровержимо; доказательства не могут исходить из тезиса (иначе образуется замкнутый круг в  доказательстве). В нашем случае тезис – это главная мысль автора текста, которую вы стараетесь  обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования  какой­либо мысли. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры,  утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «… потому что…». Прочитаем текст Д. Кабалевского. Есть еще люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое  это огромное заблуждение! «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала  слушателей. Я стремился сделать их лучше», – писал замечательный немецкий композитор  XVIII века Гендель. «Высекать огонь из сердец людей» – вот к чему стремился великий  Бетховен. Гений русской музыки Чайковский мечтал том, чтобы «приносить людям утешение». Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: «И  долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!..» Как точно  определил поэт высшее назначение искусства – пробуждать в людях чувства! И это  относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке – самому эмоциональному  искусству. Музыка – это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного  обогащения. Данный текст построен по следующей схеме: Тезис. Относиться к музыке как к развлечению – это огромное заблуждение. Почему? Аргументы (потому что):     музыка делает людей лучше; музыка пробуждает эмоции; музыка приносит людям утешение; музыка рождает в человеке добрые чувства.  Вывод. Музыка – могучее средство духовного обогащения. Типы аргументов Различают аргументы «за» и «против». Если вы согласны с позицией автора, то должны  постараться не повторять его доводы, использованные в тексте, а привести свои. Внимание! Типичная ошибка! Если вы поддерживаете позицию автора, не следует  специально анализировать его аргументы: «Для подтверждения своей позиции автор  использует такие аргументы, как…». Не тратьте драгоценное время экзамена на работу,  которая не предусмотрена заданием! Аргументы «за» должны быть:  Правдивыми; опираться на авторитетные источники;   доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу. Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку  критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта,  подчёркнутой корректности. Рассмотрим следующий пример. В наши дни профессионализм почему­то отождествили с высокой квалификацией и высоким  качеством выполняемых работ и оказываемых услуг. А это неверно. Все врачи –  профессионалы, но мы прекрасно знаем: есть среди них и плохие, и хорошие. Все слесари –  профессионалы, но и они бывают разные. Короче говоря, профессиональное – это не  обязательно гарантирующее высокое качество, но обязательно выражающее определенное  отношение между производителем и потребителем, между исполнителем и заказчиком.  Профессионал – это работник, который за плату, дающую ему средства к существованию,  обязуется исполнить заказ любого обратившегося к нему клиента. Вот почему я с грустью  смотрю на людей, называющих себя профессиональными политиками. «Э­эх! – думаю я, – Чем ты гордишься? Тем, что готов за деньги выполнить политический  заказ любого обратившегося к тебе клиента? Но достоинство ли это?» (По Г. Смирнову). Фрагмент сочинения аттестуемого. Я не вполне согласен с позицией автора: считаю, что профессионализм – это не только  принадлежность к определённой профессии, но и профессиональное мастерство. Например, плохого врача язык не повернётся назвать профессионалом. Если врач не может поставить  правильный диагноз и его лечение может повредить человеку, как же такой  «профессионал» может сдержать клятву Гиппократа?! Конечно, кроме профессионализма,  существуют честь, совесть, человеческое достоинство, однако все эти качества только  направляют человеческие умения в должное русло. По моему мнению, многие беды нашей  страны связаны с нехваткой профессиональных врачей, учителей и политиков, а также с  неумением государства ценить труд настоящего профессионала. Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе, то есть надо  продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют  располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните,  что конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный  аргумент должен быть самым сильным. Например: «Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора: люди (особенно  это касается учёных) не должны терять «живость восприятия» окружающего. Во­первых,  мир вокруг нас чрезвычайно разнообразен и часто опровергает, казалось бы, незыблемые  закономерности, установленные человеком. Во­вторых, большинство величайших открытий  было сделано учеными, которых порой считали безумными чудаками. На самом же деле  Коперник, Эйнштейн, Лобачевский доказали людям, что их особое видение мира не только  имеет право на существование, но и открывает новые горизонты науки. И, наконец,  непосредственность восприятия мира, умение удивляться не позволят человеку утратить  связь с действительностью, превратить всё вокруг в сухую, безжизненную схему.  Внимательный, любознательный человек, говорит нам автор, должен видеть жизнь во всей  её полноте. Именно такому человеку приходит на помощь случай и мир готов открыть все свои тайны». Итак, ваши аргументы должны быть убедительными, то есть сильными, с которыми  согласились бы многие. Конечно, убедительность аргумента – понятие относительное,  поскольку зависит от ситуации, эмоционального состояния, возраста, пола адресата и др.  факторов. В то же время можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются  сильными в большинстве случаев.  К сильным аргументам обычно относят научные аксиомы; положения законов и  официальных документов; законы природы; выводы, подтверждённые  экспериментально; заключения экспертов; ссылки на признанные авторитеты (цитаты из авторитетных источников); факты, события; показания очевидцев; статистические  данные.  К другим аргументам можно отнести примеры из художественной литературы;  пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа; примеры из  личной жизни и жизни окружающих. Естественные доказательства Естественные доказательства – это показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является довод «к очевидному». Использование  этого довода предполагает ситуацию, в которой есть очевидец (очевидцы) какого­либо  события, факта. Например: – Делали в этом доме капитальный ремонт? – Нет. Я живу в нём с момента постройки и знаю,  что его не ремонтировали. – Всем ли понравился новый фильм? – Нет, не всем. Я сам его ещё не видел, но слышал от  многих, кто его смотрел, что он им не понравился. В обычном виде этот довод едва ли может быть использован в сочинении, однако в качестве «очевидца» можно привлечь самого убеждаемого (т.е. эксперта, который будет проверять  сочинение), адресуясь к его памяти. В этом случае мы апеллируем к опыту, который  одинаков у большинства и потому очевиден: каждый испытывал боль, каждому знакомо  чувство обиды, большинству знакомо состояние вдохновения и т.п. Например: Тезис. Общение с книгой важно в детстве, в период формирования личности. Аргумент. В детстве содержание книги воспринимается особенно ярко и часто вызывает  сильные эмоции. Думаю, это подтвердит каждый, кто путешествовал по стране чудес вместе с Алисой, или помогал Робинзону осваивать необитаемый остров, или боролся с тёмными  силами вместе с Гарри Поттером. Логические доказательства Их также называют доводами «к логосу» или доводами к  размышлению. Древнегреческое словоlogosозначает «понятие; мысль, разум». Таким  образом, доводы к логосу – это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к  разуму. Один из вариантов этого вида доводов – рассуждение с дефиницией. Подобная  аргументация строится на определении, уточнении какого­либо понятия, когда необходимо  установить существенные (самые важные) признаки какого­либо предмета или явления. Обычно рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем  дается неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о  предмете. Затем это определение заменяется правильным, которое и завершает  рассуждение. Например. Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет  каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет.  Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет  интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый,  политик. Писатель – это человек, который создаёт художественные произведения, с  помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия. Ещё один пример рассуждения с дефиницией. Нередко считают, что культурный человек –  это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Однако  можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая  запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего  обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям (Д.С.  Лихачев). Обратите внимание! Подобное рассуждение может стать эффектным вступлением к  вашему сочинению. В этом случае вы уточняете ключевое понятие текста, так или иначе  связанное с проблемой, затронутой автором. Дедуктивное рассуждение предполагает ход мысли от общего к частному, от общих  суждений к частным (сначала приводится тезис, а потом он поясняется аргументами). Например. Нам нужно серьёзнее относиться к русскому языку. Во­первых, снижается  грамотность школьников. Во­вторых, мало внимания уделяется повышению грамотности  взрослых. В­третьих, плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие. Индуктивное рассуждение – это логическое умозаключение от частных, единичных фактов к общему заключению, выводу, от отдельных фактов – к обобщению. Например. Рассмотрим состояние русского языка. У нас снижается уровень грамотности  школьников; мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых; плохо владеют  русским языком журналисты и телеведущие. Таким образом, нам необходимо серьёзнее  относиться к русскому языку. Простейшая форма рассуждения (как дедуктивного, так и индуктивного) – это  сложноподчинённое предложение, которое состоит из двух суждений, связанных причинно­ следственной связью (Читать книги полезно, потому что чтение расширяет наш кругозор. –  Поскольку чтение расширяет наш кругозор, читать книги полезно). Более сложной формой рассуждения является силлогизм – дедуктивное умозаключение, в  котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение).  Хрестоматийный пример силлогизма. Все люди стремятся к счастью. Александр – человек.  Следовательно, Александр стремится к счастью. Обычно силлогизмы опираются на общеизвестные истины и на элементарную логику,  которая доступна каждому. Например. Каждый патриот испытывает чувство любви к своей  стране. Любая страна – это множество больших и малых городов, сёл, деревень, хуторов,  населённых людьми. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и  друзья, к родному городу – это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм – любовь  к своему Отечеству. Этические доводы Этические доводы апеллируют к общности нравственных, морально­этических принципов  убеждающего и убеждаемых. Эти аргументы призваны заставить адресата «примерить  ситуацию на себя», отождествить себя с другим человеком, принять его систему ценностей,  сострадать, сопереживать ему или отвергнуть позицию другого, осудить его поступки,  поведение. Отвергая своё тождество с некой личностью, мы отвергаем и ту систему  ценностей, которой эта личность руководствуется. Обычно объектами сопереживания  являются люди, а объектами отвержения, осуждения – отвлечённые понятия (жестокость,  эгоизм, ханжество и т.п.). Обратите внимание на типичные ситуации, в которых используются этические доводы. Сопереживание Стиль текста Убеждающи й Убеждаемые Объект Источник сопереживани я сопереживани я Публицис ­тический Публицист Власти,  общественно е мнение Какая­либо  социальная,  национальная,  возрастная  группа  (например,  дети) Общечело­ веческие  ценности  (сострадание,  милосердие,  справедли­ вость) Художес­ твенный Писатель,  поэт Читатели Персонажи  произведения,  носители Сами эти  ценности  (патриотизм, высоких  этических и  эстетических  ценностей благородство,  честь, долг и  т.д.) Отвержение Стиль текста Убеждающи Убеждаемые й Объект отвержения Источник отвержения Публицис ­тический Публицист Власти,  общественное мнение Художес­ твенный Писатель,  поэт Читатели Отдельные  люди, политики,  чиновники; их  конкретные  действия Персонажи и их  конкретные  поступки Какие­либо  социальные  пороки  (расизм,  коррупция,  бюрократизм… ) Уродливые,  неэтичные  явления  (подлость,  предательство, жестокость…) Приведем пример. Тезис: Фашизм должен быть искоренён. Я думаю, что любой здравомыслящий человек согласится с автором: люди должны понимать  опасность распространения идей фашизма. Во­первых, фашистская идеология зомбирует  человека, убивает в нём личность, ибо, по мнению идеологов Третьего рейха, государство  важнее личности. Во­вторых, фашизм попирает извечные нравственные нормы, к осознанию  которых человечество шло веками, открыто пропагандирует расизм, приучает людей к мысли  о том, что есть целые народы, которые ради «расовой гигиены» должны быть порабощены  или уничтожены. И, наконец, нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принесла в мир коричневая  чума – вторая мировая война. Это разрушенные города, разорённые сёла, десятки  миллионов погибших, замученных, заживо сожжённых в печах, задушенных в газовых камерах, сотни миллионов исковерканных, искалеченных судеб… – такова плата за  торжество фашистских идей. Это не должно повториться. Ссылки на авторитет Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» – сослаться на мнение  авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой­либо области,  упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. Сила таких аргументов  состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который  всегда больше, чем у отдельных лиц. «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц.  Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель,  выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права  Мартин Лютер Кинг учил, что…; Гениальный русский ученый Д.И. Менделеев однажды  сказал, что…; Еще Петр I говорил, что…; Любой историк скажет вам, что…; Большинство  врачей считает, что…; Как установлено японскими учеными… Внимание! Типичная ошибка! Поскольку точного текста цитаты у вас не будет, лучше  использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл  высказывания. Так вы не поставите в затруднительное положение эксперта, который не  может проверить точность приведенной фразы, и сможете избежать обвинения в  искажении цитаты. Следует отметить, что «третья сторона» может быть не только нашим союзником, но и  нашим противником. В этом случае мы ссылаемся на распространённое заблуждение, точку  зрения, которая не совпадает с нашей, и опровергаем эту позицию. Например: В наше время часто можно встретить людей, которые утверждают, что человек должен  думать только о своем благополучии. Впрочем, эта точка зрения не нова: можно вспомнить  философию «полезного эгоизма» Петра Петровича Лужина, героя романа Ф.М.  Достоевского «Преступление и наказание». Мне кажется, история нашей страны  убедительно доказывает ущербность такой жизненной позиции: сегодня многие заботятся  только о личном преуспевании, и в результате мы живем в государстве, где царит  эгоистический произвол, процветают коррупция и бюрократизм. Варианты введения формулировки собственного мнения и его аргументирования: ­ Я (не) разделяю точку зрения автора… ­ Позиция автора близка (понятна) мне, но… ­ В чем­то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить… ­ Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы). ­ Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю… ­ Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной…)  (Далее рассказ со ссылкой на источник информации). ­ Косвенно мое мнение подтверждает такой факт… Учтите, что каждый аргумент нужно начинать с нового абзаца, но обязательно продумывать  связи между абзацами. Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во­первых,  во­вторых…следовательно и др.), указательных местоимениях, наречиях и союзах тоже,  также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах. Необходимо помнить, что все части сочинения должны быть взаимосвязаны. Таким образом,  неверно определив проблему текста, вы ставите под угрозу всю работу. Рассматривать надо только заявленную в самом начале сочинения проблему. Перечитайте текст, проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с  рассуждениями автора. И, конечно же, постарайтесь исправить допущенные ошибки. Использованная литература: 1. Л. Соколова. Пишем по­новому. Рекомендации к написанию части С по новым критериям  2006 года. wwwgramma.ru 2. А.Г. Нарушевич. Формулируем, комментируем, аргументируем. «Русский язык» ­  приложение к газете «1 сентября», 2006, № 12. 26

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»

Спецкурс по теме: «Основные грамматические и речевые нормы современного русского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2018