Эмоции играют большую роль в жизнедеятельности человека. Различные эмоциональные переживания и состояния, возникнув в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, сами начинают оказывать влияние на характер и успех выполнения данной деятельности. Занятия физической культурой и спортом способствуют формированию у занимающихся положительных эмоций. Причины этого явления состоят в следующем. Мышечное напряжение, находящееся в пределах интенсивности, у здоровых людей связано с возникновением приятных ощущений. Занятия физической культурой и спортом вызывают у человека такие эмоции, как эмоции спортивного соперничества, азарта, спортивной чести, борьбы. Особенно большое значение эмоции имеют в условиях волевых действий, связанных с преодолением больших трудностей и препятствий. Для многих спорт интересен как волнующее зрелище. И эмоциональное воздействие соревнования усиливается по мере расширения аудитории его болельщиков.
Однако занятия спортом - фактор, вызывающий не только положительные эмоции. Они могут стать также источником острых негативных переживаний. На занятиях спортом человек может видеть бесплодность своих усилий. Он не всегда способен сразу выполнить требуемое, достичь желаемого спортивного результата. Видя перед собой более преуспевающих товарищей, спортсмен может сделать вывод о своем несоответствии предъявляемым требованиям. Наиболее отрицательное влияние на эмоциональную сферу оказывают неудачные выступления на спортивных соревнованиях.
Отрицательные эмоции возникают также из-за травм, невозможности выступать на соревнованиях, к которым велась длительная и напряженная подготовка. А в некоторых видах спорта на сознание спортсмена может отрицательно повлиять не вполне объективное судейство.
Спорт оказывает влияние на эмоциональный мир людей. Сопереживая тем, кто действует на спортивной арене, болельщики как бы отождествляют себя со спортсменами. При этом нередко находятся яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своих жизненных позициях. Вместе с тем существенную роль в эмоциональной действенности спортивных зрелищ играют и эстетические свойства, присущие спорту.
В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела. Как доведены до степени искусства движения гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе. Многие люди приобщаются к спорту не только из стремления укрепить здоровье или установить рекорды, их привлекает эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений. Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.
Значение занятий физической культурой и спортом при решении задач эстетического воспитания имеет две стороны. Первая состоит в воздействии на формирование у занимающихся красоты движения, поведения и телосложения. Увеличивая мышечную массу, регулируя жироотложение, улучшая осанку, оздоровляя кожу, занятия физкультурой и спортом способствуют достижению эстетического эффекта во внешности человека, и в первую очередь в телосложении.
Вторая сторона состоит в формировании у занимающихся и у зрителей спортивных соревнований эстетически оправданных представлений о красивом в движениях человека, в его поведении и в физическом развитии. И спортсмены, и зрители учатся оценивать красивое в человеческом теле как сильное, пропорционально развитое, выражающее здоровье. Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему
В центре внимания теории педагогики спорта находится научная деятельность. Она занимается основополагающими вопросами педагогики спорта, определяющими природу ее существования. В более широком плане в ее задачу входит определение научного характера педагогики спорта она осуществляет исследование основ - выясняет возможности условия и предпосылки легитимации педагогики спорта как науки. По сравнению со всеми остальными направлениями педагогики спорта предметом теории педагогики спорта является не занятия спортом в школе или игры в свободное время, а педагогика спорта как наука. Тем самым она отличается от других направлений исследования.
Спортивно-дидактические теории приобретают неоспоримый метатеоретический уклон в тот момент, когда предметом их анализа является не сама практика преподавания физкультуры и спорта, а теория, рассматривающая особенности этой практики. Очень часто спортивно-дидактические теории концентрируют свое внимание не столько на вопросах практики школьного спорта и преподавания физкультуры, сколько на определенных теориях, обобщающих именно эту практику, в результате чего практика как таковая практика вообще исчезает из их поля зрения. В этой ситуации, когда предметом размышлений становится теория, рефлексирующая по поводу практики, а не сама практика школьного спорта, в дело неизбежно вступают соображения метатеоретического характера, из чего мы можем сделать следующий вывод метатеории отнюдь не являются исключительной привилегией теории педагогики спорта, в принципе, почти любая спортивно-педагогическая концепция, какого бы круга вопросов она ни касалась, содержит метатеорию в широком смысле слова.
Нет ничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного большого спорта в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции, касающиеся вопросов большого спорта, крайне редки. С одной стороны, этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта, выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все еще сохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем. Кроме того, очевидно, что педагогика спорта как главный предмет среди дисциплин, на основе которых ведется подготовка учителей физкультуры, сосредоточена на вопросах школьного спорта и преподавания физкультуры, в результате чего у нее остается мало возможностей для изучения проблем большого спорта с позиций педагогики.
С другой стороны, если педагогика спорта до сих пор перепоручала исследование большого спорта другим наукам (например, медицине, психологии, социологии), то происходило это, возможно, также и потому, что мы живем в мире, который насыщен разного рода педагогическими мероприятиями. Повсюду ощущаемая «педагогизация» современного мира, пропитывание его педагогической теорией и практикой, что нашло свое выражение в бесчисленных педагогических предписаниях, распоряжениях и запретах, заполняющих наш повседневный быт, продолжило бы свой победный марш и в области большого спорта. Вряд ли удастся скрыть то обстоятельство, что большим спортом движут отнюдь не педагогические мотивы. Можно было бы задать вопрос, на каком основании и эта сфера деятельности, подобно многим другим, должна быть охвачена педагогикой? Не лучше ли было бы в условиях всеобщей «педагогизации» освободить большой спорт от такой участи? Напрашивается и третий аргумент, вытекающий из представлений и предубеждений относительно научного характера педагогики спорта. Если предположить, что люди, действующие в области большого спорта, особенно тренеры, хотят использовать результаты различных наук для максимизации возможностей своих «подопечных», то педагогика спорта - это явно не тот партнер, с которым им следовало бы иметь дело для выполнения этой задачи. С чисто прагматической точки зрения, руководствуясь критерием эффективности, учитывая уровень развития науки, педагогику спорта следует признать неэффективной. Она на самом деле не может дать абсолютно надежной информации о том, как можно максимально быстро, оптимально и тем самым «успешно» подготовить спортсмена к достижению рекорда. С точки зрения тренера, спортивного функционера и атлета педагогика спорта может показаться на первый взгляд бесполезной наукой.
Нет ничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного большого спорта в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции, касающиеся вопросов большого спорта, крайне редки. С одной стороны, этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта, выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все еще сохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем. Кроме того, очевидно, что педагогика спорта как главный предмет среди дисциплин, на основе которых ведется подготовка учителей физкультуры, сосредоточена на вопросах школьного спорта и преподавания физкультуры, в результате чего у нее остается мало возможностей для изучения проблем большого спорта с позиций педагогики.
С другой стороны, если педагогика спорта до сих пор перепоручала исследование большого спорта другим наукам (например, медицине, психологии, социологии), то происходило это, возможно, также и потому, что мы живем в мире, который насыщен разного рода педагогическими мероприятиями. Повсюду ощущаемая «педагогизация» современного мира, пропитывание его педагогической теорией и практикой, что нашло свое выражение в бесчисленных педагогических предписаниях, распоряжениях и запретах, заполняющих наш повседневный быт, продолжило бы свой победный марш и в области большого спорта. Вряд ли удастся скрыть то обстоятельство, что большим спортом движут отнюдь не педагогические мотивы. Можно было бы задать вопрос, на каком основании и эта сфера деятельности, подобно многим другим, должна быть охвачена педагогикой? Не лучше ли было бы в условиях всеобщей «педагогизации» освободить большой спорт от такой участи? Напрашивается и третий аргумент, вытекающий из представлений и предубеждений относительно научного характера педагогики спорта. Если предположить, что люди, действующие в области большого спорта, особенно тренеры, хотят использовать результаты различных наук для максимизации возможностей своих «подопечных», то педагогика спорта - это явно не тот партнер, с которым им следовало бы иметь дело для выполнения этой задачи. С чисто прагматической точки зрения, руководствуясь критерием эффективности, учитывая уровень развития науки, педагогику спорта следует признать неэффективной. Она на самом деле не может дать абсолютно надежной информации о том, как можно максимально быстро, оптимально и тем самым «успешно» подготовить спортсмена к достижению рекорда. С точки зрения тренера, спортивного функционера и атлета педагогика спорта может показаться на первый взгляд бесполезной наукой.
Это впечатление подкрепляется нередко встречающимся мнением о том, что опытный тренер вполне может отказаться от советов педагогов, опирающихся на положения своей науки. Вместо этого он предпочитает полагаться на свой педагогический «здравый смысл». Поскольку многие тренеры считают себя опытными педагогами, принимать рекомендации от «эксперта по педагогике» в лице ученого им кажется совершенно лишним, равносильным для них признанию в собственной некомпетентности.
Не будет ошибкой предположить, что и эта довольно распространенная точка зрения способствовала развитию пассивности педагогики спорта в изучении проблем большого спорта, ее отставанию в этой области. Совершенно очевидно, что причины этого явления лежат на различных уровнях и взаимообусловлены. С одной стороны, это какая-то нерешительность педагогики спорта, лишь время от времени, спорадически проявляющей готовность заниматься проблемами большого спорта, с другой - те, кто причастен к большому спорту, как кажется, не очень-то заинтересованы в сведениях, которыми располагает педагогика спорта, поскольку она не может предоставить им чисто технические данные о выполнении тех или иных движений и действий.
Несмотря на отсутствие достаточно эффективного диалога между педагогикой спорта и большим спортом, налаживанию которого в немалой степени мешают существующие предрассудки, педагогические аспекты большого спорта нельзя игнорировать. Поэтому уже сейчас, в предвидении будущего, можно сформулировать следующий тезис - все многообразие проблем большого спорта всецело входит в сферу компетенции педагогики спорта. Наша задача, в частности, будет состоять в том, чтобы в общих чертах показать, какие педагогические проблемы могут возникнуть в связи с феноменом большого спорта. Но прежде чем рассматривать эти вопросы с точки зрения педагогической науки, сначала выясним, что же представляет собой сам спорт. При этом мы увидим, что спорт, ориентированный на достижение рекордов, конституируется в результате установления определенных спортивных результатов, высоких показателей и достижений рядом замечаний междисциплинарного характера.
Теория педагогики спорта постепенно развивается и частично внедряется в сферу подготовки учителей физкультуры и спорта.
Список литературы:
1.«Педагогика спорта» Сидоров А.А.
2. «Педагогика спорта: возможное направление развития.» Томилов В.Н.
3. «Творчество тренера» Деркач А.А.
4. «Педагогика физической культуры и спорта» Неверкович С.Д.
5. «Воспитательная работа с юными спортсменами» Филин В.П.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.