Мероприятие в 1-х, 2-х классах «Кузбасс – шахтерский край»
- Здравствуйте ребята. Ребята, как называется край, в котором мы живем?
Да, правильно. Мы с вами живём в удивительном крае - Кузбассе, история которого вызывает интерес и гордость не только у жителей Кузбасса, но и у всех, кто просто слышал о его красивом и гордом названии.
Кузбасс – богатейший угольный край. У нас самые богатые в мире залежи каменного угля. Каменный уголь - полезное ископаемое. Как вы думаете, зачем человеку нужен каменный уголь?
Дети: Его сжигают в печках, чтобы в домах было тепло.
Мне так много хочется рассказать и показать вам. Вы хотите узнать? (ответы детей). Тогда для начала я приглашаю вас на берег реки Томь. (Дети входят в группу, располагаются на ковре полукругом).
Я, хочу рассказать легенду.
«Давним – давно, плыл по реке Томь человек в лодке, устав, он решил передохнуть и подплыл к берегу. Там он развел костер, чтобы приготовить, себе кушать. Когда костер догорал, человек увидел, что горит земля вокруг костра. Он огляделся вокруг, набрал еще черных камней и бросил к уже разгоревшимся. Ребята, что же это были за черные камни? (ответы детей) Правильно это был каменный уголь, а человек, который нашел этот уголь, был Михайло Волков – первооткрыватель угля в Кузбассе. Гору, на которой он нашел уголь, назвали «Горелой горой», через некоторое время переименовали в «Красную Горку». Сейчас в нашем городе есть памятник Михайле Волкову, а на месте той горы стоит музей-заповедник «Красная Горка».
- Ребята, а для чего человеку нужен уголь? (ответы детей). А, что уголь при сжигании вырабатывает? (ответы) Как люди стали добывать уголь? (ответы) Правильно, люди стали строить шахты. Ребята и я вас приглашаю спуститься в подземную шахту? А кто работает в шахте? (ответы)
Летит высоко самолёт
Над нашею страною.
Работа на земле идёт,
Идёт и под землёю.
Богатство есть у нас в стране
Невидимое взору
Внизу, в подземной глубине
Работают шахтёры.
Давайте заглянем вглубь шахты.
Перед спуском в шахту нужно непременно запастись водой: во флягу на шахте можно набрать из крана воды, но также чай или кофе.
- Сначала шахтеры проходят в ламповую, получают аккумуляторы и самоспасатели. Все мы вместе с шахтерами, в рабочей одежде, с лампочками на касках. Садимся в лифт и спускаемся на глубину до 1 км… Там находятся залежи каменного угля. Пласты угольные не очень-то и широкие: чаще всего встречаются пласты толщиной 90-240 см. Они распространяются на большие территории, и с ними связаны значительные запасы добываемого угля. В толщах угленосных пород содержится от двух-трех до нескольких десятков угольных пластов.
- Что такое подземная шахта? Вот она (показывает иллюстрацию), далеко видна вышка ее подъемника на вершине, она называется копер. Под вышкой глубокий и широкий колодец. По колодцу вверх-вниз снует лифт. Он везет шахтеров с работы и на работу. Шахтеры в рабочей одежде, с лампочками на касках заходят в лифт и быстро спускаются вниз под землю на несколько сотен метров. Приехали и вперед по подземному проспекту. Он называется – штрек. Здесь светло: повсюду горят лампы дневного света. И шумно, словно на улице, туда – сюда катят маленькие трамвайчики с длинным хвостом вагонеток (показ картинки). Дует сильный ветер: это работает вентиляция, чтобы под землёй не скапливались взрывоопасные газы.
- От «угольного проспекта» отходят в сторону «угольные переулки - лавы. Идешь вдоль по лаве, вдруг - стоп! - тупик. На пути встала сплошная угольная стена. Значит добрались до забоя. Вот здесь - то и работают шахтеры, здесь они и вырубают из черной стены уголь.
- В одном угольном комбайне трудятся сразу несколько машин. Одна машина острыми зубьями вырезает из стенки глыбы угля, другая - дробит глыбу на мелкие кусочки, третья - грузит их на дорожку - самокатку - транспортер.
- Медленно, шаг за шагом, передвигается комбайн вперед по забою, а уголь мчится по самоходной дорожке в обратную сторону, прочь от лавы, прямиком по подземному проспекту, к трамвайной обстановке. Тут он делает пересадку по ходу с дорожки в трамвай прочь и едет в вагонетке до самого лифта. Вскоре бывший подземный житель уже наверху, там он грузится на поезд и отправляется в дальнейший путь.
- Работа шахтера опасна и трудна. Сколько трудностей бывает на пути в забое. Может, скопиться под землей опасный газ - горючий и ядовитый. Может прорваться вода в «шахтные» «проспекты», «улицы» и «переулки». Чтобы этого не случилось, за этим следят инженеры, техники, машинисты насосных установок, подъемников, диспетчера.
- А знаете ли вы, какого размера забой, в котором работают шахтёры? Иногда меньше метра… Работать приходится лёжа…
- Шахта - это огромный, подземный лабиринт, за любым поворотом может произойти обвал. Огромные глыбы перекрывают «проходы», «улицы» и шахтеры становятся беспомощными.
- Главная профессия нашего края – шахтёр. И сегодня спортивный праздник посвящённый этой героической профессии.
- Ребята, чтобы стать настоящим шахтёром, вы должны вырасти сильными, смелыми и здоровыми. А кто знает, что для этого нужно?
- Ну вот мы и прибыли с вами к месту проведения спортивных игр и в наших соревнованиях участвуют 2 команды.
Первая команда «Уголёк» и её девиз ребята, прочитайте:
«Мы команда «Уголёк»
Мы живём не тужим
Смех, веселье и успех
Нам сегодня нужен.
Вторая команда «Огонёк» и её девиз ребята, прочитайте:
«Наш фонарик светит ярко
Мы одна команда
Хотим сегодня победить
И всех конечно удивить.
- С командами мы познакомились, пора приступать к соревнованиям.
- Шахтёрам приходится работать глубоко под землёй, пробираться через завалы. В первой эстафете командам предстоит проползти по туннелю, перепрыгнуть через лужу и пройти по узкой тропинке, положить уголёк в обруч и вернуться к команде.
Эстафета «Шахтёрская туннель»
- Перед каждой командой на полу ставятся по 4 отметки (ориентиры), первый ребенок пробегает вперед и останавливается возле первой отметки ставит ноги ши-ре плеч, второй проползает под первым участником и добежав до второй отметки останавливается и ставит ноги шире плеч, первый участник про-ползает под вторым и так далее до конуса, потом дети берутся за руки, возвращаются обратно к команде и передают эстафету следующей паре.
- Эстафета «Перевези уголь»
А сейчас, мы попробуем добыть немного угля. Нужно взять машину, подкатить её к 1 обручу, положить уголёк и перевезти ко 2 обручу, выгрузить и передать машину следующему.
Загадки
Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине,
Коль в поход пойдешь со мной,
Я повисну за спиной. (рюкзак)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног-два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (велосипед)
Любого ударишь-
Он злится и плачет.
А этого стукнешь-
От радости скачет. (мяч)
«Путаница: прыг и скок»
- Шахтеры должны быть очень внимательными. Давайте проверим вашу шахтерскую внимательность! Если я крикну: «Прыг», — то вы, подпрыгнув, громко и дружно отзываетесь: «Скок!». А если я крикну: «Скок!», — то вы все подскакиваете и отвечаете: «Прыг». Запомнили? Начинаем!
Просмотр видеоролика «Один день из жизни шахтера»
- Порой в шахтах случаются обвалы и нужно вывести шахтёров на верх.
Эстафета « Спаси друга»
- На полу лежат обручи друг за другом, нужно руки на пояс перепрыгнуть из обруча в обруч, а в последнем собраться всем.
Я приглашаю вас в лабораторию угля, где мы будем изучать его свойства.
Перед вами уважаемые исследователи, всё необходимое для работы, посмотрите ЧТО ЭТО? Уголь, что вы можете сказать о его цвете?
- Как вы думаете, почему уголь называют каменным?
Дети. Уголь твердый, как камень.
- Рассмотрите каменный уголь с помощью лупы. Какого он цвета?
Дети. Чёрного, блестящего, бугристый, как дерево.
-. Ребят, а как можно узнать, уголь твердый или мягкий?
Дети: Надо надавить на него пальцем или сжать в руке.
-: Хорошо. Попробуйте его сжать в руке. Что можно сказать? Какой уголь?
Дети: Уголь твердый.
-. Потрите камни друг о друга. Что происходит?
Дети. Он крошится, значит он не такой твёрдый, как камень.
-. Каков уголь на ощупь?
Дети. Шершавый, колючий, слоистый.
-. Постучите угольками друг о друга. Какой слышится звук?
Дети. Глухой, не очень громкий.
-. Понюхайте уголь. Он пахнет?
Дети. Не пахнет, пахнет печкой, баней и т. д.
-. А мне, кажется, что он пахнет землей, потому что его добывают глубоко под землей.
Как вы думаете, что произойдёт с каменным углём, если его опустить в воду?
Дети: Незнаем.
-: Попробуйте опустить каменный уголь в воду. Что произошло?
Дети: Каменный уголь утонул.
-. Значит он какой?
Дети. Тяжёлый.
-: Как вы думаете, вода поменяет цвет?
Дети: Да, нет.
-: Посмотрите внимательно.
Дети: Нет, вода не окрасилась.
-: Что ещё происходит?
Дети: На воде появились пузырьки.
-. В каменном угле есть воздух. И при опускании угля в воду, вода вытесняет воздух из угля. Поэтому появляются пузырьки. Как вы думаете, он растворяется или нет?
Дети. Да, нет.
-: Давайте проверим. Возьмите палочку и помешайте воду. Что происходит с углём?
Дети: Каменный уголь не растворяется.
-: Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей. Попробуйте углём провести линию на листе бумаги. Что вы видите?
Дети. Углём можно писать и рисовать.
- Ребята, напишите угольком «ШКОЛА»
- Давайте ещё раз вспомним свойства угля.
Молодцы!
- Незаметно подошли к концу наши спортивные игры, но проигравших у нас нет. Победила дружба.
Край любимый –горы и тайга
Быстрых рек крутые берега
На равнинах хлебные поля
И углём богатая земля!
Рубят уголь здесь и льют металл
Наш Леонов в космосе летал
И в сраженьях, и в труде не раз
Прославляли мы родной Кузбасс!
-. Какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее.
-. И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Давайте подарим ему наши улыбки, вложим в него наше хорошее настроение.
Дети передают клубочек друг другу из рук в руки, улыбаясь ему
-. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы подарили ему наши улыбки, вложили в него наше хорошее настроение и он стал большим.
-. Давайте подарим его нашим гостям, пусть у них тоже всегда будет отличным настроение
(отдать клубочек ребенку)
- Дорогие ребята! Мы подарили друг другу и клубочку хорошее настроение.
Старайтесь быть добрыми и полезными людям.
Именно от вас, от вашего труда зависит, какими будут наши школьные коридоры, двор, в котором вы живёте, ваша школьная тетрадка и дневник!
Трудитесь так, чтобы все вокруг доставляло огромное удовольствие, делало вашу жизнь интереснее и содержательнее. Помните: «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!»
Лаборатория «Юных исследователей»_________________________________.
1. ЧТО ЭТО?
2. Уголь, что вы можете сказать о его цвете?
3. Уголь твердый или мягкий?
4. Какого он цвета?
5. Потрите камни друг о друга. Что происходит?
6. Каков уголь на ощупь?
7. Постучите угольками друг о друга. Какой слышится звук? (глухой или звонкий)
8. Что произойдёт с каменным углём, если его опустить в воду?
9. Вода поменяет цвет? Что ещё происходит?
10. Он растворяется или нет?
11. Попробуйте углём провести линию на листе бумаги. Что вы видите?
Лаборатория «Юных исследователей»_________________________________.
1. ЧТО ЭТО?
2. Уголь, что вы можете сказать о его цвете?
3. Уголь твердый или мягкий?
4. Какого он цвета?
5. Потрите камни друг о друга. Что происходит?
6. Каков уголь на ощупь?
7. Постучите угольками друг о друга. Какой слышится звук? (глухой или звонкий)
8. Что произойдёт с каменным углём, если его опустить в воду?
9. Вода поменяет цвет? Что ещё происходит?
10. Он растворяется или нет?
11. Попробуйте углём провести линию на листе бумаги. Что вы видите?
- Ребята, но есть шахты, где угольки видят солнышко, эти шахты называют наземными или угольными карьерами (показ иллюстрации). Здесь работают тоже комбайны, большие экскаваторы, которые выгребают уголь и загружают его в Белазы. Все Белазы ездят по крутым, ветвистым дорогам. Но есть такие узкие дороги, где Белазам не проехать, а вот если вы выполните мое задание, то обязательно узнаете, какой вид транспорта еще работает в карьере. (Дети выполняют задание «Соедини по точкам»)
Для болельщиков. Дети образуют круг. Проводится разминка.
Уголь в земле глубоко залегает. (Делают 2 - 3 приседания.)
На разрезах его горняки добывают. (Поднимают руки вперёд, разводят в стороны.)
На смену шахтёры идут все с утра, (Маршируют на месте.)
Уголёк – кузбасский поднимать им пора. (Выполняют наклоны вправо - влево.)
Шахтёры, шахтёры на смену идут, (Маршируют на месте.)
Нелёгок, но очень почётен их труд. (Поднимают руки через стороны вверх.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.