Ташкентская область Чиназский район школа №5. |
Способы запоминания спряжений глаголов. |
Методическая рекомендация. |
Свешникова Оксана Николаевна. 21.11.2019
|
Способы запоминания спряжений глаголов.
Спряжение глаголов – одна из сложнейших тем, в изучении которых учащиеся испытывают затруднения. Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах , ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.
Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам. Существуют стихотворения – запоминалки , выучив которые можно запомнить глаголы- исключения. Это очень хороший способ :
- Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на – ить,
Исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,
А ещё ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,
СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,
И ЗАВИСЕТЬ, И СМОТРЕТЬ.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя!!
В этом стихотворении, казалось бы, есть всё, чтобы суметь определить спряжение. Но тем не менее дети всё же продолжают ошибаться. Я считаю, что необходимо к подобным «слуховым» методам добавить «зрительный», и даже «пережитый». Что я имею в виду? В каждом классе во время изучения этой темы надо провести обязательно инсценирование, в котором будет участвовать весь класс. Итак…
Сценарий :
Автор : В одном сказочном городе , который назывался СПРЯЖЕНИЕ ( сделать арку или на ватмане нарисовать большие ворота с названием города), жили две волшебницы : добрая - ЕммЕ и злая – ИннИ. (выходят две девочки, на которых надеты короны с именами). ЕммЕ дружила со всеми и всегда была приветливой и вежливой, поэтому все с радостью проводили с ней всё своё время. ( появляются ребята , на коронах которых написано : – АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, - ЫТЬ, -УТЬ ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, СМОТРЕТЬ . ИннИ же была очень высокомерной, заносчивой, самовлюблённой. И общалась только с теми, кто являлся её родственниками. ( подходят – ИТЬ, БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ). ИннИ была настолько грубой, что обижала даже своих близких. ( толкает тех, кто рядом). И вот терпение некоторых из родственников ИннИ лопнуло. Они прекратили с ней общаться и предложили дружбу ЕммЕ, которая сразу же пригласила к себе новых друзей БРИТЬ, СТЕЛИТЬ и ЗИЖДИТЬСЯ. Она угостила их пирожными – УТ, -ЮТ, - ЕШЬ, - ЕТ. Выходит вперёд БРИТЬ и проговаривает свои личные окончания в разных лицах и числах ( поднимая по очереди пирожные) : бреЮТ, бреЕШЬ, бреЕТ. Затем СТЕЛИТЬ : стелЮТ, стелЕШЬ, стелЕТ. А потом и ЗИЖДИТЬСЯ : зиждЮТся, зиждЕТся. Все вместе поют припев известной песенки (под минусовку и на экране буква Е):
ВмЕстЕ вЕсЕло шагать про просторам,
По просторам, по просторам.
И , конечно, припЕвать лучшЕ хором,
ЛучшЕ хором, лучшЕ хором.
Услышав такие весёлые и радостные звуки со стороны дома ЕммЕ, ИннИ призадумалась, посмотрела на –ИТЬ, которая грустила в сторонке. И поняла, что грубость, высокомерие, заносчивость и злоба – очень плохие качества, от которых надо избавляться. Пошла она к ЕммЕ и попросила : «Помоги мне, пожалуйста, приобрести побольше друзей. Дружба – очень прекрасное и волшебное действо.» ЕммЕ с радостью помогла ИннИ. ( К ИннИ переходят ребята, у которых на коронах написаны глаголы ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, СМОТРЕТЬ). ИннИ и её новые друзья уходят сторону. Каждый из глаголов, находящихся у ИннИ , держа в руках букву И, по очереди спрягаются:
Я держу Мы держИм
Ты держИшь Вы держИте
Он держИт Они держАт
Аналогично и все остальные глаголы.
ЕммЕ : Запомните, ребята, в каких словах надо писать в окончаниях букву Е. ( вся её группа выходит вперёд). А в третьем лице множественного числа у нас окончания -УТ, -ЮТ. (дети с такими коронами тоже в команде ЕммЕ)
ИннИ: Ребята, а у нас в этих же позициях пишите И, -АТ, -ЯТ. ( в группе ребята с такими коронами)
Вот так и разделились все глаголы на разные спряжения.
Участвуя в инсценировании, дети обязательно будут лучше понимать тему.
Надо постараться, чтобы участвовал весь класс.
После инсценирования обязательно изучение правил о спряжении глаголов. И правила эти необходимо зазубрить ( несмотря на то, что зубрёжка – это плохой метод, но в данном случае он как раз таки подходит). И обязательно проверить знание правил у всех учеников. Во внеурочное время, конечно. В виде зачёта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.