Способы запоминания спряжений глаголов"
Оценка 5

Способы запоминания спряжений глаголов"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
5 кл—6 кл
04.02.2020
Способы запоминания спряжений глаголов"
Методич.рекомендац..doc

Ташкентская область Чиназский район школа №5.

Способы запоминания  спряжений глаголов.

Методическая рекомендация.

 

 

Свешникова Оксана Николаевна.

21.11.2019

 

 


 

Способы запоминания спряжений глаголов.

             Спряжение глаголов – одна из сложнейших тем, в изучении которых учащиеся испытывают затруднения. Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах , ошибок на это правило предостаточно в работах  школьников всех возрастных категорий.

Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам. Существуют стихотворения – запоминалки , выучив которые можно запомнить глаголы- исключения. Это очень хороший способ :

- Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на – ить,

Исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,

А ещё ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,

СЛЫШАТЬ,  ВИДЕТЬ,  НЕНАВИДЕТЬ,

ГНАТЬ,  ДЫШАТЬ, ТЕРПЕТЬ,  ВЕРТЕТЬ,

И ЗАВИСЕТЬ,  И СМОТРЕТЬ.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя!!

В этом стихотворении, казалось бы, есть всё, чтобы суметь определить спряжение. Но тем не менее дети всё же продолжают ошибаться. Я считаю, что необходимо к подобным «слуховым» методам добавить «зрительный», и даже «пережитый». Что я  имею в виду? В каждом классе во время изучения этой темы надо провести обязательно инсценирование, в котором будет участвовать весь класс. Итак…

Сценарий :

          Автор :  В одном сказочном городе , который назывался СПРЯЖЕНИЕ ( сделать арку или на ватмане нарисовать большие ворота с названием города), жили две волшебницы : добрая -  ЕммЕ и злая – ИннИ. (выходят две девочки, на которых надеты короны с именами). ЕммЕ дружила со всеми и всегда была приветливой и вежливой, поэтому все с радостью проводили с ней всё своё время. ( появляются ребята , на коронах которых написано :        – АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, - ЫТЬ, -УТЬ ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,СЛЫШАТЬ,  ВИДЕТЬ,  НЕНАВИДЕТЬ,ГНАТЬ,  ДЫШАТЬ, ТЕРПЕТЬ,  ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ,  СМОТРЕТЬ . ИннИ же была очень высокомерной, заносчивой, самовлюблённой. И общалась только с теми, кто являлся её родственниками. ( подходят – ИТЬ, БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ).  ИннИ была настолько грубой, что обижала даже своих близких. ( толкает тех, кто рядом). И вот терпение некоторых из родственников ИннИ лопнуло. Они прекратили  с ней общаться и предложили дружбу ЕммЕ, которая сразу же пригласила к себе новых друзей БРИТЬ, СТЕЛИТЬ и ЗИЖДИТЬСЯ. Она угостила их пирожными  – УТ, -ЮТ, - ЕШЬ, - ЕТ. Выходит вперёд БРИТЬ и проговаривает свои личные окончания в разных лицах и числах ( поднимая по очереди пирожные) : бреЮТ, бреЕШЬ, бреЕТ. Затем СТЕЛИТЬ : стелЮТ, стелЕШЬ, стелЕТ. А потом и ЗИЖДИТЬСЯ : зиждЮТся, зиждЕТся. Все вместе поют припев известной песенки (под минусовку и на экране буква Е):

                    ВмЕстЕ вЕсЕло шагать про просторам,

                    По просторам, по просторам.

                    И , конечно, припЕвать лучшЕ хором,

                    ЛучшЕ хором, лучшЕ хором.

Услышав такие весёлые и радостные звуки со стороны дома ЕммЕ, ИннИ призадумалась, посмотрела на –ИТЬ, которая грустила в сторонке. И поняла, что грубость, высокомерие, заносчивость и злоба – очень плохие качества, от которых надо избавляться. Пошла она к ЕммЕ и попросила : «Помоги мне, пожалуйста, приобрести побольше  друзей. Дружба – очень прекрасное и волшебное действо.» ЕммЕ с радостью помогла ИннИ. ( К ИннИ переходят ребята, у которых на коронах написаны глаголы ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ,  ВИДЕТЬ,  НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ,  ДЫШАТЬ, ТЕРПЕТЬ,  ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ,   СМОТРЕТЬ). ИннИ и её новые друзья уходят  сторону. Каждый из глаголов, находящихся у ИннИ , держа в руках букву И, по очереди спрягаются:

Я держу                               Мы держИм

Ты держИшь                       Вы держИте

Он держИт                          Они держАт

Аналогично и все остальные глаголы.

ЕммЕ : Запомните, ребята, в каких словах надо писать в окончаниях букву Е.   ( вся её группа выходит вперёд). А в третьем лице множественного числа у нас окончания  -УТ, -ЮТ. (дети с такими  коронами тоже в команде ЕммЕ)

ИннИ: Ребята, а у нас в этих же позициях пишите И, -АТ, -ЯТ. ( в группе ребята с такими коронами)

Вот так и разделились все глаголы  на разные спряжения.

Участвуя в инсценировании, дети обязательно будут лучше понимать тему.

Надо постараться, чтобы участвовал весь класс.

После инсценирования обязательно изучение правил о спряжении глаголов. И правила эти необходимо зазубрить ( несмотря на то, что зубрёжка – это плохой метод, но в данном случае он как раз таки подходит). И обязательно проверить знание правил у всех учеников. Во внеурочное время, конечно. В виде зачёта.

 


Ташкентская область Чиназский район школа №5

Ташкентская область Чиназский район школа №5

Способы запоминания спряжений глаголов

Способы запоминания спряжений глаголов

ЕммЕ дружила со всеми и всегда была приветливой и вежливой, поэтому все с радостью проводили с ней всё своё время

ЕммЕ дружила со всеми и всегда была приветливой и вежливой, поэтому все с радостью проводили с ней всё своё время

Аналогично и все остальные глаголы

Аналогично и все остальные глаголы
Скачать файл