.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил в сказке
Оценка 4.7

.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил в сказке

Оценка 4.7
docx
21.11.2021
.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил в сказке
7 БОГАТЫРЯХ.docx

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил в сказке.

Цели урока:

-раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;

-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, портрет А.С.Пушкина.

Ход урока

 

1.    Организационный момент. (Приветствие учащихся.).

2.    Слово учителя.

-Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой.

Цель нашей работы - раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

1.    Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое - Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.

·         «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь). «Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

1.    Объяснение нового материала.

Учитель:

·         «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным ( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

·         Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла.

Учитель:

·         Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания - устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

{Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царш\ы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.
Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне? Ученики:Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна - внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?.

1.    Анализ художественного произведения.

Учитель:

-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая...»

Учитель:

-Ребята, что вы можете сказать о Царице?

-С чем сравнивает автор царевну, говоря «...росла, росла, поднялась- и расцвела»?

Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.Проводится физкультминутка для учащихся.

Учитель:

-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая...» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Учитель:

-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

 Учитель:

-Что сделала героиня в доме?

Учитель:

-Как это характеризует героиню?

Учитель:

-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народносказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?.

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”

Учитель:

-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Учитель:

·         На чьей стороне Соколко? Почему?

Учитель:

-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Учитель:

-В сказках у добра всегда много помощников, а зло - одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни. Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала И царевну повстречала Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

Влево, вправо наклонись И тихонечко садись.

1.    Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель:

-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Учитель:

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?.

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Домашнее задание:

Подготовить художественный пересказ эпизода « Спасение царевны», сделать иллюстрации к понравившемуся эпизоду.





 


 

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Учитель: -А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к

Учитель: -А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к

Учитель: · На чьей стороне

Учитель: · На чьей стороне

.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил в сказке

.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил в сказке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2021