Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстракт¬ное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспе¬чивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Самостоятельная работа № 6
Тема: Глагол.
Цель: совершенствовать практические умения и расширить теоретические
знания.
На выполнение заданий отводится 3 часов (135 минут). Для успешного
выполнения работы необходимо повторить следующие темы: «Глагол как
часть речи»; «Правописание суффиксов и окончаний глаголов», «Слитное и
раздельное написание частицы НЕ с глаголами». Для экономии времени
пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к
следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время,
сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за
выполнение задания суммируются.
Критерии оценки: за каждое верно выполненное упражнение получаете
5 баллов. Если допущено 12 ошибки 4 балла, 34 ошибки 3 балла, 562
балла, более 6 ошибок задание считается не выполненным.
Максимальное количество баллов, которое Вы можете набрать за выполнение
данной самостоятельной работы составляет 65 баллов
Отметка «5» 65 52
баллов Отметка «4»
5146 баллов Отметка
«3» 45 33 баллов
Самостоятельная работа считается не выполненной, если суммарно за все
задания набрано менее 33 баллов.
Задание 1. Составьте словосочетания с глаголами.
Встретится— встретиться, освободится— освободиться, отразится—
отразиться, вернутся— вернуться, веселится— веселиться, садится—
садиться, чистится— чиститься, беспокоится— беспокоиться.
Задание 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся.
Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся
метров до ста, торасширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки
образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди... ся, если не
держа... ся главного русла. По хребту,поросш... му лесом, надо идти
осторожно, надо часто останавлива...ся, осматривался, иначе легко сби...ся с
пути. (В. Арсеньев)Задание 3. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.
Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть,
обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.
Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные
слова (глагол в форме инфинитива).
Леле...л, наде...лся, поелыш...лея, всматривался, вид...лея, обид...л, знач...л,
та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л,
се...л.
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их
написание. Санкционировать митинг, участвовать в пикете, вывед...вать
тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать
подчиненному,
раскруч...вать веревку, развед...вать
месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам,
проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией,
опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.
Задание 6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами.
Объясните, чем обусловлено различие в их написании.
Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить,
обезденежеть — обезденежить,
Задание 7. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и
мужика их языком.
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого
дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Долго будет моросить осенний дождь.