Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстракт¬ное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспе¬чивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Самостоятельная работа № 7
Тема: Обособление причастий и причастных оборотов.
Цель: совершенствовать практические умения и расширить теоретические
знания.
На выполнение заданий отводится 1 час (45 минут). Для
успешного выполнения работы необходимо повторить следующее
правило:
определений,
выраженных причастиями и причастными оборотами». Для экономии
времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и
переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас
останется время, сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы,
полученные Вами за выполнение задания суммируются.
«Обособление
Критерии оценки: за каждое верно выполненное упражнение
получаете 5 баллов. Если допущено 12 ошибки 4 балла, 34 ошибки
3 балла,
562 балла, более 6 ошибок задание считается не
выполненным.
Максимальное количество баллов, которое Вы можете набрать за
выполнение данной
самостоятельной работы составляет 20 баллов
Отметка «5» 20 16 баллов
Отметка «4» 15 14 баллов
Отметка «3» 13 12 баллов
Самостоятельная работа считается не выполненной, если суммарно за
все задания набрано менее 12 баллов.
Задание 1. Исправьте ошибки в употреблении обособленных определений.
1) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем
молодые. 2) Ребята спешат к реке, приехавшие на дачу. 3) Итон пятерке
я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни. 4) Вошедший
был одет в волчий тулуп, обросший бородой. 5) Если человек хорошо
знающий местность, он никогда не заблудится. 6) Солнечный луч
освещал падающие листья с деревьев. 7) Плющ, который вьющийся по
стене, украшает комнату, радует глаз.
Задание 2. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания.
Подчеркните обособленные несогласованные определения и
определяемые слова. Каждое предложений прочитайте, соблюдайте
правильную интонацию. Слышится спор и говор неистово кричит
ребенок, поезд стучит и громыхает а солдат в новой ситцевой рубахе и
в черном галстуке сидит над спящими на своем сундучке. 2) Чудесные
бабочки и в ситцевых пестреньких платьицах и в японских нарядах и вчернолиловых бархатных шалях залетали в гостиную, 3) Эта комната
окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома, 4)
Играл зеркальный отблеск моря в вьютнинах сосен и текла вдоль по
коре сухой и жесткой смола прозрачнее стекла. (И. Бунин)
Задание 3. Составьте и запишите предложения с данными причастными
оборотами, употребляя их сначала перед определяемым словом, а затем
после него. Объясните, в каких случаях определения, выраженные
причастными оборотами, являются обособленными. Охарактеризуйте
смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные
признаки обособленных определений. Разберите по составу причастия.
Освещающий дорожку; одетая в джинсовый костюм; обгоревшие на
солнце; освещенная мягким лунным светом; поросшие темным мхом,
очищенные от снега.
Задание 4. Познакомьтесь с отрывком из книги известного
литературоведа М. Эпштейна «Природа, мир, тайник Вселенной...
Система пейзажных образов в русской поэзии». Запишите текст,
соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Причастия
записывайте поморфемно. Объясните расстановку знаков препинания
при обособленных членах предложения. Графически покажите, какими
членами они являются и от каких слов предложения зависят.
Эл ментами ид ального пейзажа сформировав, нн)ого в ант_ч(?)ной и
(средне)вековой евр_пейской литературе можно считать следующие: 1)
мя_кий ветерок доносящ й пр ятные зап хи; 2) пр_хладный ручеёк
ут_ляющий жажду; 3) цветы ш_роким к_вром уст_лающие землю; 4)
деревья раскинувш_еся широким ш_тром дающ_е тень; 5) птицы
поющие
на
ветвях...
(По)чему име(н, нн)о пять элементов (не, необходимы для ид_ального
пейзажа? Каков закон их соч тания? (Не, ни)вольно пр ходит (на)память
другое извес(?)ное пр менение того(же) числа — пять орг нов чувств.
Действительно, ид альные призн ки пейзажа созда(н, нн)ы как(бы) для
того что(бы) полност ю н сыщать и рад вать все чел веческие чу(?)ства.
Ручей ут_ляет жажду ветерок позв_ляет легко и пр_вольно дышать
вдыхать зап хи т нистые деревья и травя(н, нн)ой п кров уд влетворяют
запросам ос зания цветы своей п_стротой радуют взоры птицы
усл_ждают слух.