Сравнительный анализ показателей психомоторики спортсменов специализации легкая атлетика и плавание

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 10.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Курсовая работа Соломатина К.С 411гр.docx

 

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Волгоградская государственная академия физической культуры»

 

Факультет: « Физическая культура»

Кафедра «Анатомии и физиологии»

 

 

 Сравнительный анализ показателей психомоторики спортсменов специализации легкая атлетика и плавание

 

 

Выполнила:

студентка 411 группы

Соломатина Ксения

Научный руководитель:

Зав. кафедрой анатомии и физиологии

доктор медицинских наук, доцент

Горбанёва Елена Петровна

 

 

Волгоград 2019

 

 

Содержание

Введение. 3

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА.. 5

1.1 Понятие психомоторных способностей. 5

1.2 Свойства нервной системы как психофизиологическая основа способностей. 8

1.3 Структура и содержание психомоторных особенностей спортсменов. 9

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 14

2.1. Методы исследования. 14

2.2. Организация исследования. 16

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ  ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 17

3.1 Анализ результатов исследования. 18

Заключение. 21

Выводы.. 22

Список используемой литературы: 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понимание психического состояния как целостной характеристики психики за определенный период имеет давние корни. Еще Т. Рибо (1900) и У. Джемс (1905) говорили о состоянии сознания, а А. Ф Лазурский (1917) — о состоянии как временной и целостной характеристике психики. Характерно такое понимание и для ряда современных отечественных ученых, например Н. Д. Левитова (2006) и Ю. Е. Сосновиковой (2003). Так, Левитов писал: «...психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности».  [13. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 2006.]

Ю. Е. Сосновикова определяет психическое состояние как конкретное определенное соотношение и взаимодействие компонентов психики за определенный период, как временное состояние психики.[ 21.Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 2003.]

Типологический портрет представителей различных видов спорта довольно сильно различается. Но так же между представителями разных видов спорта имеются не только различия , но и сходства в типологических особенностях[15.Мищенко, В.С. Функциональные возможности спортсменов / В. С. Мищенко. – 1990. – 200с.].

Развитие понятия психомоторики связанно с именем великого русского физиолога И.М. Сеченовым. Он одним из первых доказал важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи и разработки И.М. Сеченова играют важнейшую роль в понимании психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, как объединение всех анализаторных систем человека.

Осуществление произвольных движений происходит под контролем сознания , проявление двигательных качеств- при участии волевого усилия. На основе этого психомоторные особенности человека-это «дует» психологических и физиологических механизмов управления движениями , двигательными действиями , отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств.

Объектом исследования является адаптация организма спортсменов к специфической мышечной деятельности в легкой атлетике и плавании.

Предметом исследования являются психофизиологические особенности спортсменов занимающихся различными видами спорта (легкая атлетика , плавание).

Цель работы : изучение психофизиологических характеристик спортсменов легкой атлетики и плавания.

Для достижения данной цели в работе ставились следующие задачи:

- определить уровень показателей психомоторики занимающихся легкой атлетикой;

- оценить психомоторные свойства у спортсменов специализации плавание;

-  провести сравнительный анализ показателей психомоторики и определить влияние специфической мышечной деятельности в легкой атлетике и плавании.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1    Понятие психомоторных способностей.

Психомоторика - основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах (К.К. Платонов, 1972). Психомоторные акты человека - это сложно организованные познавательно-регуляторные системы, в которых в единстве представлены как мотивационные, функциональные, так и операционные компоненты, при этом, очевидно, что точность, интенсивность и эффективность управления движениями зависят и существенно определяются уровнем функционирования таких психических процессов, как ощущение и восприятие.

Высокий уровень современного спорта требует, высоко развитых способностей к эффективной спортивной деятельности. Без преувеличения можно сказать, что сейчас наивысших результатов может достигнуть только одаренный спортсмен с высоко развитыми именно психологическими качествами и свойствами, от которых больше всего зависит успех в данном виде спорта.

Долгое время проблема развития человека, в том числе и его психомоторики  рассматривалась в плане метафизической теории двух факторов (наследственности и внешней среды), при этом одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности, генетически детерминированных морфофункциональных механизмов психомоторики (Кречмер и др.), другие авторы приписывали ведущую роль среде наконец, третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют, «конвергируют» друг с другом.

Первые годы жизни человека являются «периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития». «В это время складываются моторные навыки, во многом завершается развитие процессов восприятия, и закладываются основы познавательных способностей, которые в дальнейшем разовьются в интеллект» (Т. Бауэр, 1979).

Психомоторные (двигательные) возможности спортсменов зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания.

 В подростковом возрасте интенсивный рост приводит к некоторой диспропорции не только в строении тела, но и управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть движений подростка может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в более старшем возрасте. Отсюда громадная роль направленного и индивидуального психомоторного развития в этом возрасте. Как правило, в этом возрасте идет переоценка своих силовых и скоростных возможностей. По мнению ряда авторов, именно в подростковом возрасте создаются благоприятные психологические, физиологические и морфологические предпосылки для специализированных занятий и первых успехов в большинстве видов спорта.

Юношеский возраст является завершением физического созревания. Наиболее быстро в этом возрасте запоминаются временные параметры движений, несколько дольше – пространственные, и наибольшее количество времени требуется для запоминания мышечных усилий. Наилучшее запоминание движений отмечено в 16-17 лет. У занимающихся мужского пола наблюдается более интенсивное развитие точности мышечно-двигательных ощущений, быстроты сложной реакции, темпа движений и скоростной выносливости. Исходя из теории непрерывности в процессе психического и физического развития спортсмена, каждый из возрастных периодов характеризуется чувствительностью к определенным воздействиям, вносит свой вклад в формирование структуры специальных способностей. С другой стороны, переход от одного возраста к другому – это не только обогащение и развитие психомоторных возможностей спортсмена, но и утрата некоторых психических и моторных особенностей, затухание одних и возникновение других психомоторных качеств и особенностей.

Анатомо-физиологические особенности и задатки предшествуют становлению тех или иных способностей и присущи индивиду с рождения в виде сложившегося и упрочившегося комплекса психических процессов при новой «природной способности» (С.Л. Рубинштейн), которая подлежит развитию и совершенствованию в зависимости от возрастной сензитивности и соответствующих условий деятельности.

Психомоторные задатки, как и природные предпосылки спортсмена, представляют собой многоуровневое образование, задатки как бы задают нижние и верхние пределы развития психомоторных способностей.

В изучении психомоторных способностей и разработке методик формирования психомоторных способностей спортсменов ,принято опираться на принципиальные положения учения о способностях С.Л. Рубинштейна.

Во-первых, «способности людей формируются не только в процессе усвоения продуктов исторического развития, но и в процессе создания человеком предметного мира и своей собственной природы».

Во-вторых, «способности человека – внутренние условия его развития, которые, как и прочие внутренние условия, формируются под воздействием внешних – в процессе взаимодействия человека с внешним миром».

В-третьих, «ни одна способность не является актуальной... способностью, пока она органически не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций; но ядро способности – это не усвоенная операция, а те психические процессы, посредством которых эти операции, их функционирование регулируются, качество этих процессов» (С.Л. Рубинштейн, 1960).

Диагностика психомоторных способностей невозможна без качественного и количественного изучения структуры психомоторных способностей и их задатков. Классификация психомоторных способностей и их компонентов должна исходить из психологического и двигательного анализа конкретной двигательной или спортивной деятельности.

1.2 Свойства нервной системы как психофизиологическая основа способностей.

В настоящее время в литературе не сложилась достаточно устойчивая точка зрения относительно физиологических характеристик ряда основных свойств нервной системы. В.Д. Небылицын (1966) предлагает следующую структуру основных свойств нервной системы:

- первичные свойства (сила нервной системы по отношению к возбуждению, сила нервной системы по отношению к торможению, подвижность нервной системы;

- вторичные свойства (уравновешенность нервных процессов, характеризуемая соотношением возбудительного и тормозного процессов по отношению к какому-либо из первичных свойств).

Такие авторы (З.И. Бирюкова, 1961; Л.Г. Воронин, Е.И. Соколов, У Бао-хуа, 1959; В.С. Мерлин, 1958) считают, в частности, что скорость образования положительных или тормозных реакций является индикатором силы нервной системы относительно возбуждения или торможения. Понятие «уравновешенность» они фактически рассматривают как уравновешенность по силе нервных процессов. Большинство экспериментальных данных, полученных в последнее время, говорит о том, что выносливость нервной системы по отношению к данному процессу не связана с динамикой этого процесса (В.Д. Небылицын, 1966).

Следует обратить внимание на интерпретации структур отдельных свойств нервной системы.

Сила нервной системы в Павловской лаборатории определялась пределом работоспособности нервных клеток, т.е. их способностью выдерживать длительное или очень сильное возбуждение, не переходя в состояние запредельного торможения.

Что касается силы нервной системы относительно процесса торможения, то она изучена совершенно недостаточно. Основная трудность заключается в том, что пока совершенно не раскрыты основные механизмы тормозного процесса. Это не позволяет объяснить достаточно надежно реакцию нервной системы на перенапряжение тормозного процесса.

Сила нервной системы относительно процесса возбуждения определяется не только ее функциональной выносливостью, но и работоспособностью, которая характеризуется некоторыми особенностями концентрации процесса возбуждения:

а) раздражитель слабой и средней интенсивности вызывает в сильной нервной системе более концентрированные очаги возбуждения, чем в слабой;

б) концентрация процесса возбуждения сохраняется при очень сильных раздражителях;

в) выявляется сопротивляемость к тормозному (по закону отрицательной индукции) действию раздражителей посторонних для основной в настоящий момент деятельности (Б.М. Теплов, 1959).

 

1.3 Структура и содержание психомоторных особенностей спортсменов.

Точность и правильность каждого двигательного действия определяется степенью его соответствия внешней форме представления и содержанию.

Внешняя сторона определяет направление, амплитуду, согласованность отдельных двигательных актов, т.е. форму физического упражнения.

Внутренняя сторона двигательного действия определяется взаимосвязью физиологических процессов в организме под воздействием физической нагрузки и составляет его содержание. Чем выше согласованность этих процессов, тем экономичнее осуществляется работа. Упражнения, выполняемые с высокой степенью точности, технически совершенны. Рациональная мышечная деятельность определяется уменьшением количества вовлеченных в работу двигательных единиц благодаря строгому дозированию их активности. Экономичность в значительной степени обеспечивается чередованием напряжения и расслабления мышц. Способность чередовать напряжение мышц с их расслаблением, рационально распределять усилия во времени - одно из важных условий точного выполнения технических действий и создания ритма движений . Без овладения ритмом двигательного действия невозможно точное воспроизведение всех его параметров. Следовательно, точность двигательного действия обеспечивается тремя основными компонентами: формой, содержанием и ритмом . В различных двигательных действиях точность проявляется по-разному. Анализ наиболее распространенных видов спорта позволил выявить как специфические, так и неспецифические проявления точности . [6. Гончаров В. И. Запоминание и воспроизведение амплитуд движений в зависимости от количества и условий предъявления движений // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. Л., 1981].

Точность движений тела и его отдельных звеньев в ответ на внешний раздражитель - следующее проявление психомоторных способностей спортсменов. Таким раздражителем является свисток судьи; резкое изменение скорости на дистанции в плавании, поворот на дистанции , в легкой атлетике и т.д. Лучшего результата добивается спортсмен с более высоким уровнем данного проявления точности.

Прирост данного двигательно-координационного качества зависит от ряда факторов , и в первую очередь от уровня межцентральных взаимоотношений. При оптимальном сосредоточении нервных процессов внимание занимающихся акцентируется не только на ведущем звене техники, но и на деталях. Это позволяет выполнить двигательное действие с требуемой степенью точности.

Уровень функциональной лабильности нервных центров - следующий фактор. Чем быстрее в нервных центрах происходит замена процессов возбуждения торможением и наоборот, тем лучше усваиваются пространственные, временные и силовые характеристики физических упражнений. Так, скорость беговых шагов в беге на короткие дистанции зависит от того, насколько быстро мышцы напрягаются и расслабляются, обеспечивая скорость восстановительных процессов.

Состояние системы анализаторов - также один из факторов, во многом определяющий уровень развития точности движений. В зависимости от характера и сложности двигательного действия ведущую роль могут играть зрительный, вестибулярный, двигательный и слуховой анализаторы. Например, в плавании и прыжках в воду велика роль тактильного анализатора.

Следующий фактор, определяющий проявление точности движений, - степень координации деятельности двигательных и вегетативных систем. Каждый двигательный навык имеет моторные и вегетативные компоненты. Поэтому ритм и темп технически совершенного двигательного действия характеризуется высокой степенью скоординированности ритмов дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем. Этим движения мастеров спорта главным образом отличаются от движений новичков.

Уровень развития физических и координационных качеств как один из факторов, влияющих на проявление точности, в значительной степени обусловливается пространственными, временными и силовыми параметрами двигательного действия.

Психическое и эмоциональное состояния - еще один важный фактор, влияющий на прирост точности. Уровень эмоционального возбуждения и функционального состояния организма создает наиболее благоприятные возможности для протекания физиологических процессов и достижения высокой степени их согласованности. Так, удачное начало выступления вызывает у спортсмена дополнительный подъем душевных сил, чувства вдохновения, окрыленности. При пониженном эмоциональном настрое может возникнуть рассогласование функциональных систем как одна из причин снижения точности двигательного действия.

Специалист в этой области И.А. Бернштейн (1966) понимал под моторикой всю область двигательных отправлений. Из этого видно, что психомоторика человека как многомерная сущность во всей сложности диалектических противоречий ее проявлений – проблема необъятная.

Анализ структуры психомоторики должен идти по пути вычленения отдельных психомоторных способностей и установления взаимоотношений между ними, т.е. нахождения функциональной системы психомоторных способностей.[ 5.      Бершнтейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.- М.: Медицина, 1966]

Изучая психомоторику как психическую подсистему, полезно помнить слова И.П. Павлова о том, что «человек есть, конечно, система…, как и всякая другая в природе, подчиняется неизбежным и единым для всей природы законам, но и система в горизонте нашего современного научного видения, единственная по величайшему саморегулированию …»; с этой точки зрения метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение связи частей, изучение соотношения с окружающей средой и, в конце концов, понимание на основе всего этого ее общей работы и управления ею, если это в средствах человека. Но наша система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая».

В свою очередь, психомоторика является системой для подсистем, которые входят в ее состав, а именно: сенсорные, когнитивные и моторные компоненты психомоторики.

Следует обратить снимание на строении каждой подсистемы психомоторной саморегуляции человека. Основной функцией сенсорных систем И.П. Павлов считал разложение сложностей внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы. И.А. Бернштейн, помимо первичного сбора информации, считал важной функцией информацию нервных центров о результатах рефлекторной деятельности, осуществление обратных связей.

Формирование и совершенствование двигательных навыков и спортивно-технического мастерства невозможно без получения сенсорной системной информации о силе и длительности выполняемых сокращений мышц, о скорости и точности перемещения тела и спортивных снарядов, об изменениях темпа и ритма движений, о степени достижения поставленной цели и т.д.

Главным и основным в психомоторной саморегуляции человека являются проприорецепторы, воспринимающие раздражения из двигательного аппарата о степени сокращения скелетных мышц, натяжения сухожилий, изменении суставных углов, что необходимо для регуляции движений спортсменов.

В строении головного мозга спортсмена можно выделить три основных функциональных блока: энергетический, познавательный и программирующий, которые могут быть соотнесены с выделенными выше подсистемами. Энергетический блок с позиций психомоторной саморегуляции за счет регуляции тонуса коры позволяет нормально воспринимать и перерабатывать двигательную деятельность, осуществляя психомоторную деятельность. Познавательный блок получает, обрабатывает и хранит двигательную информацию. Управляющий блок мозга играет решающую роль в процессах планирования, программирования, регуляции и контроля психомоторной деятельности, являясь центральным блоком по обеспечению целесообразной двигательной деятельности личности.

Таким образом, психомоторика спортсмена является сложной функциональной системой, состоящей из сенсорной, моторной и когнитивно-мыслительной подсистем управления сложной двигательной деятельностью, что согласуется с архитектоникой функциональной системы, разработанной П.К. Анохиным.

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Уровень развития психомоторных качеств спортсмена оценивается по показателям быстроты и точности сенсомоторных реакций в условиях предъявления зрительных дискретных и индискретных (движущихся) сигналов. Для этого применяются различные рефлексометры или специальные компьютерные программы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

2.1.1. Анализ литературных данных.

Обзор литературных данных позволил собрать и проанализировать имеющиеся литературные источники по данной проблеме, а так же  определить на основе такого анализа актуальные и перспективные направления исследования.

2.1.2. Простая сенсомоторная реакция. 

Время реакции измеряется интервалом между появлением сигнала и началом ответного действия (как, например, у бегунов, пловцов, берущих старт). Это время определяется:

1) быстротой возбуждения рецептора и сенсорного центра (зависит от чувствительности того или иного анализатора – зрительного, слухового, тактильного);

2) быстротой переработки сигнала в центральной нервной системе (перекодирования, опознания);

3) быстротой принятия спортсменом решения о реагировании на сигнал;

4) быстротой посылки сигнала к началу действия по двигательным нервам;

5) быстротой развития возбуждения в исполнительном органе (мышце) и преодоления инерции покоя соответствующего звена тела.

2.1.3. Сложная сенсомоторная реакция.

При измерении сложной сенсомоторной реакции (ССР) регистрируются:  среднее латентное время и среднее моторное время. В реакции выбора (ССР) в сравнении с простой сенсомоторной реакцией (ПСР) испытуемый должен не только определить наличие или отсутствие сигнала, но и оценить, какой из трёх возможных сигналов поступил, и выбрать один из вариантов двигательного ответа. Например, звуковой стимул (сигнал) может предъявляться в одном  из трех положений (слева, справа или в центре), соответственно реагировать на него нужно выборочно - нажимая одну их трех «финишных» кнопок (расположенных также слева, справа или в центре).

2.1.4. Метод - Тест Спилбергера (личностная тревожность и ситуационная тревожность)

Тест Спилбергера состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности).

Обследуемому предлагается — «Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и выберите вариант ответа соответствующий вашему состоянию. Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходит в голову, является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию».

2.1.5. Метод - Корректурная проба.

Исследование степени концентрации и устойчивости внимания. Обследование проводится с помощью ряда расположенных в случайном порядке изображений колец. Испытуемый просматривает картинки выбирает соответствующий вариант, указанный в инструкции.

 

2.1.6. Метод - Теппинг-тест.

Данная методика позволяет определить силу нервных процессов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. При выполнении теппинг-теста от испытуемого требуется выполнять постукивание в максимально возможном или удобном для него темпе.

2.1.7. Метод - Внимание по расстановке чисел.

Метод предназначен для оценки произвольного внимания. Испытуемые должны расставить в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках. Числа заносятся по порядку, начиная с числа 10, если испытуемый ошибся и ввел не верное число , то тест продолжается с выбранного числа.

2.1.8. Метод - Динамическая координация.

Метод предназначен для оценки способности спортсмена к тонкой сенсомоторной динамической координации движений. Испытуемый перемещает щуп по специальной извилистой прорези, стараясь не касаться его стенок. Результаты тестирования предъявляются в виде графика времени реакций и признака целевого стимула, таблицы расчетных показателей и вербальной интерпретации.

2.2. Организация исследования

Исследования проводились с 29 сентября 2018 года по 5 ноября 2018 г. на базе кафедры анатомии и физиологии ФГБОУ ВО ВГАФК.

На первом этапе , мы определили уровень показателей психомоторики спортсменов, занимающихся легкой атлетикой. В конце данного этапа  выявлялись особенности психофизиологических характеристик данных спортсменов.

На втором этапе, мы оценили психомоторные свойства у спортсменов специализации плавание.

На третьем этапе  определялось влияние специфической мышечной деятельности в легкой атлетике и проводился сравнительный анализ показателей психомоторики.

В нашем исследовании были задействованы студенты академии (n = 23), занимающиеся плаванием, квалификация от II разряда до МС. И студенты академии занимающиеся легкой атлетикой (n=23) , квалификация от II разряда до КМС. Все обследуемые были практически здоровы, регулярно тренировались. Исследования проводились в одно и тоже время, до тренировочного занятия, что бы психомоторные показатели находились в спокойном и не возбужденном состоянии .

 

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ  ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Влияние социальных условий на природные задатки чрезвычайно велико, но, тем не менее, не безгранично (К. Д. Абульханова). Ряд авторов подчеркивают, что задатки оказывают тем меньшее влияние на развитие человека, чем более сложным оказывается соответствующее психическое образование.

Диагностика психомоторных способностей невозможна без качественного и количественного изучения структуры психомоторных способностей и их задатков

Особый интерес представляет изучение психомоторных особенностей на модели высокоодаренных в двигательном плане людей - выдающихся спортсменов по плаванию и легкой атлетике, и сравнить их структуру способностей.

3.1 Анализ результатов исследования

Одной из задач нашего исследования являлось, определение влияния специфической мышечной деятельности на психофизиологические показатели спортсменов занимающихся легкой атлетикой и плаванием .

Для определения различий в психомоторике спортсменов разных видов спорта мы выбрали анализ результатов теппинг-теста.

Главная задача этого теста заключается в том , что бы выявить сдвиги в центральной нервной системе. С помощью теппинг - теста мы определяем выносливость нервной системы.

 Таблица № 1. Показатели теппинг - теста спортсменов занимающихся легкой атлетикой

Средний интервал (мс)

СКО интервалов (мс)

Тренд (мс)

СКО тренда (мс)

ПДР, сырые баллы

ПДР, балл

1

89

26

-0,1

37,3

1,3

1

2

183

53

2

44,7

9,1

-2

3

153

30

0,2

41,3

2,6

0

4

156

27

0,3

35,5

0,4

2

5

129

30

0,2

34,6

8,9

-2

6

153

19

0,1

25,3

2,9

0

7

149

22

0,2

24,1

5,5

-1

8

214

115

0,1

155,6

8,9

-2

9

156

19

-0,7

21,9

3,8

0

10

161

106

-9,1

107,7

-4,1

4

11

146

12

-0,1

13,9

4,2

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

153,55

41,73

-0,63

49,26

3,95

0,00

σ

30,72

35,60

2,88

43,08

4,07

1,84

m

9,25

10,72

0,87

12,98

1,22

0,56

 

Таблица № 2. Показатели теппинг-теста спортсменов занимающихся плаванием.

Средний интервал (мс)

СКО интервалов (мс)

Тренд (мс)

СКО тренда (мс)

ПДР, сырые баллы

ПДР, балл

1

102

27

0

36,1

-9,1

4

2

140

17

0

14,8

3,2

0

3

143

188

-0,8

221,7

-22,6

4

4

154

108

0,1

151,8

5,4

0

5

110

10

-0,3

14,3

-1,3

3

6

180

49

-1

71,6

-4,1

4

7

129

46

0,2

54,5

13,9

-3

8

135

10

0,4

10,2

4,3

0

9

148

137

1,3

174,2

-4

3

10

155

84

0

115,2

-3,6

3

11

163

57

0,3

74,6

-2,5

3

 

 

 

 

 

 

 

X

141,73

66,64

0,02

85,36

-1,85

1,91

σ

22,54

57,42

0,61

71,52

9,28

2,30

m

6,79

17,30

0,18

21,54

2,79

0,69

 

Посмотрев на результаты теста максимального темпа движений видно, что у легкоатлетов показатели нисходящего типа, что соответствует слабой нервной системе. Полученные данные пловцов характеризуют нервную систему среднего типа.

Таблица 3 – Статистические различия между спортсменами разных видов спорта (легкая атлетика , плавание)

Тесты

Легкая атлетика

Плавание

p

p

x1

m1

x2

m2

Средний интервал (мс)

153,55

9,25

141,73

6,79

p=0,32

>0,05

СКО интервалов (мс)

41,73

10,72

66,64

17,30

p=0,24

>0,05

Примечание: xn – среднее арифметическое

mn- средняя ошибка средней арифметической

p - различия статистически не значимы/ значимы

 

По результатам приведенным в таблице  мы видим , что между спортсменами разных видов спорта (легкоатлетов и пловцы ), нет статистических различий (p>0,05). В ходе исследования все спортсмены находились в одинаковых условиях , пловцы демонстрировали средние результаты.

Спорт - это специфический вид деятельности. На развитие психофизиологических особенностей личности он оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия юных спортсменов; соревновательный характер спортивного состязания; максимальное напряжение всех физических и психических сил юного спортсмена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе изученных литературных данных и анализа экспериментальных данных полученных в ходе эксперимента  на спортсменах, специализирующихся в плавание и легкой атлетике, были сформулированы следующие выводы:

Результаты  эксперимента показали, что проблема исследования психомоторики актуальна. Психомоторная подготовка является одной из основных направлений в развитии психомоторных функций организма.

Психофизиологические различия между спортсменами, занимающимися легкой атлетикой и плаванием  есть в силе нервной системы. Легкоатлетический бег это циклический вид спорта, где непосредственное противоборство идет в условном физическом контакте, поэтому у занимающихся наблюдается слабый тип нервной системы. Плавание хоть и циклический вид спорта, но его представители обладают средним типом нервной системы, возможно, это связано с тем, что юным пловцам приходится преодолевать свои страхи пред водным пространством на ранних этапах тренировок в результате чего тип нервной системы становится более сильным, чем у других представителей циклических видов спорта.

Результаты данных тестов, говорят о возможности достижения высоких спортивных результатов спортсменами с разными типами нервной системы и др. психофизиологическими показателями в пределах одного вида спорта. В заключении отметим, что результаты тестов возможно использовать в рамках тренировочного и соревновательного процесса для достижения лучших результатов. Опираясь на различия в результатах оценки психофизиологических характеристик спортсменов, целесообразно подбирать индивидуальные методики в ходе тренировочной и соревновательной деятельности, поскольку в зависимости от условий этой деятельности спортсмены с различными типологическими особенностями будут показывать разную эффективность.

 

Выводы

1.     При определении показателей психомоторики у занимающихся спортсменов легкоатлетов было выявлено, что результаты их тестирования относятся к нисходящему типу, который соответствует слабой нервной системе.

2.     При оценке показателей психомоторики спортсменов занимающихся плаванием были получены результаты, характеризующие нервную систему среднего типа.

3.     Сравнительный анализ показателей психомоторики пловцов и легкоатлетов показал , что между спортсменами разных видов спорта нет статистических различий, но они отличаются типом нервной системы. Пловцы быстрее включаются в работу , так как им присущ средний тип нервной системы, а легкоатлеты наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.                 Антипова О.С. Психофизиологические особенности спортсменов, занимающихся циклическими и ациклическими видами спорта / О.С. Антипова, Л.Г. Харитонова // Физкультурное образование Сибири. – 2014. – Т. 31. – № 1. – С. 73–76.

2.                 Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 477с.

3.                 Башкин В.М. Исследование изменения функционального состояния центральной нервной системы спортсменов в течение различных тренировочных периодов / В.М. Башкин // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 9. – С. 8–11.

4.                 Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев.- Ставрополь: СГУ, 2009.-246 с.

5.                 Бершнтейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.- М.: Медицина, 1966.

6.                 Гончаров В. И. Запоминание и воспроиз­ведение амплитуд движений в зависимости от количества и условий предъявления движе­ний // Психофизиологическое изучение учеб­ной и спортивной деятельности. Л., 1981.

7.                 Жилкин А. И., Кузьмин В. С., Сидорчук Е. В. Легкая атлетика; Академия - Москва, 2009. - 464 c.

8.                 Зотов, В. П. Восстановление работоспособности в спорте / В. П. Зотов. - Киев: Здоровья, 1990. - 196 с.

9.                 Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Просвещение, 1983. – 223 с.

10.            Козлов А. В. Теория и методика плавания: основы и техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов: учебное пособие / А. В. Козлов; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2014. —131 с.

11.            Кокорева Е.Г. Психомоторика и сверхмедленные электрофизиологические процессы головного мозга в возрастном и спортивно-квалификационном аспектах / Е.Г. Кокорева, М.В. Трегубова // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. – 2015. – № 1 (3). – С. 49-54.

12.            Коломиец О.И. Вариабельность ритма сердца при адаптации к физическим нагрузкам различной направленности / О.И. Коломиец, Е.В. Быков // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – 12 (118). – С. 98-103.

13.            Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 2006.

14.             Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002

15.             Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. – М.: Академия, 2001. – 240 с.

16.             Мищенко, В.С. Функциональные возможности спортсменов / В. С. Мищенко. – 1990. – 200с.

17.             Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс, 2002.

18.             Основы физиологии человека: в 2-х т. - под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб. 1994. – 570 с.

19.             Платонов В.Н. Тренировка пловцов высокого класса / В.Н. Платонов, С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 256 с.

20.             Роженцов В.В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования: монография / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков. – М.: Советский спорт, 2006. – 280 с.

21.            Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 2003.

22.             Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. 2-е изд. - М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с., ил.

23.             Солопов И.Н. Спортивная физиология( с мультимедийным сопровождением) : учебное пособие. Допущено федеральным агентством по физической культуре и спорту/ Солопов И.Н., Сентябрев Н.Н., Горбанева Е.П., Камчатников А.Г., - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008.-146 с.

24.             Солопов, И.Н. Адаптация к физическим нагрузкам и физическая работоспособность спортсменов: учебное пособие / И.Н. Солопов. – Волгоград: ВГАФК, 2001. – 80 с.

25.             Чертов, Н.В. Теория и методика плавания: учебник / Н.В. Чертов: Южный Федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного Федерального университета, 2011. – 452 с.


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также