СССР в период перестройки. Практическая работа № 29
Оценка 4.8

СССР в период перестройки. Практическая работа № 29

Оценка 4.8
Рабочие тетради
doc
история
Взрослым
10.04.2017
СССР в  период перестройки. Практическая работа № 29
Практическая работа по истории включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ по истории, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Разработчики: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 29.doc
Раздел 14.   СССР в 1945­1991 гг. Тема 14.4.  СССР в  период перестройки Практическая работа № 29    Тема:    СССР в  период перестройки  Учебная цель:  формирование умения изучать письменные источники,  извлекать из них новые знания. Учебные задачи:   научиться работать с источниками, научиться   обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике,  научиться работать со схемами, научиться работать с памятками­алгоритмами. Предметные     результаты:  сформированность   представлений   о   современной   исторической науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность  умения самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике,   схемами, памятками­алгоритмами.  Задачи практической работы 1.  Повторить материал по теме   2. Ответить на вопросы 3.  Прочитать текст и ответить на вопросы 4.   Узнать политического деятеля 5.    Прочитать текст и выполнить задание 6.  Прочитать текст и сделать вывод.   Обеспеченность занятия  1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка 3. Тексты заданий 4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме    После смерти К.У.Черненко весной 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. В стране началась перестройка. Цель   перестройки:   перестроить   социализм,   вернуться   к   ленинским   истокам.   Начать   с ускорения   научно­технического   прогресса   –   это   было   главное   направление   первоначального варианта экономических реформ, предложенное М.С. Горбачевым. Экономическая   реформа   1987   г.   предусматривала:   расширение   самостоятельности предприятий, внедрение хозрасчета и самофинансирования, сокращение численности отраслевых министерств и ведомств. 1 В 1989 г. была принята концепция перехода советской экономики к регулируемой рыночной. Основными   положениями   программы   были:   формирование   рыночной   инфраструктуры, многоукладность экономики, разнообразие форм собственности. Весной   1990   г.   С.С.   Шаталин   и   Г.Я.   Явлинский   разработали   программу   экономических преобразований   «500   дней»,   которая   предусматривала:   серьезное   увеличение   роли   центра   в планировании и управлении экономикой, приватизацию государственных предприятий за 500 дней, полную хозяйственную самостоятельность союзных республик. Главными причинами неудач экономической реформы в годы перестройки были: медленные темпы,   тактические   просчеты,   острая   политическая   борьба   в   руководстве   КПСС   по принципиальным вопросам экономического развития. Синонимом   перемен   в   духовной   жизни   общества   в   годы   перестройки   стало   понятие «гласность»,   Основными   лозунгами,   соответствующими   понятию   «гласность»   были:   «Назад   к Ленину!», «Больше демократии, больше социализма!». Была   создана   Комиссия   ЦК   КПСС   по   реабилитации   жертв   политических   репрессий.   Её возглавил А.Н. Яковлев. Решение   о   проведении   политической   реформы   в   СССР   было   принято   в   1988   г.   на  XIX всесоюзной конференции КПСС. «Новое политическое мышление» в международных отношениях означало: отказ от политики «холодной войны»; отказ от вывода о расколе мира на две противоположные системы; признание мира   целостным   и   неделимым;   признание   невозможным   решения   международных   проблем силовыми  методами; ориентация  при решении международных вопросов не на баланс сил, а на баланс   их   интересов;   отказ   от   принципа   пролетарского   интернационализма   и   провозглашение приоритета   общечеловеческих   ценностей   над   классовыми,   национальными,   идеологическими, религиозными и т.д. В 1989 г. советские войска были выведены из Афганистана. Итоги перестройки: отказ от социализма, от монополии КПСС на власть, распад СССР. В августе 1991 г. была осуществлена попытка государственного переворота с целью возврата к прежним порядкам. 8 декабря 1991 г. лидеры России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич) в Беловежской Пуще под Минском объявили о прекращении существования СССР. Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию 1.   Что такое перестройка? Каковы её направления? К чему она привела? 2.    Что Вы понимаете под термином «ускорение» в политике М.С. Горбачева? Почему оно не  принесло ожидаемого результата? 3.    Как Вы понимаете термин «новое мышление» во внешней политике? 4.   Какие события привели к крушению СССР? Задания для практического занятия  Задание 1.    Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Из  статьи Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами». Март 1988  года 2 «Взять вопрос о месте И.В.Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся   одержимость   критических   атак,   которая,   по   моему   мнению,   касается   не   столько   самой личности,   сколько   всей   сложнейшей   переходной   эпохи.   Эпохи,   связанной   с   беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходит от активной деятельности.   В  формулу  «культа   личности»  насильственно  втискиваются  индустриализация, коллективизация,   культурная   революция,   которые   вывели   нашу   страну   в   разряд   великих мировых   держав…дело   дошло   до  того,   что  от   «сталинистов»…   стали   настойчиво   требовать «покаяния»… Сторонники «леворадикального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма… Сложность воспитания молодёжи усугубляется ещё и тем, что в русле идей «неолибералов» создаются неформальные  организации и объединения.  Случается, что верх в их руководстве берут   экстремистские,   способные   на   провокации   элементы.   В   последнее   время   наметилась политизация   этих   самодеятельных   организаций   на   основе   далеко   не   социалистического плюрализма.   Нередко   лидеры   этих   организаций   говорят   о   «разделении   власти»   на   основе «парламентского режима», «свободных профсоюзов»», автономных издательств» и т.п. Всё это, по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих ныне в стране дискуссий является вопрос – признавать или не признавать руководящую роль партии, рабочего класса в социалистическом строительстве, а значит и в перестройке». Вопросы к документу: 1.     Какой   политический   режим   отстаивает   автор,   защищая   Сталина   и   утверждая «сохранение руководящей роли партии»? 2.   Согласны   ли   вы,   с   мнением   демократов,   что   статья   Н.Андреевой   –   манифест «антиперестроечных сил»? 3.     Как   вы   относитесь   к   идее   покаяния,   которой   возмущается   автор?   Знаком   ли   вам художественный фильм режиссёра Тенгиза Абуладзе «Покаяние»? Задание 2. Узнайте политического деятеля: Родился   2   марта   1931   года;   член   КПСС   с   1952года;   с   1970   г.   первый   секретарь Ставропольского крайкома КПСС с 1978 г. Секретарь ЦК КПСС с 1980 г. Член Политбюро; в 1985г. Избран Генеральным секретарем ЦК КПСС 15 марта 1990 г.Президентом СССР в 1991 г. ушел с поста Генерального секретаря, затем с поста Президента СССР Задание 3. Прочитайте документ и выполните задание. Из выступления А. Д. Сахарова на первом съезде народных депутатов 3 июня 1989 года «Необходимы   политические   решения,   без   которых   невозможно   укрепление   власти советских   органов   на   местах   и   решение   экономических,   социальных,   экологических, национальных   проблем…   Без   сильных   Советов   на   местах   невозможна   земельная   реформа   и вообще   какая­либо   эффективная   аграрная   политика,   отличающаяся   от   бессмысленных реанимационных вливаний нерентабельным колхозам. Без сильного съезда и сильных Советов невозможны преодоление диктата ведомств, выработка и осуществление законов о предприятии, 3 борьба   с   экологическим   безумием.   Съезд   призван   защитить   демократические   принципы народовластия и тем самым – необходимость перестройки и гармоническое развитие страны…» Задание к документу: 1. Объясните, почему А. Д. Сахаров и его сторонники снова выдвигали лозунг: "Вся власть Советам!"?  2. Каков его политический смысл? Задание 4. Прочитайте текст и сделайте вывод. В 1991 году, уже после распада СССР в интервью газете «Трибун» Франсуа Миттеран сказал: «Горбачев напоминает мне человека, решившего закрасить грязное пятно на стене своего дома.   Но,   начав   зачищать   стену,   увидел,   что   шатается   один   из   кирпичей.   Попробовав   его заменить, он обрушил всю стену, а принявшись её восстанавливать, обнаружил, что сгнил весь фундамент дома».  Задания к документу: 1. перестройки?  2. Прочитав текст, сделайте вывод о том, как автор оценивает результаты Согласны ли вы с позицией президента Франции? Инструкция по выполнению практической работы 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к   практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия 5. Запишите в тетради название практической работы 4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь  Критерии оценки практической работы Задание 1 – 2 балла Задание 2 – 1 балл Задание 3 – 1 балл Задание 4 – 1  балл Форма контроля выполнения практической работы:  Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения практических  работ  Список рекомендуемой литературы и нормативных актов: 1. Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014. 2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца  XIX  века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.   4 5

СССР в период перестройки. Практическая работа № 29

СССР в  период перестройки. Практическая работа № 29

СССР в период перестройки. Практическая работа № 29

СССР в  период перестройки. Практическая работа № 29

СССР в период перестройки. Практическая работа № 29

СССР в  период перестройки. Практическая работа № 29

СССР в период перестройки. Практическая работа № 29

СССР в  период перестройки. Практическая работа № 29

СССР в период перестройки. Практическая работа № 29

СССР в  период перестройки. Практическая работа № 29
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017