СТАТЬИ

  • docx
  • 08.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ¦а¦У¦в¦Ъ. ¦У¦-¦¦¦-¦¬¦+¦¦¦-¦-¦- ¦в..docx

УДК 94(47).084.8

Молодость, опаленная войной…

The youth scorched in war.

 

ГайниденовТемиралан

Рудненский горно-технологический колледж, rpl_rdn@mail.ru

 

Аннотация: работа  посвящена изучению жизни и творчества нашей современницы – поэтессы Юлии Владимировны Друниной и носит проблемный характер, так как составлена на основе нескольких источников информации и предполагает анализ собранных данных с изложением собственного мнения по поводу представленной  проблемы.

        Исследовательская работа начинается с обоснования выбора темы, далее показана биография жизни и творчества поэтессы, неразрывно связанная с темой войны и патриотизма – особой гранью поэзии Друниной.

       В заключении говорится  о трагичности судьбы поэтессы, раскрывает основной мотив лирики, указывая на точность и лаконичность, конкретность и правдивость, неповторимость, искренность и художественную красоту стихотворений Юлии Друниной.

 Цель работы автором достигнута: дана биография жизни и творчества Ю.В. Друниной, в результате  исследования которой доказано, что тема войны и патриотизма проходит через всё творчество поэтессы.

Данная  работа актуальна, интересна, носит воспитательный характер. В работе присутствует элемент новизны, так как тема мало изучена, поэтому материалы работы заключают в себе и практическую ценность: их можно использовать при проведении уроков литературы и литературных гостиных.

Ключевые слова: поэтесса, война, поэзия, творчество, судьба.

Введение

Весенним солнечным днем 9 мая 1945 года усталый, но счастливый солдат Великой Страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного Мая минуло 75 лет.

            Судьба поэта всегда драматична – где бы и когда бы он ни родился. Когда в 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия, Юлии Друниной едва исполнилось 17 лет. В столь юном возрасте Юлия посчитала своим долгом встать на защиту своей страны. Фронтовые будни и легли в основу ее стихов. Описывая пережитое на войне, она состоялась как поэт.

Духовная высота, солдатская дружба, взаимовыручка, мужество – все это для Юлии Друниной не только когда-то пережитое и обретенное, но и точка отсчета. В нравственном смысле она была очень требовательна к себе, неустанно проверяла себя: не поступилась ли самым главным.[2, с.7] В ее творчестве это прослеживается очень хорошо.

Когда Друнину спрашивали: «Что заставляет Вас вновь и вновь возвращаться к теме войны?» - она отвечала: «Память сердца».

 Один из уроков преподаватель русского языка и литературы начала со стихотворения  Юлии  Владимировны Друниной:

Да, сердце часто ошибалось,

Но все ж не поселилась в нем

Та осторожность,

Та усталость,

Что равнодушьем мы зовем.

Все хочет знать,

Все хочет видеть,

Все остается молодым.

И я на сердце не в обиде,

Хоть нету мне покоя с ним.

Слова этого стихотворения мне запали в душу и  я   заинтересовался  судьбой  и творчеством Юлии Друниной.

Поэтому, неслучайно,  я выбрал  для исследования военную лирику Юлии Друниной, чтобы понять сопричастность послевоенного поколения к тем суровым военным будням, проникновенно описанным в стихах поэта.       

Актуальностьисследования творчества Юлии Друниной связана с тем, что 2020 год – это юбилейный год Великой Победы, поэтому в который раз хочется отдать дань уважения солдатам и командирам Армии–победительницы, о которых с такой искренностью, теплотой и душевным трепетом вспоминает поэтесса Друнина.

Гипотеза: война оставила неизгладимый след в судьбе и творчестве Юлии Владимировны Друниной, но не сломила ее, а закалила.

Проблема: Источник таланта и сила духа Юлии Друниной кроется в опыте военных лет. Почему такие поэты, как Юлия Друнина, так необходимы  народу?

В связи с этим цель данного исследования - выявить уроки, оставленные войной, в судьбе и творчестве Юлии Владимировны Друниной.

Для достижения поставленной цели считаю целесообразным решение следующих задач:

 - проследить путь становления и развития  военного творчества Юлии Друниной;

- отметить особенности изображения войны в ее поэзии;

- определить влияние войны и пережитого на войне на жизнь Юлии Друниной в послевоенные годы.

Объект исследования: процесс рождения военной поэзии Юлии Друниной и влияние суровых лет войны на дальнейшую жизнь поэтессы.

Предмет исследования: творческая и жизненная судьба Юлии Владимировны Друниной.

            Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и получения намеченного результата я использовал следующие методы:

- изучение и систематизация специальной литературы, интернет - источников по анализу поэтического творчества Юлии Друниной;

- социологическое исследование людей разного возраста на предмет отношения к поэзии Юлии Владимировны Друниной;

- обобщение полученных в процессе исследования результатов.

Поэзия, ставшая  судьбой.

Сверстникам Юлии Друниной выпало на долю в юном возрасте пройти испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. Это было поколение романтиков и энтузиастов! И вполне закономерно, что в грозном 1941 году оно стало поколением добровольцев.

Юлия Друнина не раз была на волосок от смерти, вынося с поля боя раненых солдат.  Ее выносливость, храбрость и бесстрашие многим из них сохранили жизнь .

Уже в начале войны в невероятно коротком отрезке времени юной Друниной пришлось пережить артобстрелы, окружение, гибель друзей, тяжелое ранение, лечение в госпитале и возвращение на фронт. От пережитого сердце молодой девушки не выдержало и взорвалось стихами. Поэзия стала судьбой Юлии Владимировны Друниной:

Я столько раз видала рукопашный.

Раз - наяву, и тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно

Тот ничего не знает о войне.

Яркие, сочные, правдивые лирические картины в стихах Юлии: «заградительные рвы, словно обнажившиеся нервы»; «лежит он, напружиненный и белый»; «под чалмой намокшего бинта»; «в тревожной пустыне враждебного леса» и многие другие передают суровый колорит войны и потерь.

На фронтовых дорогах Юлия встретила и верных подруг. И самыми горькими событиями фронтовой жизни были не ранения, а потеря друзей-однополчан. Так, в своем одном из лучших стихотворений «Зинка» Юлия Друнина рассказывает о своей фронтовой подруге Зинаиде Самсоновой, санинструкторе 667 стрелкового полка. Всех восхищала отвага этой девушки, она всегда была впереди. Зинаида погибла в одной из атак в 1944 году. Ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. [13]

Стихотворение «Зинка» Юлия Друнина пишет в необычной поэтической форме - форме диалога, тем самым  подчеркивая искренность, простоту и теплоту отношений подруг.

Много судеб было сломлено войной, но Юлию Владимировну Друнину война только закалила. Все выпавшие на ее долю испытания она с честью выдержала.

Казалось, что она знает о войне все. Ей необходимо было с кем-то поделиться пережитым и выстраданным. Эта потребность привела Юлию Друнину в 1944 году в Литературный институт имени А.М.Горького, куда она не поступила после своего первого ранения.

Социологическое исследование

Я с большим интересом провел социологическое исследование на предмет отношения моих сверстников к поэзии Юлии Владимировны Друниной. Я обратился  с предложением ответить на вопросы студентов 1-2 курсов . В проведенном опросе я задавал простые вопросы:

- Известно ли вам имя Ю.В. Друниной?

- Как сложилась  ее судьба?

- Знакомы ли вы с ее  творчеством?

Результат исследования – создание   небольшого  пособия  к урокам русской литературы с биографией и стихами Друниной.

Из числа опрошенных  80 студентов 1 курса  60%  обучающихся ( 48 ч)   известно имя Ю. В. Друниной, но только 2 студента (2.5%) знакомы с ее судьбой и творчеством.  Из числа студентов 2 курса ( 95 человек) 84.2 %  обучающихся ( 80ч) знают этапы биографии и творчества поэтессы.


 

  Заключение

По итогам исследования жизненного и творческого пути Юлии Друниной, влияния суровых военных лет на дальнейшую жизнь поэтессы можно сделать вывод, что уроки войны для нее не прошли даром.

Методом изучения биографии поэтессы и анализа ее творчества, сохранившего память о войне, мной установлено следующее:

- в годы войны Юлия Друнина прошла испытание на зрелость;

- война выковала судьбу поэтессы, стала мерилом совести и точкой отсчета в ее дальнейшей жизни;

- во время Великой Отечественной войны раскрылся  поэтический  талант  Друниной, вырос ее творческий потенциал;

- поэтесса осталась верна памяти тех суровых лет и свято хранила эту память в своем сердце и в творчестве.

Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном взгляде на судьбу и творчество поэта и общественного деятеля Юлии Друниной.

Я считаю, что результаты исследования могут найти практическое применение при подготовке уроков истории и литературы, посвященных Великой Отечественной войне, а также при проведении внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Я верю, что поэтическое слово Юлии Владимировны Друниной будет жить долго и находить отклик в сердцах и помыслах последующих поколений нашей великой страны.

 

Список используемой литературы

1.      Друнина Ю.В. В двух измерениях. - М.: Советский писатель, 1970. – 104 с.

2.      Друнина Ю.В. Избранное. - М.: Художественная литература, 1989. – 397 с.

3.      Друнина Ю.В. Метель - М.: Советский писатель, 1988. – 211 с.

4.      Друнина Ю.В. Я родом не из детства.- М.: Современник, 1973. – 128 с.

5.      Друнина Ю.В. Стихи разных лет. - М.: Советская Россия, 1988. – 338 с.

6.      Липатникова Е. Неповторимый звездный час. – М.: Эксмо-Экспресс, 2000. – 384 с.

7.      Старшинов Н.К. Планета «Юлия Друнина», или история одного самоубийства. - М.: Звонница-МГ, 1994. – 80с.

8.      Шагалов А.Ф. Уроки ответственности. - М.: Военное издательство, 1986. – 269 с.