Статья " Театральный кружок "Юный актёр" как средвтво развития творческих способностей дошколников
Оценка 4.9

Статья " Театральный кружок "Юный актёр" как средвтво развития творческих способностей дошколников

Оценка 4.9
docx
20.11.2023
Статья " Театральный кружок "Юный актёр" как средвтво развития творческих способностей дошколников
МОЯ СТАТЬЯ О ТЕАТРЕ.docx

Бондаренко Светлана Александровна

музыкальный руководитель МДОУ № 33

 

Театральный кружок «Юный актер»

 как средство развития творческих способностей дошкольников

 

 

 

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет

развитие духовного мира детей…»

(Б. М. Теплов)

 

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в обновленном ГОС ДО, ребенок, на этапе завершения дошкольного образования, должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей дошкольного возраста. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В современной отечественной педагогике и психологии исследованием вопроса приобщения дошкольников к театрализованной деятельности занимаются многие педагоги и психологи.  По мнению исследователей Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, М.Д.Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального, художественно-эстетического развития и восприятия детей.

В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. В связи с этим  на протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении действует театральный кружок «Юный актер».

Кружок «Юный актер» - организуется в свободное от ООД время, во второй половине дня, два раза в неделю. Работа кружка позволяет получить ребенку не только базовое дошкольное образование, но и развить индивидуальные способности, проявить творческий потенциал и укрепить здоровье.

Цель кружка «Юный актер» - развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи кружка:

¾      Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

¾      Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.

¾      Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых

¾      Познакомить детей  с различными видами театра (кукольным,  настольным, пальчиковым, театром на магнитах, фланелеграфе, драматическим театром и др.).

¾      Совершенствовать артистические навыки детей, их исполнительские умения.

¾      Приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

Для реализации поставленных задач были использованы методы и приемы:

¾      изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

¾      организация  предметно-развивающей среды;

¾      индивидуальные беседы с детьми;

¾      чтение и обсуждение художественных   произведений;

¾      экскурсия в театр;

¾      просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

¾      просмотр и обсуждение слайдов, видеофильмов, мультфильмов;

¾      игры-драматизации;

¾      режиссерские игры;

¾      подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок;

¾      моделирование ситуаций;

¾      упражнения по формированию выразительности исполнения;

¾      изготовление атрибутов, элементов костюмов.

Был разработан  перспективный план кружка «Юный актер», который  состоит из шести разделов работы с детьми:

1. Знакомство с художественной литературой

Задачи: развивать интерес к художественной, познавательной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями и др. Формировать умение воспринимать наиболее яркие выразительные средства литературного произведения в связи с его содержанием: прием иносказания, фантастические превращения; афористичность языка, употребление поговорок, вставных песенок, повторов, прием преувеличения. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Продолжать учить пересказывать эмоционально, передавать интонационно разнообразно, в зависимости от смысла содержания произведения, характеры персонажей, выражать собственное отношение к героям и их поступкам.

2. Театральная игра

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве; строить диалог с партнёром на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.

3. Ритмопластика

Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

4. Культура и техника речи

Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

5.Основы театральной культуры

Задачи: овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя.

6.Работа над спектаклем

Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, развивать навыки действий с воображаемыми предметами, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо, восхищённо, жалобно и т. д.).

 Для организации театрализованной деятельности широко используются:

¾      настольный театр: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка» и др.;

¾      пальчиковый театр: «Теремок», «Репка», «Курочка ряба»; «Три медведя» и др.;

¾      плоскостной театр: «Три медведя», «Кошкин дом» и др.;

¾      костюмы к сказкам «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок», «Кошкин дом», «Сказка о рыбаке и рыбке» и т.д.;

¾      сюжетные картинки по сказкам;

¾      дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки»,

¾      раскраски по мотивам сказок.

В работе кружка принимают участие воспитатели и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми и взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.

Такой союз педагогов, детей и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Результат  кружковой деятельности позволяет сделать вывод:

¾      повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей;

¾      дети умеют читать стихи, легко и с выражением пересказывают небольшие произведения, выполняют роли в драматизациях сказок, произведений.

¾      могут выступать перед публикой (родителями, сверстниками). Легко и с желанием участвуют в творческой деятельности.

¾      понимают эмоциональное состояние своего партнера и передают свое. Создают творческий образ, отличающийся оригинальностью, гибкостью и подвижностью.

¾      развита интеллектуальная и литературная способность, выразительно передают образы героев сказок.

¾      повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

А самое главное достижение работы кружка «Юный актер» – создание благоприятной дружеской атмосферы в детском коллективе, установление контакта между педагогом и воспитанниками, наполнение детей яркими впечатлениями.

 

Использованная литература:

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с.
  2. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / - Волгоград: Учитель, 2008.- 153с.
  3. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
  4. Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / - ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  5. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду: методические рекомендации / Е. В. Мигунова. - М.: Сфера, 2009. – 128 с.

 

Бондаренко Светлана Александровна музыкальный руководитель

Бондаренко Светлана Александровна музыкальный руководитель

Задачи кружка: ¾ Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности

Задачи кружка: ¾ Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности

Основы театральной культуры

Основы театральной культуры

А самое главное достижение работы кружка «Юный актер» – создание благоприятной дружеской атмосферы в детском коллективе, установление контакта между педагогом и воспитанниками, наполнение детей яркими…

А самое главное достижение работы кружка «Юный актер» – создание благоприятной дружеской атмосферы в детском коллективе, установление контакта между педагогом и воспитанниками, наполнение детей яркими…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2023