Конспект занятия в 6 классе «Делать добро спеши». (Яценко Л.Н.)
Цель: Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей). Развивать умение оценивать проявления доброты в поведении человека. Коррекция эмоционально-личностной сферы через решение проблемных ситуаций.
Ход занятия.
I.Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. А чтобы настроение наше было хорошим, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. ( Воспитатель берет в руки зажженную свечу) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает нас все занятие.
2.Введение в тему:
- Ребята, вы узнаете тему занятия, если разгадаете кроссворд, в центре кроссворда спрятана тема сегодняшнего занятия. Слушайте внимательно загадки.
1.По бумаге я бегу,
Все умею, все смогу.
Хочешь - домик нарисую,
Хочешь - елочку в снегу,
Хочешь - дядю, хочешь - сад,
Мне любой ребенок рад! (Карандаш)
2.Круглый, яркий и тугой
Есть и голос - бас густой,
А басит он лишь тогда,
Когда бьют его в бока:
Деревянные дубинки
Выбивают дробь по спинке. (Барабан)
3.Что за странная избушка
Появилась над опушкой?
Низко над землей висит
И пропеллером вертит.
Есть окошки, есть и дверь,
А рычит, как страшный зверь. (Вертолет)
4.В нем живет моя семья -
В доме, что стоит под елкой.
Я несу туда иголки,
Приношу добычу я.
Нас в лесу найти не трудно,
Лишь под ноги посмотри,
5.Назови меня скорей - Я рабочий … (муравей)
6.Посмотри-ка, по дорожке
Ходят маленькие ножки.
На головке - гребешок.
Кто же это? (Петушок)
7.Привезли мы в дом волшебный
Ящик необыкновенный.
Кнопку нужную нажми,
Сядешь в кресло и смотри! (Телевизор)
8.В руки ты ее берешь
И на кнопку сильно жмешь.
А она как закрутится,
Заюлит и завертится,
Затанцует, запоёт.
Кто игрушку назовет? (Юла)
- Какое слово у нас получилось? (Доброта)
- Мы сегодня будем разговаривать на занятии о доброте. Я хочу вам рассказать одну притчу.
II.Основная часть.
Притча о добром соседе
Как-то добродушный
человек купил себе большой и красивый дом, с плодоносящим садом. А рядом по
соседству в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно старался
испортить ему настроение: то какую-нибудь гадость сделает, то мусор под ворота
подбросит.
В одно прекрасное утро проснулся добрый человек в хорошем настроении, вышел на
крыльцо, и видит там – ведро с помоями. Взял он ведро, вылил помои, вычистил
ведро до идеального блеска, насобирал в него больших, вкусных и спелых фруктов
и пошел к своему соседу.
Услышав стук в дверь, завистливый сосед злорадно подумал: «Ну, наконец-то я его
достал!» Открывает дверь в надежде, что случится скандал, а добродушный человек
протянул ему ведро с фруктами и сказал:
- Кто, чем богат, тот тем и делится!
- Как вы, ребята думаете, чем богаты эти 2 соседа?(ответы детей)
Доброта! Какое волшебное слово! Этому слову много лет! А люди продолжают спорить о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна?
- А как вы понимаете, что такое доброта? Подумайте и скажите(ответы детей)
Правильно. Прочитайте, как написано в словаре, что такое доброта.
Доброта - отзывчивость, сочувствие, душевное расположение к людям, стремление делать доброе, хорошее, полезное другим.
- Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у нее запах, вкус? (ответы детей)
- Ребята, послушайте стих, который прочитает вам Ваня.
Чтение стих:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела – делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
-Как вы думаете, о чем это стих? Как можно услышать доброту? Как об этом говорится в этом стих? Как можно увидеть доброту?
- В жизни важны не только добрые слова, а и дела, т.е. хорошие поступки.
- Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите о них (ответы детей)
Ваня, а для тебя важно, что о твоем поступке узнали другие люди? Что ты чувствовал, когда совершал хороший поступок?
- Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?
(Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении.)
- Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрые поступки. Скажите, какие?
(Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать. Книгу подклеить, грязную чашку вымыть. На листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.)
Ребята, на доброту всегда надо отвечать благодарностью. Но не всегда у нас это получается. Медики советуют ежедневно одну-три минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово - неживое.
- Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.
- Давайте, ребята, проверим себя, оценим поступки других.
Деловая игра: «Учимся сотрудничать».
- Я прошу вас вытащить из коробки один кружочек. Те дети, у кого оказались кружки одинакового цвета собираются в одну команду. Каждой команде надо обсудить ту ситуацию, которая написана у вас на листочках. Команда с синими и черными кружочками разыгрывают сценки. Команда с красными кружочками: читает внимательно текст, анализирует, как ведут себя ребята в разных жизненных ситуациях и даете оценку их поступкам. Поразмышляйте и решите, как бы вы поступили на месте тех ребят. Послушайте правила работы в группах: один из вас читает текст, все остальные слушают; затем вы все анализируете поступки детей, даете оценку этим поступкам. Распределяете роли, проигрываете сценку, один из вас, отвечает с анализом поступков.
Ситуация первая.
Даша уже два часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша: – Гулять пойдешь?
Даша: – Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается!
Ещё и сочинение по русскому писать.
Маша: – Да не переживай! Я всё решила, как всегда, дам списать!
Даша: – О! Ес! Ты настоящая подруга.
- Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой?
- Как вы бы поступили на месте Маши? (ответы детей).
– Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списывать.
– Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах.
– Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.
Вывод: Настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.
Ситуация вторая.
На самостоятельной, по математике Сергей обнаружил, что в авторучке закончились чернила.
Сергей: – Ой, чернила закончились!
Антон: – А у меня запасная ручка есть.
Сергей: – Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!
Антон:– А, что ты мне за это дашь?
Сергей: – Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
Антон: – Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня всю неделю дежурить!
Сергей: – да ладно, давай уж!
- Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг?
- Как бы вы поступили на его месте? (ответы детей).
– Он выручил Сергея, но про себя не забыл.
– Если бы Антон был настоящим другом, он дал бы ручку просто так и ничего бы за это не требовал.
– Антона нельзя назвать другом, он жадный, из всякой мелочи хочет получить выгоду.
– Я не хотел бы иметь такого друга как Антон. Он воспользовался тем, что Сергей оказался в безвыходной ситуации.
– Я бы дал другу ручку просто так, а потом бы Сергей меня выручил – так поступают настоящие друзья.
Вывод: настоящий друг должен быть бескорыстным, он не должен искать для себя выгоду. И ещё есть большой секрет дружбы – помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей, о хороших друзьях говорить всегда приятно.
Ситуация третья.
После уроков учительница попросила Петю и Сашу сделать генеральную уборку в классе. Проверив, учительница оказалась результатом довольна. Всё было выполнено отлично.
- Можно ли сказать, что выполнено доброе дело?
- Через что? – через полезную деятельность.
- А сейчас давайте сосредоточим свое внимание и поиграем с вами в игру «Хорошо—плохо»
Оцените поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?
Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие |
Хорошие |
порвал блузку; |
защитил слабого; |
обидел друга; |
проведал больного друга; |
поссорился с воспитателем; |
накормил птиц |
толкнул ногой щенка; |
помог младшим детям заплести косы. |
Итог игры: По вашим ответам я поняла, что вы отличает хорошие поступки от плохих. III.Итог. 7.Упражнение «Волшебный мешочек» - А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза, сложить ладони чашечкой и мысленно сложить в неё всё злое, плохое, от чего вы хотели бы избавиться. Воспитатель подносит к каждому ребёнку «волшебный мешочек» и ребёнок осторожно, чтобы не расплескать, опускает в него своё зло. Воспитатель: А теперь я крепко-крепко завяжу этот мешочек и мы от него избавимся, а значит и от того зла, которое вы в него положили. Будь добрым! Умей добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.