Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
воспитательная работа
Взрослым
13.12.2018
Статья
Педагогика сотрудничества - ведущая идея педагогического учения В.А. Сухомлинского Автор Уварова Наталия Юрьевна, соавтор Грибцова Ольга Николаевна В основе стратегии сотрудничества лежат принципы стимулирования и направления педагогом познавательных и жизненных интересов учащихся. Все это предполагает понимание педагогом учащегося, признание его прав на ошибку, личную ответственность педагога за свои суждения, оценки, рекомендации, требования и поступки.
статья.doc
Педагогика сотрудничества ­ ведущая идея педагогического учения В.А. Сухомлинского Автор Уварова Наталия Юрьевна,  соавтор Грибцова Ольга Николаевна   Одним из важнейших аспектов нашей жизни стало воспитание. Воспитание — главная  сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность  воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и  квалифицированном руководстве. Традиционно сложилось так, что в воспитании  ребенка младшего дошкольного и школьного возраста принимают участие только  образовательные учреждения, детский сад и школа, родители привлекаются  достаточно редко.  А ведь самые первые воспитатели ребенка – это родители, именно они имеют самое  сильное влияние на детей. Когда ребенок появляется в семье, родители с нетерпением  ждут, когда малыш пойдет в детский сад, и там его научат кушать самостоятельно, хорошо разговаривать, справляться со своими нуждами без чьей то помощи, быть  самостоятельным, общительным, хорошо вливаться в коллектив, рисовать, читать. Но,  сталкиваясь с длительным результатом и не всегда оправдывающим их ожидания, они  приходят в панику. Родители зачастую входят в заблуждение думая что, отдав свое чадо в  детский сад, не нужно им заниматься. Я в свою очередь основываюсь на личном опыте, и  результатах полученных в ходе длительных наблюдений выяснила, что в образовательном  процессе нужна поддержка родителей начиная с первой ступени образования. Но в  настоящее время к сожалению воспитатель выступает замещающим компонентом в семье.  Именно родители первые сеятели того зерна, в котором они хотят видеть красивые ростки  а в итоге хорошие плоды своего непосильного труда в воспитании.  В современном образовании одним из важнейших направлений педагогической  деятельности является взаимодействие школы и семьи, это отражено в кодексе об  образовании. «Субъектами образовательных отношений являются обучающиеся, законные  представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения  образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского  образования, а также иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в  соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Объектами образовательных отношений являются знания, умения, навыки,  свойства и качества личности обучающихся."  Рассмотрим что же такое педагогика сотрудничества. Педагогика  сотрудничества ­ это совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес  к обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу  коллективного творчества, при взаимодействии образовательных организаций и семьи. Педагогика сотрудничества основана на уважении личности ученика, его партнерства и учителя в учебном процессе. Учитель создает оптимальные условия для учения и развития, а не заставляет его принудительно учиться. Те педагоги, которые придерживаются данного направления, активно используют и применяют новые, нетрадиционные методы, приемы и средства учебной деятельности, обеспечивающие высокий результат усвоения учащимися учебного материала. В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество  трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности,  проникновением в духовный мир друг друга,.  Важнейшее место в системе сотрудничества, занимают отношения «учитель ­  ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а  ученика ­ объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение  заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Именно поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть  сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным;  ни один из них не должен стоять над другим. Сотрудничество в отношениях «ученик ­ ученик» реализуется в общей  жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы. Принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников,  учителей и руководителей с окружающей социальной средой. Базовыми принципами которыми оперирует педагогика сотрудничества это: ­ принцип опережения, ориентация на зону ближайшего развития;  ­ принцип сотрудничества педагога с учениками; ­ отсутствие принуждения в учебной и внеклассной деятельности; ­ организация материала по блокам; ­ использование ключевых слов и опорных конспектов, и др. В настоящее время процесс образования находится под влиянием идей,  которые в начале века были сформулированы в работах теоретиков общей и  педагогической психологии 50­60­х годов нашего века (Л.С. Выготский, А.Н.  Леонтьев, Д.Б. Элькони, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.), передовых  практиков современной школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский и др.),  нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ в  учебном коллективе.  Один из первых педагогов, который в теории обосновал принципы реализации  сотрудничества родителей и педагогов в воспитании и обучении детей Сухомлинский В.А.  Он раскрыл саму суть принципов такого взаимодействия: между самими детьми, между  учителями и учащимися, а также семьей и школой. Педагог писал: "Наиболее полноценное  общественное воспитание ­ это, как известно, школьно­семейное… без воспитания детей,  без постоянного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного  общения и взаимного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как  первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно­воспитательное  учреждение и невозможен моральный прогресс общества".  В. А. Сухомлинский считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. Учитель для ребенка должен быть таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, человечность и доброта, взаимное доверие между ними – это именно то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Педагогическая система А.В. Сухомлинского базировалась на гуманистических  принципах: ­в первую очередь это доверие к ребенку, ­ получение знаний без принуждения, ­ воспитания без наказаний, ­ сотрудничество родителей, учителей и детей, ­ высокая нравственность, ­ труд как творчество, ­ свобода выбора поведения, поступка, образа жизни, ­ ответственность за свой выбор. Главной силой для ребенка младшего школьного возраста, заставляющей его  выполнять более или менее продолжительные трудовые задания является коллективность  трудовых процессов. Дети находят яркое проявление самых сильных интеллектуальных и  эмоциональных качеств человека в трудовом творчестве. В. А. Сухомлинский писал  «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника».  Цитируя В.А. Сухомлинского: «Гармоническое, всестороннее развитие возможно  только там, где два воспитателя– школа и семья– не только действуют заодно, ставя перед  детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения,  всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в  целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания». Отсюда следует, что  воспитанием  можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей  воспитание вносит различную лепту — от самой незначительной до максимально  возможной. Сухомлинский В.А., великий классик мировой педагогики, настоятельно рекомендует педагогам вызывать в школу родителей тогда, когда ребенок совершает что-то хорошее, добивается положительных результатов. Такая система воспитания препятствует психическим срывам и появлению "трудных" подростков. По мнению В.А. Сухомлинского "Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности. Дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Ребенку нельзя давать почувствовать, будто он хуже других, или не способен, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Педагогика сотрудничества ставит школу в ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и  организована с позиций педагогической целесообразности. Многие считают себя хорошими родителями и уверены в правильности воспитания своих  детей. Отсюда возникает вопрос: откуда появляются ошибки в воспитании или  педагогические неудачи? Чтобы ответить на него, можно выделить ряд причин: низкая педагогическая культура родителей; нарушение супружеских отношений; личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка; гиперопека или гипоопека (неадекватный уровень удовлетворения детских  потребностей). Основными социальными институтами, формирующими подрастающую личность,  являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным  действием всех трех источников воспитания. Именно поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные  и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении ­ будущем всей страны.  Я в свою очередь основываюсь на личном опыте, и результатах полученных в ходе  длительных наблюдений выяснила, что в образовательном процессе нужна поддержка  родителей начиная с первой ступени образования. Но в настоящее время к сожалению  воспитатель выступает замещающим компонентом в семье.  В основе стратегии сотрудничества лежат принципы стимулирования и направления  педагогом познавательных и жизненных интересов учащихся. Все это предполагает  понимание педагогом учащегося, признание его прав на ошибку, личную ответственность  педагога за свои суждения, оценки, рекомендации, требования и поступки. Литература 1. Наумов Н.Д. Философско­педагогические идеи В.А.Сухомлинского и их развитие  во второй половине ХХ столетия // Русский учитель. ­ 2004. ­ № ­ С. ­2 2.  Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. ­ Минск: Народная газета, 2009.

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2018