Статья

  • Работа с родителями
  • doc
  • 13.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогика сотрудничества - ведущая идея педагогического учения В.А. Сухомлинского Автор Уварова Наталия Юрьевна, соавтор Грибцова Ольга Николаевна В основе стратегии сотрудничества лежат принципы стимулирования и направления педагогом познавательных и жизненных интересов учащихся. Все это предполагает понимание педагогом учащегося, признание его прав на ошибку, личную ответственность педагога за свои суждения, оценки, рекомендации, требования и поступки.
Иконка файла материала статья.doc
Педагогика сотрудничества ­ ведущая идея педагогического учения В.А. Сухомлинского Автор Уварова Наталия Юрьевна,  соавтор Грибцова Ольга Николаевна   Одним из важнейших аспектов нашей жизни стало воспитание. Воспитание — главная  сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность  воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и  квалифицированном руководстве. Традиционно сложилось так, что в воспитании  ребенка младшего дошкольного и школьного возраста принимают участие только  образовательные учреждения, детский сад и школа, родители привлекаются  достаточно редко.  А ведь самые первые воспитатели ребенка – это родители, именно они имеют самое  сильное влияние на детей. Когда ребенок появляется в семье, родители с нетерпением  ждут, когда малыш пойдет в детский сад, и там его научат кушать самостоятельно, хорошо разговаривать, справляться со своими нуждами без чьей то помощи, быть  самостоятельным, общительным, хорошо вливаться в коллектив, рисовать, читать. Но,  сталкиваясь с длительным результатом и не всегда оправдывающим их ожидания, они  приходят в панику. Родители зачастую входят в заблуждение думая что, отдав свое чадо в  детский сад, не нужно им заниматься. Я в свою очередь основываюсь на личном опыте, и  результатах полученных в ходе длительных наблюдений выяснила, что в образовательном  процессе нужна поддержка родителей начиная с первой ступени образования. Но в  настоящее время к сожалению воспитатель выступает замещающим компонентом в семье.  Именно родители первые сеятели того зерна, в котором они хотят видеть красивые ростки  а в итоге хорошие плоды своего непосильного труда в воспитании.  В современном образовании одним из важнейших направлений педагогической  деятельности является взаимодействие школы и семьи, это отражено в кодексе об  образовании. «Субъектами образовательных отношений являются обучающиеся, законные  представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения  образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского  образования, а также иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в  соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательнуюдеятельность. Объектами образовательных отношений являются знания, умения, навыки,  свойства и качества личности обучающихся."  Рассмотрим что же такое педагогика сотрудничества. Педагогика  сотрудничества ­ это совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес  к обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу  коллективного творчества, при взаимодействии образовательных организаций и семьи. Педагогика сотрудничества основана на уважении личности ученика, его партнерства и учителя в учебном процессе. Учитель создает оптимальные условия для учения и развития, а не заставляет его принудительно учиться. Те педагоги, которые придерживаются данного направления, активно используют и применяют новые, нетрадиционные методы, приемы и средства учебной деятельности, обеспечивающие высокий результат усвоения учащимися учебного материала. В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество  трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности,  проникновением в духовный мир друг друга,.  Важнейшее место в системе сотрудничества, занимают отношения «учитель ­  ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а  ученика ­ объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение  заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Именно поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть  сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным;  ни один из них не должен стоять над другим. Сотрудничество в отношениях «ученик ­ ученик» реализуется в общей  жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы. Принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников,  учителей и руководителей с окружающей социальной средой. Базовыми принципами которыми оперирует педагогика сотрудничества это: ­ принцип опережения, ориентация на зону ближайшего развития;  ­ принцип сотрудничества педагога с учениками; ­ отсутствие принуждения в учебной и внеклассной деятельности; ­ организация материала по блокам; ­ использование ключевых слов и опорных конспектов, и др.В настоящее время процесс образования находится под влиянием идей,  которые в начале века были сформулированы в работах теоретиков общей и  педагогической психологии 50­60­х годов нашего века (Л.С. Выготский, А.Н.  Леонтьев, Д.Б. Элькони, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.), передовых  практиков современной школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский и др.),  нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ в  учебном коллективе.  Один из первых педагогов, который в теории обосновал принципы реализации  сотрудничества родителей и педагогов в воспитании и обучении детей Сухомлинский В.А.  Он раскрыл саму суть принципов такого взаимодействия: между самими детьми, между  учителями и учащимися, а также семьей и школой. Педагог писал: "Наиболее полноценное  общественное воспитание ­ это, как известно, школьно­семейное… без воспитания детей,  без постоянного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного  общения и взаимного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как  первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно­воспитательное  учреждение и невозможен моральный прогресс общества".  В. А. Сухомлинский считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. Учитель для ребенка должен быть таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, человечность и доброта, взаимное доверие между ними – это именно то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Педагогическая система А.В. Сухомлинского базировалась на гуманистических  принципах: ­в первую очередь это доверие к ребенку, ­ получение знаний без принуждения, ­ воспитания без наказаний, ­ сотрудничество родителей, учителей и детей, ­ высокая нравственность, ­ труд как творчество, ­ свобода выбора поведения, поступка, образа жизни, ­ ответственность за свой выбор.Главной силой для ребенка младшего школьного возраста, заставляющей его  выполнять более или менее продолжительные трудовые задания является коллективность  трудовых процессов. Дети находят яркое проявление самых сильных интеллектуальных и  эмоциональных качеств человека в трудовом творчестве. В. А. Сухомлинский писал  «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника».  Цитируя В.А. Сухомлинского: «Гармоническое, всестороннее развитие возможно  только там, где два воспитателя– школа и семья– не только действуют заодно, ставя перед  детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения,  всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в  целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания». Отсюда следует, что  воспитанием  можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей  воспитание вносит различную лепту — от самой незначительной до максимально  возможной. Сухомлинский В.А., великий классик мировой педагогики, настоятельно рекомендует педагогам вызывать в школу родителей тогда, когда ребенок совершает что-то хорошее, добивается положительных результатов. Такая система воспитания препятствует психическим срывам и появлению "трудных" подростков. По мнению В.А. Сухомлинского "Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности. Дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Ребенку нельзя давать почувствовать, будто он хуже других, или не способен, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Педагогика сотрудничества ставит школу в ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и  организована с позиций педагогической целесообразности. Многие считают себя хорошими родителями и уверены в правильности воспитания своих  детей. Отсюда возникает вопрос: откуда появляются ошибки в воспитании или  педагогические неудачи? Чтобы ответить на него, можно выделить ряд причин: низкая педагогическая культура родителей;нарушение супружеских отношений; личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка; гиперопека или гипоопека (неадекватный уровень удовлетворения детских  потребностей). Основными социальными институтами, формирующими подрастающую личность,  являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным  действием всех трех источников воспитания. Именно поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные  и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении ­ будущем всей страны.  Я в свою очередь основываюсь на личном опыте, и результатах полученных в ходе  длительных наблюдений выяснила, что в образовательном процессе нужна поддержка  родителей начиная с первой ступени образования. Но в настоящее время к сожалению  воспитатель выступает замещающим компонентом в семье.  В основе стратегии сотрудничества лежат принципы стимулирования и направления  педагогом познавательных и жизненных интересов учащихся. Все это предполагает  понимание педагогом учащегося, признание его прав на ошибку, личную ответственность  педагога за свои суждения, оценки, рекомендации, требования и поступки.Литература 1. Наумов Н.Д. Философско­педагогические идеи В.А.Сухомлинского и их развитие  во второй половине ХХ столетия // Русский учитель. ­ 2004. ­ № ­ С. ­2 2.  Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. ­ Минск: Народная газета, 2009.