Данная статья посвящена системе выявления и сопровождения способных и одаренных обучающихся в области биологического и экологического воспитания и образования. Автор анализирует подходы, проблемы и риски пот формированию исследовательских компетенций, делится собственным педагогическим опытом , приводит примеры участия в конкурсах, форумах различных уровней.
Арефьева Е.В.,статья.docx
Мои слагаемые счастья
Чешуятся…
Я, Арефьева Елена Валерьевна – учитель биологии МАОУ «Викуловская СОШ
№2» села Викулово Тюменской области. Мне 52 года, общий стаж составляет 35
лет, педагогический стаж – 25 лет и эти годы отданы одной, единственной и по
настоящему родной школе из сибирской глубинки…
25 лет работы в сельской школе… Какая звонкая и немного пугающая цифра…
Как быстро бежит время… Заставляет задуматься: что было, как это было и что
будет?
А было многое: и радостные, и печальные, и веселые, и трагические моменты…
Но сегодня с уверенностью могут сказать: «Я люблю, то чем занимаюсь, и я
занимаюсь, тем, что люблю!» Какая простая формула счастья… А какие они – эти
слагаемые счастья?
1. Мой любимый удивительный предмет – биология. Такой изученный и
таинственный, гениально просто и уникально сложно устроенный…Можно
десятилетиями изучать эту науку, ежедневно произносить прописные истины, и
внезапно задохнуться от восторга причастности к красоте окружающего мира,
мудрости мироздания, и это трепетное отношение я передаю своим ученикам, не
боясь быть эмоциональной и сентиментальной, искренней в проявлении своих
чувств…
2. Возможность, желание и способность совершенствоваться, развиваться,
учиться, расти. Порой, слушая интересного собеседника, докладчика, лектора,
читая интересную книгу, ловишь себя на мыслях: «Как немного я знаю! Как мало
времени на познание нового…» И начинаешь еще больше ценить каждый миг,
минуту, мгновенье…. Я благодарна Тюменскому государственному университету,
который дал классическое биологическое образование, научил мыслить творчески и
креативно, подарил встречи с талантливыми и интересными людьми, поставил
«прививку» от скуки, рутины и банальности… У меня есть собственный рецепт как
избежать нашей профессиональной болячки – эмоционального выгорания – «Все
надоело, устала? Иди учись, развивайся, совершенствуйся!» Смею, заверить,
работает! Так в моей жизни появилось обучение в аспирантуре, второе высшее
образование, музыкальное образование по классу фортепиано, дизайнерские идеи,
работа в Институте проблем освоения Севера Российской Академии наук,
экспедиции на Ямал, участие в профессиональных мероприятиях в Тюмени, Санкт
Петербурге, Москве, Сочи, работа в административном корпусе, победы в
профессиональных конкурсах «Учитель года», лучших учителей РФ, работа в
качестве сетевого педагога областной экспериментальной площадки по работе с
одаренными детьми и многое, многое другое… И все это только обогащало, делало
интересной для самой себя и детей.
3. Мои ученики. Я как сельский учитель абсолютна счастлива. Все таки сельский
уклад жизни дает весомые бонусы в общении с детьми. Мы много можем много
рассуждать о потере престижа и уважения к учительскому труду, но менталитет
сельского жителя не допускает пренебрежительного отношения к педагогу. И я
глубоко убеждена, в конфликтной ситуации в первую очередь вина учителя, который не смог поступить как взрослый умный воспитанный тактичный и
понимающий профессионал. При этом совсем не обязательно сюсюкаться, дети
больше всего на свете не прощают ложь и неискренность. Я работаю в немаленькой
по сельским меркам школе, она является базовой в нашем школьном округе, в ней
около 500 детей, и ведь так несложно улыбнуться, пошутить, порой и над собой, что
весьма обезоруживает, обнять, потрепать по стриженному затылку пусть не каждого
ребенка, а может только одного, которому это сделает его день чуть радостнее и
светлее…
4. Родители учеников. Только заинтересованный разговор с родителями,
убежденность в том, что ребенок – это талант, которому мы вместе должны помочь
раскрыться, делает нас единомышленниками и настоящими друзьями.
5. Моя семья. Семья и родные учителя – это особая каста людей. А как еще по
другому можно назвать их: терпеливых, понимающих и принимающих наши
проблемы и готовых всегда выслушать и помочь…
6. Системная исследовательская работа. Это отдельная тема, не дань моде, не
прихоть, а реалии современного мира.
Не секрет, что современный этап развития общества протекает в условиях
гиперконкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов
конкурентноспособности является наличие квалифицированных, творчески
мыслящих кадров, способных организовывать свою творческую деятельность,
готовых к восприятию новаторских идей и воплощению их в жизнь.
Однако до последнего времени большая часть знаний в школе преподносилась в
готовом виде, и не требовала поисковых усилий и основной трудностью для
обучающихся был и остается самостоятельный поиск информации, добывание
новых знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности
образовательного процесса является организация учебноисследовательской
деятельности и развитие ее основного компонента – исследовательских умений,
которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями
программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив
учебной деятельности в целом.
Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и
во внеклассной работе, которая позволяет обучающимся, интересующихся
предметом, не ограничиваться рамками учебной программы.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии,
обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в
процессе которой обучающиеся учатся излагать собственные мысли, работать
индивидуально и в команде, конструировать прямую и обратную связь. Организация
исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную
отработку пропущенного учебного материала, например, провести самостоятельное
исследование по заданной теме в форме наблюдения, изменения, эксперимента,
оформить результаты, а также мотивировать успешного ученика головоломным
заданием, например, провести исследование на базе виртуальной лаборатории
«Архимед» и защитить результаты исследования. Навыки исследовательской
деятельности на уроках биологии вводятся с 5 класса, и затем готовые проектные
продукты презентуются в рамках Фестиваля проектов нашей образовательной
организации. Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и
формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими
работами старшеклассников, в том числе в рамках Дня Талантливого Ребенка.
Данная система поэтапного приобщения детей к исследовательской
деятельности способствует развития у них интереса к знаниям в области биологии,
а также выявлению талантливых и одаренных детей.
Во время выполнения исследовательской работы каждый ученик имеет
возможность реализовать себя, применить знания и опыт, продемонстрировать свою
компетентность, ощутить «вкус» успеха.
Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать
его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику
методы исследования не должны превышать его психологофизиологические
возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать,
а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.
Виды исследовательской деятельности на уроке:
Применение исследовательских методов изучения
Экспрессисследование
Теоретические исследования
Проведение учебного эксперимента
Исследованиясоревнования
Нетрадиционные уроки
Исследовательские проекты
Домашние задания также могут носить исследовательский характер:
Описание живых организмов по плану
Наблюдение за живыми объектами
Наблюдения за собственным организмом
Опыты с растениями и домашними животными
Творческие задания (объемная модель, аппликация, стихотворение, синквейн и др.)
Летние задания
Виды исследовательской деятельности во внеурочное время:
научнопрактических конференциях,
Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, экологии
Участие в конкурсах,
муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней
Участие в экспедициях, экскурсиях, походах
Работа на учебноопытном участке
Проведение кружков «Любители природы», «Тайны микробиологии», «Решение
генетических задач», «Абитуриент»
День Талантливого Ребенка
Реализация программы летней профильной смены «Зеленая школа»
форумах
Социальное партнерство.
Вот такой мой рецепт счастья: такой простой и сложный…
Еще В.А.Сухомлинский писал: «Страшная это опасность – безделье за партой;
безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально
калечит человека – и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной
сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли».
Эти слова и сегодня остаются актуальными и для меня и моих любимых детей…
Статья
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.