Данная статья посвящена вопросам диагностики, выявления и сопровождения одаренных и способных обучающихся в условиях современной сельской школы. Автор делится своими мыслями по данному вопросу, обобщает свой богатый педагогический опыт в данной области, делает акцент на реализацию исследовательских компетенций современного ученика.
Арефьева, статья.doc
1
УДК 37.04
Arefyeva Elena Valeryevna
teacher of biology of the highest qualification category of
MAOU "Vikulovskaya school № 2"
s. Vikulovo Tyumen region
System of targeted support of gifted students in the field of research and project activities
This article is devoted to the system of targeted support of gifted students in the field of
research and project activities, analyzed the pedagogical program of support and support of
gifted students.
Key words: gifted children.
Арефьева Елена Валерьевна
учитель биологии высшей квалификационной категории
МАОУ «Викуловская СОШ № 2»
с.Викулово Тюменская область
Система адресного сопровождения одаренных в области исследовательской и
проектной деятельности школьников
Данная статья посвящена системе адресного сопровождения одаренных в области
исследовательской и проектной деятельности школьников, проанализирована
педагогическая программа поддержки и сопровождения одаренных школьников.
Ключевые слова: одаренные дети.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом данная тема является
актуальной. Организацией исследовательской деятельности обучающихся я занимаюсь
более 25 лет, за эти годы у меня выработалась определенная система, которая
зарекомендовала себя эффективной.
Данная система состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов.
Первый
– «Педагогические технологии». Он включает
продуктивные
технологии, основанные на развитии исследовательской деятельности обучающихся.
Второй – «Программа «Исследователь»», подразумевает наличие комплексной
программы, включающей диагностический и контролирующий аппараты; научно –
методический и дидактический материал.
Третий – «Событие» это тщательный отбор мероприятий, в которых ученик
будет активно участвовать: конкурсы, олимпиады, конференции, форумы и так далее.
Именно с учётом этих трёх условий выстраивается система индивидуального
сопровождения исследовательской деятельности обучающихся.
По первому блоку следует отметить следующее: существует принципиальное
отличие организации работы на уроке и во внеурочное время. На уроке всегда есть
план или технологическая карта, целью которого есть определённый результат.
Когда мы работаем с ребёнком индивидуально, без каких либо организационных и
временных рамок, процесс вовлечения его в исследование строится иначе. Сначала 2
идёт определение детских запросов: исследованием в какой области ребёнок хотел бы
заниматься? Именно этим выбором объясняется спектр областей, по которым мои
воспитанники представляли свои работы.
Конечно мне, как учителю биологии, ближе исследования в преподаваемой области,
однако ситуация такова, что детям сегодня интересны исследования в области
социологии, экологии, химии, физики, медицины. Когда определена область
исследования, ученик сам находит тот вопрос, на который он хотел бы найти ответ.
Здесь важно поддержать ребёнка и вместе с ним прочитать максимум литературы по
этому вопросу. И как показывает опыт, проблема найдётся, конечно, совершенно
другая, чем в начале пути, но значимая, актуальная, требующая своего решения,
которого в готовом виде нигде нет. И тогда возникает то самое исследование, при
котором неизвестен результат ни педагогу, ни ребёнку, и мы оба вовлечены в процесс.
Второй компонент: наличие комплексной программы
Мною разработана программа «Исследователь», в рамках которой реализуется 3
направления: «Наука», «Углубленная подготовка к итоговой аттестации» и
«Олимпиадное движение». С 2017 года данная программа реализуется в рамках
деятельности «сетевого» педагога лаборатории по работе с одаренными ГАОУ
ТОГИРРО.
представляют
Третий компонент – «Событие» предполагает участие детей в интеллектуальных
и творческих конкурсах, олимпиадах, форумах, научнопрактических конференциях.
Хочу отметить, кроме научного форума молодых исследователей «Шаг в будущее»,
дети
свои исследовательские проекты на международные и
всероссийские конкурсы, такие как конкурс им. В.И. Вернадского (г. Москва), конкурс
исследовательских работ им. Д.И. Менделеева (г. Москва), международный Биос
форум (г. СПетербург), конкурс «Первые шаги в науку» ОЦ «Сириус» (г. Сочи),
конкурсы «Экология жизненного пространства», «Сохраним Землю голубой и зеленой»
(г. Тюмень), областной Форум социальных проектов Общественной палаты Тюменской
области «Как нам обустроить Сибирь» и другие. Участие и победы в этих конкурсах
мотивируют детей для дальнейшего участия в исследованиях, обогащают их внутренний
мир, дают почву для новых вопросов.
Мероприятия 2018 года
Международный Биосфорум
(г. СПетербург)
Достижение
2 диплома 1
степени
Всероссийский конкурс исследовательских работ им. Д.И.
3 дипломанта
Менделеева
(г.Москва)
Региональный форум Общественной палаты Тюменской области
«Как нам обустроить Сибирь»
Грант Губернатора
Тюменской области
Областной форум молодых исследователей «Шаг в будущее»
Муниципальная научнопрактическая конференция «Шаг в будущее»
Международный конкурс «Точка на карте»
Областной конкурс «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!
III место
I место
Дипломы
1,2,3степени
2 диплома 3
степени Областной конкурс «Моя малая родина»
3
Дипломы 1 и 2
степени
Следует отметить, что система эффективно работает лишь тогда, когда
действительно идёт адресное сопровождение ребенка, если педагог будет с ним
постоянно работать, в этом случае мы можем с удовлетворением констатировать, что
произошла «эволюция творчества и одаренности», которая начиналась с маленьких
интеллектуальных побед и, возможно, станет любимым профессиональным делом
успешного выпускника. 4
Статья
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.