Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Научные работы
docx
администрации
Детсад
04.04.2019
Статья
Одной из задач, стоящих перед современным образованием, является задача создания условий для проявления и развития одаренности у детей, чтобы каждый обучающийся имел возможность проявить и реализовать свои способности. По утверждению Андрея Николаевича Колмогорова, «лучшим тестом на интеллектуальную одарённость является участие в исследовательской деятельности». Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет обучающимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты
статья.docx
«Научное общество обучающихся как одна из форм организации работы с одаренными детьми в условиях ФГОС» Одной из задач, стоящих перед современным образованием, является задача  создания условий для проявления и развития одаренности у детей, чтобы  каждый обучающийся имел возможность проявить и реализовать свои  способности. По утверждению Андрея Николаевича Колмогорова, «лучшим  тестом на интеллектуальную одарённость является участие в исследовательской деятельности». Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет обучающимся с признаками одарённости реализовать свои возможности,  продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество  психики, которое определяет возможность достижения человеком более  высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах  деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для  таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день  большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и  характер развития одаренности — это всегда результат сложного  взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды,  опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При  этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также  психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе  формирования и реализации индивидуального дарования. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на  ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность  классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться  накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся  сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие  «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают  слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и  воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации  умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отказываться от намеченной цели. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и выражают  неудовольствие, если им навязывают готовый ответ. Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем­либо,  упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому  нужно прибавить и степень погруженности в задачу. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с  которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое  руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их  неудачах, лучше попробовать вместе еще раз. Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: ¾Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные  системы ценностей у одаренных детей очень широки. ¾Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают  высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду,  справедливость, гармонию и природу. ¾Не могут четко развести реальность и фантазию. ¾Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности,  игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не  обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом  для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых  менее восприимчивыми людьми. ¾Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока не по силам. С точки зрения их развития такие попытки полезны. ¾Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи,  поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. ¾Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них. ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе,  т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни,  уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к  свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои  способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение  определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать  способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными  детьми: ¾отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской  одарённости, видовом её разнообразии; ¾функционально­целевая направленность школы в плане развития интеллекта  обучающихся; ¾ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на  индивидуальное развитие. Проблема развития исследовательских навыков стала одной из наиболее  актуальных также в связи с введением ФГОС. Отмечается, что именно личность, владеющая основами и навыками исследовательского характера, способна к  самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной  действительности. Часто проблема заключается в том, что каждый педагог в школе работает с  исследованием ребенка индивидуально, обособленно, иногда, даже, соревнуясь с другими педагогами, и поэтому не всегда охотно делится своим опытом и  знаниями. При этом среди педагогов существуют различные точки зрения на  оформление, представление итогов и результатов работы. Именно это  заставляет задуматься о том, как объединить педагогов, обобщить их знания и  распространить опыт среди коллег. В этой связи наиболее эффективной формой организации учебно­ исследовательской деятельности школьников являются занятия в научном  обществе обучающихся. Созданию научного общества обучающихся (НОО) предшествует большая  подготовительная работа. В первую очередь, необходимо изучить мнение  педагогического, ученического и родительского коллективов. Проведение  опроса о необходимости создания НОО, необходимо проводить с той позиции,  что это даст возможность одарённым обучающимся развить свои способности в  самостоятельной исследовательской деятельности. Целью проекта «НОО» является формирование системы работы с  обучающимися через создание условий для выявления, поддержки и развития  одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в  соответствии со способностями. Задачи научного общества обучающихся: 1.Создание единого «ресурса» по сопровождению исследовательской и  проектной деятельности. 2.Организация учебно­исследовательской деятельности обучающихся для  усовершенствования процесса обучения и их социализации. 3.Обучение детей работе с научной литературой, формирование культуры  научного исследования. 4.Организация работы по овладению обучающимися навыками  экспериментальной и исследовательской работы. 5.Организация консультационных мероприятий для педагогов по вопросам  исследовательской и проектной деятельности. 6.Организация образовательных мероприятий. Участники: ¾обучающиеся 2­11 классов, ¾педагоги ­ научные руководители, ¾узкие специалисты (библиотекарь, руководитель музея, сотрудник архива,  психолог). НОО осуществляет свою деятельность в тесном контакте с администрацией и  педагогическим коллективом школы. Структура НОО: Общее собрание – Совет НОО – Предметные секции –  Конференция. Общее собрание участников научного общества обучающихся Коллективно решает любые вопросы, касающиеся деятельности НОО: план  работы на год, состав секций, утверждает нормативные документы НОО,  символику, совет НОО, подводит итоги, участвует в награждении участников  НОО. Проводится 2 раза в год. Совет научного общества обучающихся Руководит деятельностью НОО в период между общими собраниями, решает  организационные вопросы, готовит публикации актуальной информации о  работе НОО. В состав Совета входит по 1 представителю от каждой секции. Из числа  обучающихся — членов совета НОО избирается руководитель совета,  заместитель, пресс­служба (фотовидеооператор, журналист). Таким образом, в  рамках работы НОО реализуется принцип самоуправления. Предметные секции Формируются по интересам, в состав входит не менее 5 обучающихся.  Руководитель секции – педагог ­ научный руководитель ­ курирует работу  участников секции, проводит заседания секции, заполняет текущую  документацию НОО, ведет учет достижений обучающихся. Занятия предметной секции проводятся не реже 1 раза в неделю. На занятия с  обучающимися отводится 25 часов. Межсекционные занятия проводятся не  реже 1 раза в месяц. Педагог готовит обобщение опыта работы секции для публикации в печатном  сборнике НОО. В зависимости от количества обучающихся и педагогов в  образовательном учреждении могут быть сформированы такие секции, как  эколого­биологическая, математическая, лингвистическая, филологическая,  экономико­географическая, секции краеведения, робототехники, общественно­ экономических дисциплин, культурологи. Учебно­исследовательская конференция Это площадка для представления результатов учебно­исследовательских и  проектных работ обучающихся. Организуется 1 раз в год, в конце учебного года. Организация конференции, состав оргкомитета, правила и сроки подачи работ  на конференцию регламентируются положением «Об учебно­исследовательской  конференции» и утверждаются приказом директора по школе. Документы, необходимые для осуществления деятельности научного общества  обучающихся ¾Положение о научном обществе обучающихся. ¾Положение о конференции исследовательских, проектных и творческих работ. ¾Требования к исследовательским работам. ¾Протоколы конференций и заседаний Совета научного общества. ¾Планы работы научного общества обучающихся и предметных секций. Обычно, у научного общества есть своя Символика. Название могут придумать  сами дети. Эмблема и Гимн создается представителями секций. Членам  общества могут вручаются значки с изображением эмблемы, свидетельствующие о принадлежности обучающихся к сообществу исследователей. Обязательна  разработка и оформление стенда НОО для размещения текущей информации о  деятельности НОО. От качества представленной на стенде информации зависит  популярность НОО в образовательном учреждении. Кроме того, это одно из  направлений привлечения в общество новых членов. Работа НОО ведется в трех направлениях: для участников 1 года и 2 года и для  педагогов. В рамках первого года обучения организован и проводится по плану «Курс  юного исследователя» или «Учусь быть исследователем», где обучающиеся  получают первые навыки исследовательской работы. Целью курса является знакомство обучающихся с основными приёмами учебно– исследовательской деятельности и получение начальных навыков проведения  учебного исследования. Расширяется кругозор обучающихся, совершенствуются техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих  коллективах, ребенок обучается работе с разными источниками информации. Следующим направлением работы научного общества являются оказание  практической помощи обучающимся в проведении исследовательской работы  через индивидуальные и групповые консультации. Исследователем под  руководством научного руководителя составляется программа действий.  Программа курса обеспечивает закрепление учащимися теоретических занятий в практической работе. Осуществляется рецензирование исследовательских работ обучающихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях. Немаловажное значение имеют консультации для педагогов. Они носят не  только теоретический характер и проходят в формате обсуждения. Работа команды педагогов и обучающихся при подготовке исследования  позволяют получить хорошие результаты. Первым результатом реализации  проекта является проведение учебно­исследовательской конференции. Обычно,  она проводится в конце учебного года.Здесь могут быть представлены как  законченные учебно­исследовательские работы, проектные работы, так и  выступления с промежуточными результатами работы. Тематика работ может быть различная. Работы должны соответствовать  требованиям и критериям к выполнению и оформлению научно­практических  работ согласно требованиям конференций различных уровней. Целесообразно разработать памятку «Алгоритм выполнения учебно­исследовательской  работы». По итогам конференции может быть выпущен сборник методических  материалов участников конференции, электронный вариант которого  размещается и на сайте образовательного учреждения. С целью определить степень удовлетворенности участников НОО деятельностью в обществе, своим положением в нем, результатами исследовательской  деятельности, проводится анкетирование обучающихся и родителей.  Анкетирование покажет, как оценивается деятельность Научного общества  детьми. Научились ли проводить исследование, развили ли необходимые умения. Обычно, все подростки удовлетворены организацией занятий и  результативностью своей исследовательской деятельности. Родители отмечают,  что данные занятия приносят не только большую пользу, но и удовольствие их  детям. Ведь все родители хотят видеть своих детей высокообразованными,  обладающими компетенциями, которые впоследствии помогут ребенку занять  свое место в обществе. Занятие исследовательской деятельностью в НОО  создает условия для формирования конкурентоспособной личности. При разработке инновационного проекта необходимо посчитать риски, с  которыми, возможно, придется столкнуться, и разработать пути их  предупреждения и преодоления: отсутствие нормативной базы, слабое  финансирование, отсутствие интереса со стороны администрации  образовательного учреждения, отсутствие желающих участвовать в НОО,  загруженность педагогов и обучающихся. Сегодня в условиях введения Федерального государственного образовательного  стандарта работа школьного научного общества, как одна из форм организации  работы с одаренными детьми, становится просто необходимой. Школьное  научное общество является универсальным объединением для способных  обучающихся, особенно в небольших населенных пунктах, где нет высших  учебных заведений, исследовательских лабораторий и центров, крупных  библиотек; получение научной информации возможно в основном через  Интернет, научно­популярную литературу и от педагогов. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не  прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших,  постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения,  а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями,  администрацией и обязательно с родителями.

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2019