Одной из задач, стоящих перед современным образованием, является задача создания условий для проявления и развития одаренности у детей, чтобы каждый обучающийся имел возможность проявить и реализовать свои способности. По утверждению Андрея Николаевича Колмогорова, «лучшим тестом на интеллектуальную одарённость является участие в исследовательской деятельности». Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет обучающимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты
статья.docx
«Научное общество обучающихся как одна из форм организации работы с
одаренными детьми в условиях ФГОС»
Одной из задач, стоящих перед современным образованием, является задача
создания условий для проявления и развития одаренности у детей, чтобы
каждый обучающийся имел возможность проявить и реализовать свои
способности. По утверждению Андрея Николаевича Колмогорова, «лучшим
тестом на интеллектуальную одарённость является участие в исследовательской
деятельности». Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет
обучающимся с признаками одарённости реализовать свои возможности,
продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для
таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день
большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и
характер развития одаренности — это всегда результат сложного
взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды,
опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При
этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также
психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе
формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на
ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность
классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться
накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся
сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего
привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие
«вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают
слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и
воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации
умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При
этом трудности не заставляют их отказываться от намеченной цели. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и выражают
неудовольствие, если им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чемлибо,
упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому
нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с
которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое
руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их
неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
¾Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные
системы ценностей у одаренных детей очень широки.
¾Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают
высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду,
справедливость, гармонию и природу.
¾Не могут четко развести реальность и фантазию.
¾Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности,
игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не
обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом
для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых
менее восприимчивыми людьми.
¾Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока не по
силам. С точки зрения их развития такие попытки полезны.
¾Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи,
поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
¾Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и
весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе,
т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни,
уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к
свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои
способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение
определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать
способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными
детьми:
¾отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской
одарённости, видовом её разнообразии;
¾функциональноцелевая направленность школы в плане развития интеллекта
обучающихся;
¾ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на
индивидуальное развитие.
Проблема развития исследовательских навыков стала одной из наиболее
актуальных также в связи с введением ФГОС. Отмечается, что именно личность,
владеющая основами и навыками исследовательского характера, способна к
самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной
действительности.
Часто проблема заключается в том, что каждый педагог в школе работает с
исследованием ребенка индивидуально, обособленно, иногда, даже, соревнуясь с
другими педагогами, и поэтому не всегда охотно делится своим опытом и
знаниями. При этом среди педагогов существуют различные точки зрения на
оформление, представление итогов и результатов работы. Именно это
заставляет задуматься о том, как объединить педагогов, обобщить их знания и
распространить опыт среди коллег.
В этой связи наиболее эффективной формой организации учебно
исследовательской деятельности школьников являются занятия в научном
обществе обучающихся.
Созданию научного общества обучающихся (НОО) предшествует большая
подготовительная работа. В первую очередь, необходимо изучить мнение
педагогического, ученического и родительского коллективов. Проведение
опроса о необходимости создания НОО, необходимо проводить с той позиции,
что это даст возможность одарённым обучающимся развить свои способности в
самостоятельной исследовательской деятельности.
Целью проекта «НОО» является формирование системы работы с
обучающимися через создание условий для выявления, поддержки и развития
одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в
соответствии со способностями.
Задачи научного общества обучающихся: 1.Создание единого «ресурса» по сопровождению исследовательской и
проектной деятельности.
2.Организация учебноисследовательской деятельности обучающихся для
усовершенствования процесса обучения и их социализации.
3.Обучение детей работе с научной литературой, формирование культуры
научного исследования.
4.Организация работы по овладению обучающимися навыками
экспериментальной и исследовательской работы.
5.Организация консультационных мероприятий для педагогов по вопросам
исследовательской и проектной деятельности.
6.Организация образовательных мероприятий.
Участники:
¾обучающиеся 211 классов,
¾педагоги научные руководители,
¾узкие специалисты (библиотекарь, руководитель музея, сотрудник архива,
психолог).
НОО осуществляет свою деятельность в тесном контакте с администрацией и
педагогическим коллективом школы.
Структура НОО: Общее собрание – Совет НОО – Предметные секции –
Конференция.
Общее собрание участников научного общества обучающихся
Коллективно решает любые вопросы, касающиеся деятельности НОО: план
работы на год, состав секций, утверждает нормативные документы НОО,
символику, совет НОО, подводит итоги, участвует в награждении участников
НОО. Проводится 2 раза в год.
Совет научного общества обучающихся
Руководит деятельностью НОО в период между общими собраниями, решает
организационные вопросы, готовит публикации актуальной информации о
работе НОО. В состав Совета входит по 1 представителю от каждой секции. Из числа
обучающихся — членов совета НОО избирается руководитель совета,
заместитель, прессслужба (фотовидеооператор, журналист). Таким образом, в
рамках работы НОО реализуется принцип самоуправления.
Предметные секции
Формируются по интересам, в состав входит не менее 5 обучающихся.
Руководитель секции – педагог научный руководитель курирует работу
участников секции, проводит заседания секции, заполняет текущую
документацию НОО, ведет учет достижений обучающихся.
Занятия предметной секции проводятся не реже 1 раза в неделю. На занятия с
обучающимися отводится 25 часов. Межсекционные занятия проводятся не
реже 1 раза в месяц.
Педагог готовит обобщение опыта работы секции для публикации в печатном
сборнике НОО. В зависимости от количества обучающихся и педагогов в
образовательном учреждении могут быть сформированы такие секции, как
экологобиологическая, математическая, лингвистическая, филологическая,
экономикогеографическая, секции краеведения, робототехники, общественно
экономических дисциплин, культурологи.
Учебноисследовательская конференция
Это площадка для представления результатов учебноисследовательских и
проектных работ обучающихся. Организуется 1 раз в год, в конце учебного года.
Организация конференции, состав оргкомитета, правила и сроки подачи работ
на конференцию регламентируются положением «Об учебноисследовательской
конференции» и утверждаются приказом директора по школе.
Документы, необходимые для осуществления деятельности научного общества
обучающихся
¾Положение о научном обществе обучающихся.
¾Положение о конференции исследовательских, проектных и творческих работ.
¾Требования к исследовательским работам.
¾Протоколы конференций и заседаний Совета научного общества.
¾Планы работы научного общества обучающихся и предметных секций. Обычно, у научного общества есть своя Символика. Название могут придумать
сами дети. Эмблема и Гимн создается представителями секций. Членам
общества могут вручаются значки с изображением эмблемы, свидетельствующие
о принадлежности обучающихся к сообществу исследователей. Обязательна
разработка и оформление стенда НОО для размещения текущей информации о
деятельности НОО. От качества представленной на стенде информации зависит
популярность НОО в образовательном учреждении. Кроме того, это одно из
направлений привлечения в общество новых членов.
Работа НОО ведется в трех направлениях: для участников 1 года и 2 года и для
педагогов.
В рамках первого года обучения организован и проводится по плану «Курс
юного исследователя» или «Учусь быть исследователем», где обучающиеся
получают первые навыки исследовательской работы.
Целью курса является знакомство обучающихся с основными приёмами учебно–
исследовательской деятельности и получение начальных навыков проведения
учебного исследования. Расширяется кругозор обучающихся, совершенствуются
техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих
коллективах, ребенок обучается работе с разными источниками информации.
Следующим направлением работы научного общества являются оказание
практической помощи обучающимся в проведении исследовательской работы
через индивидуальные и групповые консультации. Исследователем под
руководством научного руководителя составляется программа действий.
Программа курса обеспечивает закрепление учащимися теоретических занятий в
практической работе. Осуществляется рецензирование исследовательских работ
обучающихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
Немаловажное значение имеют консультации для педагогов. Они носят не
только теоретический характер и проходят в формате обсуждения.
Работа команды педагогов и обучающихся при подготовке исследования
позволяют получить хорошие результаты. Первым результатом реализации
проекта является проведение учебноисследовательской конференции. Обычно,
она проводится в конце учебного года.Здесь могут быть представлены как
законченные учебноисследовательские работы, проектные работы, так и
выступления с промежуточными результатами работы.
Тематика работ может быть различная. Работы должны соответствовать
требованиям и критериям к выполнению и оформлению научнопрактических
работ согласно требованиям конференций различных уровней. Целесообразно разработать памятку «Алгоритм выполнения учебноисследовательской
работы». По итогам конференции может быть выпущен сборник методических
материалов участников конференции, электронный вариант которого
размещается и на сайте образовательного учреждения.
С целью определить степень удовлетворенности участников НОО деятельностью
в обществе, своим положением в нем, результатами исследовательской
деятельности, проводится анкетирование обучающихся и родителей.
Анкетирование покажет, как оценивается деятельность Научного общества
детьми. Научились ли проводить исследование, развили ли необходимые умения.
Обычно, все подростки удовлетворены организацией занятий и
результативностью своей исследовательской деятельности. Родители отмечают,
что данные занятия приносят не только большую пользу, но и удовольствие их
детям. Ведь все родители хотят видеть своих детей высокообразованными,
обладающими компетенциями, которые впоследствии помогут ребенку занять
свое место в обществе. Занятие исследовательской деятельностью в НОО
создает условия для формирования конкурентоспособной личности.
При разработке инновационного проекта необходимо посчитать риски, с
которыми, возможно, придется столкнуться, и разработать пути их
предупреждения и преодоления: отсутствие нормативной базы, слабое
финансирование, отсутствие интереса со стороны администрации
образовательного учреждения, отсутствие желающих участвовать в НОО,
загруженность педагогов и обучающихся.
Сегодня в условиях введения Федерального государственного образовательного
стандарта работа школьного научного общества, как одна из форм организации
работы с одаренными детьми, становится просто необходимой. Школьное
научное общество является универсальным объединением для способных
обучающихся, особенно в небольших населенных пунктах, где нет высших
учебных заведений, исследовательских лабораторий и центров, крупных
библиотек; получение научной информации возможно в основном через
Интернет, научнопопулярную литературу и от педагогов.
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не
прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших,
постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения,
а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями,
администрацией и обязательно с родителями.
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.