Актуальность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема равенства в получении образования между людьми очень актуальна в настоящее время. Начинать решать эту проблему надо с детства, так как много детей имеют ограниченные возможности здоровья. С 2019 до 2021 года я работала учителем начальных классов с норматипичными детьми, а так же с детьми имеющими статус ОВЗ в муниципальном бюджетном учреждении города Новосибирска «Средней общеобразовательной школе №206». 2021-2022 год я работаю учителем начальных классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Новосибирска «Средней общеобразовательной школе «Перспектива». В школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
МБОУ СОШ «Перспектива» является адаптивно –
интеграционным образовательным учреждением, создающим оптимальные условия для
образования, оздоровления и социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Цель деятельности школы: создание и поддержание оптимальных условий
обеспечивающих обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в
общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика контингента
учащихся МБОУ СОШ «Перспектива» на 2021-2022 год представлена на диаграмме 1.
Диаграмма.
1. Специфика контингента учащихся по спектрам клинических нарушений (%)
Состав школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднороден, в него входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
У детей с ОВЗ наблюдаются:
Вследствие чего учитель становится координатором инклюзивного процесса в классе в сотрудничестве с командой специалистов, администрацией и родителями.
В 2021-2022 учебном году мною осуществляется образовательный процесс в 3 «Б» классе (программа «Школа России»).
Группы детей с ОВЗ представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Специфика контингента учащихся 3 «Б» с ОВЗ по группам (%)
Особую группу детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с расстройствами аутистического спектра, которые составляют 57 % в 3 «Б » от общего количества учащихся класса в 2021-2022 учебном году. Расстройства аутистического спектра являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
У детей с ЗПР (42% учащихся 3 «Б» класса) наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов, повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий и представлений.
У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе школы.
Школа реализует программы начального общего образования, основного общего, среднего общего образования, разработанные на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности дефекта развития, особенностей развития эмоционально – волевой сферы.
Помимо задач по обучению необходимо решить следующие задачи:
- повысить самооценку ребёнка;
- расширить представления обучающегося о мире в целом;
- усилить положительное отношение к учебной деятельности.
Эффективные методы, приёмы, средства, формы, используемые для повышения учебной мотивации, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и дифференцировать процесс обучения, повышают интерес, активизируют познавательную деятельность учащихся. Благодаря их внедрению в образовательный процесс учащиеся с ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, имеют больший шанс использовать умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, ориентироваться в современном информационном пространстве.
Итак, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует придерживаться следующих правил работы:
· На уроках следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития.
· Используя разнообразные методы, средства и организационные формы работы, следует создавать специальные условия обучения (применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик), которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания.
· Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей, учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, деликатно оказывать помощь каждому ученику, отмечая положительное, тем самым развивая веру в свои силы.
· Для предотвращения переутомляемости и повышения работоспособности, применять разнообразные методы, приемы и средства обучения.
Актуальность представляемой образовательной инициативы обусловлена:
1) необходимостью создания оптимальных условий для обучения и воспитания, социализации детей с ОВЗ.
2) повышенным спросом населения в качественных образовательных услугах для детей, имеющих ограничения в обучении.
Нормативные документы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
2. Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»" https://zakonbase.ru/content/base/66862
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями: приказ Министерство образования и науки РФ от 05.07.2021, рег. №64100. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru)
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra/
5. Об утверждении 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа 2015 г. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184630/
6. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа « Перспектива» http://s-perspect.edusite.ru/p9aa1.html
7. Локальные нормативные акты http://s-perspect.edusite.ru/p52aa1.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.