Статья Экологическая тропка кабинета
Оценка 4.7

Статья Экологическая тропка кабинета

Оценка 4.7
docx
18.02.2020
Статья Экологическая тропка кабинета
Экологическая тропа класса.docx

Экологическая тропка кабинета

Шупик О.Ю., учитель биологии

Сложившаяся экологическая обстановка в нашей стране и во всем мире ставит перед образовательными учреждениями задачу воспитания экологически зрелой личности. Это одна из самых актуальных на современном этапе проблем.

Совершенно очевидно, что начинать формировать такую личность необходимо уже у детей на этапе закладки основ человеческой личности, ее позиции, мировоззрения.  Особенность процесса экологического воспитания на экотропах состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения

Изучать взаимосвязи компонентов по маршруту экотропы можно в процессе индивидуальной и групповой исследовательской работы.

На каждом этапе отношение к природе проходит ряд уровней формирования:

1. Мотивационный - осознание разносторонней ценности природы и развитие соответствующих мотивов ее охраны.

2. Проблемно-исторический - понимание истории возникновения и формирования экологических проблем.

3. Научно-теоретический - умение сформировать научные основы охраны здоровья человека и генофонда биосферы.

4. Практический - овладение приемами деятельности по изучению и охране природы.

Мы решили создать на базе кабинета биологии экологическую тропу. В нашей школе есть экологическая тропа, которая проходит по пришкольному участку, но часто погодные условия не позволяют провести запланированные экскурсии, поэтому мы  создали экологическую тропу в классе. Сбор материала для проведения экскурсий и практических занятий продолжается и накапливается. Изучать взаимосвязи компонентов по маршруту экотропки можно в процессе индивидуальной и групповой исследовательской работы.

Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности - убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения.

Выступая экскурсоводами на маршруте тропы кабинета, не только учениками, но “учителями” и пропагандистами, не только исполнителями, но творцами и организаторами, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие.

Таким образом, учебная территория в кабинета служит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда, и трибуной для выступлений.

Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников.

Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используются проблемный и исследовательский методы обучения. Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые получают учащиеся на экотропке тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках.

Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.

Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства, действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе позволяет реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьников трудолюбие и уважение к труду, комплексно оцениваются результаты труда, прогнозируются экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей.

Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени - оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Организация экологической тропы силами ребят дает возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности.

Наша тропа начинается с паспорта. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Информация о станции находится непосредственно у объекта изучения. На двери кабинета объявление и паспорт тропы.

При проведении экскурсий обязательно учитывается возраст детей. Это важно при подборе дополнительного материала и практических заданий. Особый интерес вызывают экологические задачи, игровые ситуации, использование пословиц, поговорок и загадок. Здесь возможно проведение конкурсов рисунков, плакатов, презентаций по темам станций экскурсий. На определённых станциях можно использовать и встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий. Например, пригласить для беседы с детьми медсестру, пригласить пожарного, чтобы он рассказал о профессии пожарника, организовать экскурсию на водоканал и т.д. Экскурсию можно проводить по всем станциям в один приём, можно использовать только работу на одной станции, приурочив материал к событию или дате. Материал станции №8 «Вода – наше богатство!» хорошо подойдёт для экскурсии в День воды, в День здоровья, возможно использование материалов многих станций и т.д. Пригласив ребят на станцию  «Польза комнатных растенияй», можно организовать практические занятия по уходу за комнатными растениями, организовать выставку и обзор книг о комнатных растениях, если есть возможность, организовать работу с определителями комнатных растений в кабинете не только биологии, но и в других кабинетах школы. Здесь уместен материал о лекарственных свойствах комнатных растений, о которых мы не часто говорим. Старшеклассники выступают в роли экскурсоводов, организаторов игр и конкурсов. Для подбора материала возможно использование журналов, методических разработок, материалов периодической печати и материалов Интернета. Количество станций, их название и назначение, конечно, может быть и другим, всё зависит от нашей заинтересованности и фантазии. Возможно, эта идея привлечёт ваше внимание и поможет разнообразить формы работы с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Марченкова И. М. /статья/ Экологическая тропа класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Паспорт экологической тропы

1. Местонахождение тропы: 2 этаж, кабинет биологии №14, г. Севастополь
ул. Челюскинцев 28, СОШ №9,   телефон: (0692)71-62-52,
[email protected]

2. Дата образования:14 января 2012 года.

3. Станции экологической тропы:

- станция 1. Станция пожарной безопасности!

- станция 2. Польза  комнатных растений!

- станция 3. Берегите электричество!

- станция 4. Освещение!

- станция 5. Воздух которым мы дышим!

- станция 6. Комнатная пыль – враг №1!

- станция 7. Сменная обувь сохранит ваше здоровье!

- станция 8. Вода – наше богатство!

- станция 9. Мусорная корзина?

- станция 10. Что нужно знать о мебели!

4. Назначение экологической тропы:

  • дать природоохранные знания и умения учащимся школы;
  • воспитать любовь к природе, школе, городу, Родине;
  • формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов и собственное здоровье;
  • привлечение учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах

Экотропка:

- напомнит всем, что здоровье в наших руках и беречь его надо смолоду;

- научит тому, что мы уже знаем и умеем, но всегда об этом забываем;

- напомнит о красоте  комнатных растений и их предназначении;

Станция 1. Противопожарная безопасность!

Помни! При пожаре позвони 101!

Знай правила безопасности и научи этим правилам других!
Помни! Огонь не щадит никого и ничего!
Не допускай пожароопасных ситуаций!
Помни! Спички детям не игрушка!
Не допускай паники во время пожара!
Окажи помощь тем, кто в ней нуждается!

Не жги сухую траву! Это опасно не только для тебя: в огне гибнут полезные насекомые, корни растений, птичьи гнёзда, семена полезных растений, обгорают стволы деревьев и кустарников. От так называемых “травяных пожаров” гибнут люди, исчезают с лица Земли населённые пункты и хозяйственные постройки. Задумайся, прежде чем бросить спичку, окурок, оставить костёр в лесу.

Эти правила должен знать каждый!

Станция 2. Польза комнатных растений.

Приобретая растение, мы, прежде всего, руководствуемся своими зрительными ощущениями, эмоциями. Другими словами, мы приобретаем растение за красивый цветок или листву. Любуясь растением, мы получаем массу положительных эмоций и это очень хорошо для здоровья. Однако, комнатные растения не только улучшают наше настроение и интерьер, но и выделяют в воздух фитонциды, которые способны убивать болезнетворные микробы, грибки. Фитонциды обладают обеззараживающими и дезинфицирующими свойствами. Очень полезны в помещении пальмы, лаванда, хлорофитум, гибискус (китайская роза), традесканции, мята, плющ и др. Растения поглощают углекислоту, а отдают кислород, а это очень важно для закрытых помещений. Известны и лечебные свойства комнатных растений (алоэ, каланхоэ, герань перистая и др.). Чтобы получить от комнатных растений максимальную пользу, необходимо за ними правильно и с любовью ухаживать.

Станция 3. Берегите электричество!

Сегодня нам трудно представить свою жизнь без электричества, а ведь пользоваться электричеством человек смог только с 1800 года. Первую батарею изобрёл А. Вольт.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, зачем горит электрическая лампочка в помещении? Конечно, об этом знают все – для хорошего освещения! А почему горит лампочка даже днём, когда уже светло?

Обратите внимание на лампочки в вашем классе, в вашем доме. Следите и выключайте их вовремя. Берегите электроэнергию! Об этом мало кто задумывается. На данный момент рекомендуют использовать энергосберегающие лампы. Само название уже говорит об их назначении.

Станция 4. Освещение!

Вы обратили внимание, что парты в классе стоят так, чтобы свет от окна падал слева? В рекомендациях к подготовке домашних заданий тоже всегда упоминается о том, чтобы свет падал слева. Как вы думаете, почему?

Оказывается, это не случайно. В таком положении правая рука не закрывает свет и не мешает вам писать. В классе часто для уюта используют занавески. Важно помнить, что они должны быть лёгкими, светлыми, не должны накапливать пыль и легко стираться.

Не реже 3 раз в год рекомендуется мыть окна в помещении, т.к. загрязнённые стёкла пропускают свет очень плохо. Если дневного освещения недостаточно, то используется дополнительно искусственное освещение.

Станция 5. Воздух, которым мы дышим!

Знаете ли вы, что для нашего здоровья просто необходимо проветривать помещение, потому что в результате обменных процессов в воздухе концентрируется углекислота и другие химические соединения, повышается влажность. Поэтому следует делать сквозное проветривание после уроков минут на 10, это позволяет избавиться от тяжёлого и затхлого запаха. Непродолжительное по времени проветривание необходимо проводить несколько раз в день, желательно в отсутствие детей. Исследования гигиенистов показали, что на детский организм оказывают благотворительное влияние едва ощутимые токи воздуха во время уроков, при этом улучшается работоспособность и снижается уровень простудных заболеваний.

Станция 6. Комнатная пыль – враг № 1.

Состав и влияние на здоровье человека обычной бытовой пыли всё чаще становится предметом научных исследований и обсуждений на международных симпозиумах. Изученная под микроскопом, прошедшая через химический и спектральный анализ, через биологические исследования, комнатная пыль оказалась намного опаснее уличной. Самый неприятный и опасный компонент домашней пыли – это микроскопические пылевые клещи, которые питаются нашей кожей. В 1 грамме пыли содержится до 30 тысяч таких клещей. Они не являются паразитами человека, но вызывают аллергию. В жилые помещения они попадают с обувью, на одежде. В пыли содержатся плесневые грибки и их споры, много видов опасных бактерий. Подсчитано, что за сутки мы вдыхаем 2 столовые ложки пыли. Чем мельче пыль, тем легче она попадает в наши лёгкие. Необходимо проветривать помещение и обязательно проводить влажную уборку, иначе с пылью нам не справиться.

Станция №7. Сменная обувь сохранит наше здоровье.

Согласитесь, что очень часто мы выражаем недовольство и протест, если с нас требуют в школе сменную обувь. А оказывается, что протестуем мы совершенно напрасно. Сменная обувь поможет нам сохранить наше здоровье! Современная обувь часто имеет красивую рифлёную подошву, в бороздки которой попадает большое количество песка и земли. Грязь задерживается, высыхает, осыпается в помещении. За день она нашими ногами растирается и превращается в очень мелкую пыль, которой мы дышим. Мелкая пыль легко попадает в наши лёгкие, частицы пыли повреждают альвеолы и нарушают защитный барьер организма, открывают путь инфекциям и аллергенам. Кроме всего перечисленного, кожа наших ног должна дышать, а в уличной обуви воздух к ногам не попадает. Это приводит к развитию кожных болезней и грибков.

Станция 8. Вода – наше богатство!

Знаете ли вы, сколько воды тратим мы ежедневно? Каждый из нас расходует ежедневно в среднем около 300 литров. И что мы с ней делаем? Сколько воды мы можем за день выпить? Сколько воды нужно для приготовления пищи и для личной гигиены? Прикинули? А куда же девалась остальная вода? Она пропала, её нет. Совершенно безболезненно каждый из нас может отказаться от трети используемой воды. Воду надо экономить! Нехватка чистой пресной воды – это глобальная проблема. Мы об этом не знаем или не хотим знать. Вода зачастую напрасно льётся из нашего крана, беспощадно и бездумно загрязняются наши реки и озёра. Потери обходятся в миллиарды рублей, а между тем экономия воды не требует титанических усилий. Достаточно соблюдать несложные правила и приучить себя к мелким ограничениям.

Станция 9. Мусорная корзина?

Бытовой мусор – глобальная проблема, но на этой станции мы всем напоминаем, что для фантиков, для апельсиновых корок, банановых шкурок, а главное – для использованной жевательной резинки есть в каждом классе мусорная корзинка или урна. Почему-то об этом мало кто помнит, поэтому после уроков, пройдя по школьным коридорам, можно узнать много интересного. Например, чем угощали в школьной столовой, в каком классе сегодня был именинник, узнать по брошенным листочкам оценки за проверочные и контрольные работы. Но больше всего неудобств и неприятностей причиняет жевательная резинка, которая имеет одну особенность: почему-то прилипает она к стульям и партам, умудряется пристать к одежде и обуви и даже может прилипнуть к волосам. Всё это довольно неприятно, а главное, это говорит о нашей невоспитанности и о нашем невежестве. Задумайтесь и подойдите к мусорной корзине! Она не кусается!

Станция 10. О мебели!

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как может влиять мебель на наше здоровье? Оказывается, подбор и размещение мебели в помещении тоже имеет важное значение. Мебель в классной комнате прежде всего должна соответствовать росту школьника. Например, если ваш рост до 130 см, то высота парты должна быть 54 см, а если ваш рост 145-160 см – 66см. Это имеет важное значение для выработки осанки, а следовательно и для вашего здоровья. Правильная осанка помогает лучшей работе лёгких, сердца, всех внутренних органов. Правильно развивается скелет. Правильная посадка помогает лучше писать и меньше уставать, человек вырастает стройным, подтянутым. Конечно, мебель лучше использовать из натуральной древесины и светлых тонов. Вопрос обеспечения мебелью ложится на плечи взрослых, но мы, зная требования к школьной мебели, можем принять участие в выборе мебели. Одна из главных задач для нас – беречь имущество. Помнить об этом нужно не только в школе, но и дома.

 

 

Список литературы

1.Марченкова И. М. /статья/ Экологическая тропа класса.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Экологическая тропка кабинета

Экологическая тропка кабинета

Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников

Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников

Вода – наше богатство!» хорошо подойдёт для экскурсии в

Вода – наше богатство!» хорошо подойдёт для экскурсии в

Список литературы 1.Марченкова

Список литературы 1.Марченкова

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Паспорт экологической тропы 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Паспорт экологической тропы 1

Не допускай паники во время пожара!

Не допускай паники во время пожара!

Не реже 3 раз в год рекомендуется мыть окна в помещении, т

Не реже 3 раз в год рекомендуется мыть окна в помещении, т

Вода зачастую напрасно льётся из нашего крана, беспощадно и бездумно загрязняются наши реки и озёра

Вода зачастую напрасно льётся из нашего крана, беспощадно и бездумно загрязняются наши реки и озёра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020