Статья "Формирование читательской грамотности"
Оценка 4.7

Статья "Формирование читательской грамотности"

Оценка 4.7
docx
02.02.2023
Статья "Формирование читательской грамотности"
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.знанио.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация: определить значение термина «читательская грамотность», выделить уровни читательской грамотности, составить вопросы разных уровней читательской грамотности к тексту

Ключевые слова: чтение, информация, читательская грамотность, приемы

 

    Читательская грамотность – основа успешной учебной деятельности. От того, насколько хорошо освоен ребенком навык чтения, зависит успешность его дальнейшего обучения.

    Читательская грамотность включает широкий спектр компетенций: от обычного перевода букв в звуки и слова, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире.

    В современном мире, к сожалению, уровень владения чтением у многих учеников оставляет желать лучшего. Читательская грамотность включает значение слов и означает понимание смысла слова в определенном контексте. Значит, работа над словом – обогащение словаря школьников – необходимая работа с учетом современных реалий развития языка.

    Формирование читательской грамотности состоит из следующих этапов: чтение, понимание, интерпретация, оценка. Исходя из этого можно выделить три группы читательских умений:

1) нахождение и извлечение информации, заданной в явном виде (иногда эта связь буквальная по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная - синонимическая)

2) интерпретация и обобщение информации (извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается в тексте)

3) анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста (умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нем информацию)

    Для формирования читательской грамотности используются разные приемы и методы: «письмо с дырками», «ассоциация», «толстый и тонкий вопросы», «кластер», «синквейн» и другие.

    Рассмотрим примеры заданий для формирования читательских умений.

Задание 1. Прочитайте текст

Акулы-драйверы

    Международная группа ученых из США, Канады, Саудовской Аравии, Ирландии, Испании, Малайзии и Багамов опубликовала исследование в журнале Nature о том, как тигровые акулы поддерживают крупнейшую в мире экосистему водорослей. Пытаясь измерить протяженность багамских подводных лугов, авторы работы прикрепили камеры и трекеры к спинным плавникам морских хищников.https://r.mradx.net/img/A6/8667DD.svg

    По словам исследователей, это крупнейшая в мире известная экосистема морских водорослей, простирающаяся на 92 000 квадратных километров карибского морского дна. Это открытие увеличивает общий известный глобальный охват морских водорослей более чем на 40%. «Это открытие показывает, насколько далеки мы от изучения океанов, причем не только на глубине, но даже на мелководье», — сказал соавтор доклада профессор Карлос Дуарте из Университета науки и технологий имени короля Абдуллы.

Картографирование лугов морских водорослей — чрезвычайно сложный процесс: водоросли в глубокой воде не всегда могут быть обнаружены самолетами или спутниками, в то время как более мелкие могут быть редкими или переплетаться с другими морскими растениями, что затрудняет их идентификацию. Задействовать дайверов для фотографирования дна дорого и сложно с точки зрения логистики.

    Тигровые акулы же — высокоподвижные животные, способные достигать значительных глубин, имеющие обширный ареал обитания и проводящие много времени на водорослевых лугах. В период с 2016 по 2020 год исследователи прикрепили камеры, оснащенные спутниками и радиометками, к спинным плавникам семи акул. Ловили хищников крупными круглыми крючками за челюсть.

    На «оснащение» каждой рыбы уходило примерно 10 минут. Все ненужные для акул приспособления всплывали после их погружения и никак на них не влияли.

    Подобное использование морских животных открывает «окно в морской мир» и может помочь ответить на вопросы о климатических кризисах и кризисах биоразнообразия. Исследователи надеются, что их открытие поможет защитить морские водоросли на Багамах, которым угрожают дноуглубительные работы для прибрежной застройки.

 (По материалам интернета)

Задание 2. Какие из следующих утверждений верны? В ответ запишите номера выбранных утверждений без пробелов

1) «насколько далеки мы от изучения океанов»

2) тигровые акулы поддерживают крупнейшую в мире экосистему водорослей.

3) водоросли в глубокой воде могут быть обнаружены самолетами или спутниками

4) Подобное использование морских животных открывает «окно в морской мир»

Задание 3. Сопоставьте предложения с данными словами и словосочетаниями. Обратите внимание на место пропуска глаголов в предложениях. (Используем прием «Письмо с дырками» - реставрация текста - для формирования умения интегрировать и интерпретировать информацию, полученную из текста )

 

А) Все ненужные для акул приспособления­…после их погружения

1)  опубликовала

Б) Авторы работы … камеры и трекеры к спинным плавникам морских хищников.https://r.mradx.net/img/A6/8667DD.svg

2)  выяснили

В) Международная группа ученых из США, Канады, Саудовской Аравии, Ирландии, Испании, Малайзии и Багамов  исследование в журнале Nature

3) всплывали

Г) Недавно ученые .., как чешутся рыбы.

4) прикрепили

Ответы: А3, Б4, В1, Г2

Задание 4. Что обозначает словосочетание «экосистема водорослей»? (Используем прием «Толстый и тонкий вопрос» при выполнении заданий 4,6. Данный прием помогает формировать умение формулировать вопросы и соотносить понятия)

1)    совокупность совместно обитающих организмов

2)    группа неживых существ

3)    экологическая группа наземных существ

Задание 5. Предложите свое  название текста, объясните свой выбор.

Задание 6. Как использование акул может помочь сохранить морские водоросли на Багамах? Запишите ответ.

 

   Итак, для формирования читательской грамотности учащихся необходимо предлагать им специальные учебные задания, направленные на обучение:1) умению найти и извлечь информацию из текста; 2) умению связывать и толковать прочитанное; 3) умению осмыслить и оценить прочитанное.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Пытаясь измерить протяженность багамских подводных лугов, авторы работы прикрепили камеры и трекеры к спинным плавникам морских хищников

Пытаясь измерить протяженность багамских подводных лугов, авторы работы прикрепили камеры и трекеры к спинным плавникам морских хищников

Задание 3. Сопоставьте предложения с данными словами и словосочетаниями

Задание 3. Сопоставьте предложения с данными словами и словосочетаниями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023