Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Ракитное» Дальнереченского муниципального района
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ
Кузнецова И.В.
Введение формирующего оценивания включает в себя все многообразие современных технологий и индивидуальных образовательных траекторий, где вариативность нацелена на максимальную индивидуализацию и доступность образования, на гибкость образовательного процесса, основанного на взаимосвязанной работе его участников по реализации целей и выбору содержания (в рамках государственных стандартов) средств и способов деятельности.
Оценка - это процесс определения ценности или важности чего-либо, что описывается в большом словаре психологии. Она играет ключевую роль в управлении активным обучением, так как зависит от учебных целей и влияет на их достижение, регулируя учебный процесс.
Функции оценивания включают стимулирование, формирование адекватной
самооценки, создание мощного мотива, изменение межличностных связей,
диагностику и проверку эффективности обучающей деятельности учителя.
Обратная связь, критический элемент процесса обучения, позволяет заметить
расхождение между ожиданиями и реальными результатами. Это особенно важно для
совершенствования навыков, поскольку позволяет выявить точность выполнения
действий и внести коррективы. Регулярная оценка раскрывает динамику усвоения знаний
учащимся, что позволяет принимать соответствующие меры как учителю, так и
учащемуся. Именно взаимодействие учителя и ученика делает оценку такой
значимой.
Фокус внимания педагога - обеспечить понимание учениками процесса усвоения
знаний, стимулируя их мотивацию и помогая осознать цели и критерии успеха.
Формирующая оценка, как ключевой элемент эффективного планирования,
способствует развитию навыков самооценки и взаимооценки, открывая новые пути
обучения и исправляя ошибки.
Урок должен быть непременно пропитан всеми достижениями образования.
Практическая значимость формирующего оценивания определяется следующими преимуществами:
· оценивается только работа учащегося;
· работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
· учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
· оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и обучающихся на основе промежуточных результатов в процессе обучения.
Данный вид оценивания позволяет:
Учителям:
1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов.
2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности.
3. Улучшить качество преподавания.
4. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
5. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания
6. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
1. Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.
2. Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.
3. Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
4. Овладеть приемами контрольно-оценочной деятельности;.
Родителям:
1. Получать доказательства уровня обученности ребенка.
2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка.
3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
4. Установить в процессе обучения обратную связь между учителем, учеником и родителями, что дает объективное понимание уровня освоения учащимся изучаемого материала.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Шкала баллов:
0 – ответ не соответствует критерию;
1 – ответ соответствует критерию.
Вид деятельности |
Критерий (знает, умеет) |
Баллы |
Устный ответ |
||
Рассказ по параграфу. |
Верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий |
|
Точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий |
|
|
Правильное определение физических величин, их единиц, расчетных формул и способов измерения |
|
|
Наличие собственного логически правильно выстроенного плана ответа |
|
|
Сопровождение рассказа новыми примерами, применение знания в новой ситуации при выполнении практических заданий или установление связи между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. |
|
|
Физическое явление
|
Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение) |
|
Условия при которых протекает явление. |
|
|
Связь данного явления с другими. |
|
|
Объяснение явления на основе научной теории. |
|
|
Примеры использования явления на практике (или проявления в природе) |
|
|
Физический опыт.
|
Цель опыта. Кто впервые осуществил данный опыт. |
|
Схема опыта. Экспериментальная установка. |
|
|
Условия, при которых осуществляется опыт. |
|
|
Ход опыта или эксперимента. |
|
|
Результат опыта (его интерпретация).
|
|
|
Физическая величина.
|
Название величины и ее условное обозначение. Определение. |
|
Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс) |
|
|
Формула, связывающая данную величины с другими. |
|
|
Единицы измерения |
|
|
Способы измерения величины.
|
|
|
Физический закон.
|
Словесная формулировка закона. |
|
Математическое выражение закона. |
|
|
Опыты, подтверждающие справедливость закона. |
|
|
Примеры применения закона на практике. |
|
|
Условия применимости закона. Следствия. Границы применимости. |
|
|
Физическая теория.
|
Опытное обоснование теории. |
|
Основные понятия, положения, законы, принципы в теории. Кто является основоположником теории. |
|
|
Основные следствия теории. |
|
|
Практическое применение теории. |
|
|
Границы применимости теории. |
|
|
Прибор, механизм, машина.
|
Назначение устройства. |
|
Схема устройства. (Строение, состав) |
|
|
Принцип действия устройства. |
|
|
Правила использования. Достоинства и недостатки. |
|
|
Применение устройства. |
|
|
Физические измерения.
|
Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку. |
|
Определение цены деления и предела измерения прибора. |
|
|
Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. |
|
|
Определять абсолютную погрешность измерения прибора. |
|
|
Определять относительную погрешность измерений. |
|
|
Устная задача.
|
Записано условие задачи в кратком виде с использованием буквенных обозначений, соответствующих величинам в формулировке задачи, с учетом всех необходимых условий. Необходимые величины грамотно записаны в единицах измерения интернациональной системы (СИ). |
|
Представлен (в случае необходимости) не содержащий ошибок схематический рисунок, схема или график, отражающий условия задачи. |
|
|
Дана устная формулировка основных физических законов и закономерностей, необходимых для решения задачи. |
|
|
Записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом |
|
|
Проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. |
|
|
Письменные работы |
||
Задача.
|
Записано условие задачи в кратком виде с использованием буквенных обозначений, соответствующих величинам в формулировке задачи, с учетом всех необходимых условий. |
|
Необходимые величины грамотно записаны в единицах измерения интернациональной системы (СИ). |
|
|
Представлен (в случае необходимости) не содержащий ошибок схематический рисунок, схема или график, отражающий условия задачи. |
|
|
Записаны формулы, выражающие физические законы и закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом |
|
|
Проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. |
|
|
Письменная работа, содержащая теоретические вопросы. |
Вопрос раскрыт полностью и без ошибок, написано правильным литературным языком без грамматических ошибок в физической терминологии. |
|
Тест (с выбором ответа) |
Правильно указанный ответ |
|
Практические работы |
||
Лабораторная работа.
|
Соблюдение требований правил техники безопасности. Самостоятельное и рациональное монтирование необходимого оборудования. |
|
Определение цены деления, предела измерения и абсолютной погрешности измерительного прибора. |
|
|
Аккуратно выполненная зарисовка установки/схемы в тетради. |
|
|
Наличие верно зафиксированных результатов опыта в виде записи\таблицы\графика. |
|
|
Получение вывода из опыта с учетом поставленной цели с опорой на физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий. |
|
|
Практическая работа (физический практикум) |
Правильное определение цели опыта. Самостоятельный и рациональный выбор и подготовка для опыта необходимого оборудования. Определение цены деления, предела измерения и абсолютной погрешности измерительного прибора. Аккуратно выполненная зарисовка установки/схемы в тетради. |
|
Выполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Проведение всех опытов в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. |
|
|
Наличие верно зафиксированных результатов опыта в виде записи\таблицы\графика. |
|
|
Правильное выполнение и анализ погрешностей (9-11 классы). |
|
|
Научно грамотное, логичное описание наблюдения и формулировка выводов из опыта. В представленном отчете правильное и аккуратное выполнение всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений. Получение вывода из опыта с учетом поставленной цели с опорой на физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий. |
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
№ |
Название критерия |
Содержание критерия |
Балл |
Результат |
1 |
Структура паспорта проекта |
Титульный лист |
1 |
|
Обоснование выбора темы (личностные причины) |
1 |
|
||
Актуальность |
1 |
|
||
Новизна |
1 |
|
||
Цель проекта |
1 |
|
||
Задачи проекта |
1 |
|
||
Методы, использованные при организации проекта |
1 |
|
||
Этапы работы с описанием сроков выполнения |
1 |
|
||
Описание продукта |
1 |
|
||
Практическая значимость |
1 |
|
||
Оценка результатов проекта |
1 |
|
||
Перспективы развития проекта |
1 |
|
||
2 |
Практическая значимость проекта |
Проект может быть рекомендован для публикации, использован в практической деятельности, представлена на областном и городском |
3 |
|
Может быть использован для последующей научной деятельности автора, в работе школьного научного объединения, служить в качестве учебного пособия, экспоната выставок и т.д. |
2 |
|
||
Имеет частично прикладной характер, имеет значение только для автора |
1 |
|
||
3 |
Соблюдение требований к оформлению (Приложение №5) |
Соблюдены все общие требования к оформлению текста (поля, шрифт, заголовки, цитаты, таблицы, рисунки, формулы, сокращения), списка литературы и иных источников, приложений |
3 |
|
Общие требования, в основном, соблюдены, имеются незначительные замечания к оформлению текста, списка литературы и иных источников, приложений |
2 |
|
||
Имеются существенные отклонения от требований к оформлению |
1 |
|
||
4 |
Качество выступления |
Выразительное, логичное, компактное, с элементами риторики, имеет навыки публичного выступления |
3 |
|
Упорядоченное, более или менее связанное, но лексика маловыразительная; допускаются паузы, обращение к тексту доклада |
2 |
|
||
Доклад зачитывается по подготовленному тексту |
1 |
|
||
5 |
Умение отвечать на вопросы оппонентов |
Приводит доказательства, факты, не прозвучавшие во время выступления, приводит анализ альтернативных точек зрения, кратко, но доказательно отвечает на вопросы, задает встречные вопросы для уточнения |
3 |
|
Теряется при ответе на вопросы, отвечает по наводящим вопросам, с трудом делает самостоятельные выводы, подыскивает аргументы |
2 |
|
||
С трудом отвечает на наводящие вопросы |
1 |
|
||
6 |
Наглядность представления работы |
Выступление сопровождается качественной презентацией, текст выступления не совпадает с надписями на слайдах, представлены графики, схемы, таблицы, диаграммы, фотоматериалы, карты и т.д. |
3 |
|
Маловыразительная, малоинформативная наглядность, выступление дублирует текст слайдов |
2 |
|
||
Презентация неэффективная |
1 |
|
||
7 |
Демонстрация продукта |
Продукт проекта продемонстрирован на конференции. |
3 |
|
8 |
Участие в работе конференции |
Задает вопросы, является оппонентом, активным слушателем |
2 |
|
9 |
Временные рамки выступления |
Изложения материала за определенное время (7-10 минут) |
2 |
|
Изложение материала вышло за временные рамки выступления незначительно |
1 |
|
||
Максимальный балл |
34 |
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
№ |
Название критерия |
Содержание критерия |
Балл |
Результат |
1 |
Структура работы
|
Титульный лист; содержание; введение с обоснованием проблемы, актуальности, новизны, постановкой целей и задач, предметом и объектом исследования, выдвижением идей, гипотезы и методов исследования; основная часть; заключение; список литературы и других источников; приложения |
3 |
|
Основные требования выполнены не в полной мере |
2 |
|
||
Отсутствует стройность и последовательность |
1 |
|
||
2 |
Актуальность |
Тема направлена на освещение малоизученных вопросов, значительно дополняет и расширяет известные разработки; может быть связана с внедрением новых технологий, экономичных способов производства, совершенствованием социальной сферы, экологической безопасности |
3 |
|
Тема повторяет известные работы и разработки, отдельные аспекты представляют интерес для рассмотрения |
2 |
|
||
Тема актуальна только для самого автора
|
1 |
|
||
3 |
Новизна |
Качественно новое знание, полученное в результате исследования, оригинальное решение задачи, научное опровержение известных положений |
3 балла |
|
Новое представление или новое видение известной проблемы на основе анализа или обобщения |
2 |
|
||
Новое изложение, решение отдельных вопросов, частных сторон, частных задач |
1 |
|
||
4 |
Элемент исследования |
Полный цикл исследования, включающий подготовку плана исследования, работу с архивом, натурные наблюдения или проведение эксперимента, обработку и анализ полученного материала, создание нового продукта
|
4 |
|
Исследование с привлечением первичных наблюдений, выполненных другими авторами, собственная обработка, анализ
|
3 |
|
||
|
Исследование, проведенное на основе литературных источников, опубликованных работ и т.д. |
2 |
|
|
Имеются элементы исследования или обобщения, реферативная работа со свертыванием известной информации |
1 |
|
||
Элементарная компилятивная* работа |
0 |
|
||
5 |
Достижения автора |
Собственная разработка отдельных вопросов, выполнение анализа по заданию руководителя, глубокая проработка имеющихся источников |
3 |
|
Усвоение и ретрансляция знаний сверх учебной программы, достаточное представление о предыдущих достижениях в науке и СМИ по изучаемому вопросу |
2 |
|
||
Общее или слабое ориентирование в заданной области |
1 |
|
||
6 |
Практическая значимость работы |
Работа может быть рекомендована для публикации, использована в практической деятельности, представлена на областном и городском |
3 |
|
Может быть использована для последующей научной деятельности автора, в работе школьного научного объединения, служить в качестве учебного пособия, экспоната выставок и т.д. |
2 |
|
||
Имеет частично прикладной характер, имеет значение только для автора |
1 |
|
||
7 |
Соблюдение требований к оформлению (Приложение №5) |
Соблюдены все общие требования к оформлению текста (поля, шрифт, заголовки, цитаты, таблицы, рисунки, формулы, сокращения), списка литературы и иных источников, приложений |
3 |
|
Общие требования, в основном, соблюдены, имеются незначительные замечания к оформлению текста, списка литературы и иных источников, приложений |
2 |
|
||
Имеются существенные отклонения от требований к оформлению |
1 |
|
||
8 |
Качество выступления |
Выразительное, логичное, компактное, с элементами риторики, имеет навыки публичного выступления |
3 |
|
Упорядоченное, более или менее связанное, но лексика маловыразительная; допускаются паузы, обращение к тексту доклада |
2 |
|
||
Доклад зачитывается по подготовленному тексту |
1 |
|
||
9 |
Умение отвечать на вопросы оппонентов |
Приводит доказательства, факты, не прозвучавшие во время выступления, приводит анализ альтернативных точек зрения, кратко, но доказательно отвечает на вопросы, задает встречные вопросы для уточнения |
3 |
|
Теряется при ответе на вопросы, отвечает по наводящим вопросам, с трудом делает самостоятельные выводы, подыскивает аргументы |
2 |
|
||
С трудом отвечает на наводящие вопросы |
1 |
|
||
10 |
Наглядность представления работы |
Выступление сопровождается качественной презентацией, текст выступления не совпадает с надписями на слайдах, представлены графики, схемы, таблицы, диаграммы, фотоматериалы, карты и т.д. |
3 |
|
Маловыразительная, малоинформативная наглядность, выступление дублирует текст слайдов |
2 |
|
||
Презентация неэффективная |
1 |
|
||
11 |
Участие в работе конференции |
Задает вопросы, является оппонентом, активным слушателем |
2 |
|
9 |
Временные рамки выступления |
Изложения материала за определенное время (7-10 минут) |
2 |
|
Изложение материала вышло за временные рамки выступления незначительно |
1 |
|
||
|
||||
Максимальный балл |
35 |
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОКЛАДА
№ |
Название критерия |
Содержание критерия |
Балл |
Результат |
1 |
Структура паспорта проекта |
Титульный лист |
1 |
|
Содержание доклада (2-5 листов) |
1 |
|
||
Список литературы |
1 |
|
||
2 |
Соблюдение требований к оформлению (Приложение №5) |
Соблюдены все общие требования к оформлению текста (поля, шрифт, заголовки, цитаты, таблицы, рисунки, формулы, сокращения), списка литературы и иных источников, приложений |
3 |
|
Общие требования, в основном, соблюдены, имеются незначительные замечания к оформлению текста, списка литературы и иных источников, приложений |
2 |
|
||
Имеются существенные отклонения от требований к оформлению |
1 |
|
||
3 |
Качество выступления |
Выразительное, логичное, компактное, с элементами риторики, имеет навыки публичного выступления |
3 |
|
Упорядоченное, более или менее связанное, но лексика маловыразительная; допускаются паузы, обращение к тексту доклада |
2 |
|
||
Доклад зачитывается по подготовленному тексту |
1 |
|
||
4 |
Умение отвечать на вопросы оппонентов |
Приводит доказательства, факты, не прозвучавшие во время выступления, приводит анализ альтернативных точек зрения, кратко, но доказательно отвечает на вопросы, задает встречные вопросы для уточнения |
3 |
|
Теряется при ответе на вопросы, отвечает по наводящим вопросам, с трудом делает самостоятельные выводы, подыскивает аргументы |
2 |
|
||
С трудом отвечает на наводящие вопросы |
1 |
|
||
5 |
Наглядность представления работы |
Выступление сопровождается качественной презентацией, текст выступления не совпадает с надписями на слайдах, представлены графики, схемы, таблицы, диаграммы, фотоматериалы, карты и т.д. |
3 |
|
Маловыразительная, малоинформативная наглядность, выступление дублирует текст слайдов |
2 |
|
||
Презентация неэффективная |
1 |
|
||
6 |
Участие в работе конф-и |
Задает вопросы, является оппонентом, активным слушателем |
2 |
|
7 |
Временные рамки выступления |
Изложения материала за определенное время (7-10 минут) |
2 |
|
Изложение материала вышло за временные рамки выступления незначительно |
1 |
|
||
Максимальный балл |
18 |
|
Требования к оформлению исследовательской работы, учебного проекта, доклада.
Текст работы печатается на принтере (шрифт Times New Roman размер 14) на одной стороне стандартного листа формата А-4 (297,5 мм х 210 мм).
Межстрочный интервал – 1,5. Поля: левое – 3 см, верхнее – 2 см, правое – не менее 1 см и нижнее – 2,5 см.
Все главы в оглавлении и тексте должны быть пронумерованы арабскими цифрами.
Каждую главу, а также «Введение», «Заключение», библиографический список и приложения начинают с новой страницы.
Название параграфов пишутся на отдельной строке. Между предыдущим параграфом и названием нового параграфа оставляется одна пустая строка. Заголовки параграфов пишутся обычным шрифтом.
Параграфы следует нумеровать в пределах каждой главы. Номер каждого параграфа должен состоять из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. «2.1» - первый параграф второй главы. В конце номера параграфа точка не ставится.
Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого параграфа. Номер пункта должен состоять из номеров главы, параграфа и пункта, разделенных точками. В конце номера пункта точка не ставится, например: «2.1.3» - третий пункт первого параграфа второй главы.
Главы и параграфы должны иметь краткие, соответствующие содержанию, заголовки. В конце заголовка точку не ставят.
Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается.
Номер соответствующей главы или параграфа ставится в начале заголовка, номер пункта в начале первой (красной) строки абзаца, которым начинается соответствующий пункт. Нумерация страниц должна быть сквозной, включая библиографический список и приложения. На странице 1 (титульный лист) номер страницы не ставится.
Сноски на источники и литературу оформляются в квадратных скобках в тексте работы с указанием порядкового номера из библиографического списка. Например: [34]. Если в тексте приводится цитата, в квадратных скобках после цифры списка указывается страница. Например: [34, 165]
Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных страницах, необходимо включать в сквозную нумерацию страниц.
Все иллюстрации (фотографии, графики, схемы, чертежи и прочее), включенные в текст, именуются рисунками.
Рисунки нумеруются последовательно сквозной (единой) нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами, например «Рис. 1.», «Рис. 2.» и т.д.
Рисунок должен размещаться сразу после ссылки на него в тексте работы. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью под ним, отражающей содержание рисунка и расположенной в одну строку с его номером.
Таблица должна размещаться сразу после ссылки на нее в тексте работы.
Библиографический список помещается после заключения и содержит библиографические описания использованных источников, сделанные с учетом стандартов, определяющих способы сокращения слов и словосочетаний.
Приложения оформляются как продолжение работы на последних ее страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальном переплете.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в дипломной работе более одного приложения они нумеруются. Например, «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.
1.Выполните взаимопроверку по следующим критериям
Знание и умение |
1 |
2 |
3 |
коррекция |
Задание выполнил |
2.Выполните самопроверку теста по следующим критериям
Знание и умение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
коррекция |
Задание выполнил |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.