Статья "Гуманизация образования как фактор развития личности ребёнка"
Оценка 5

Статья "Гуманизация образования как фактор развития личности ребёнка"

Оценка 5
doc
31.08.2024
Статья "Гуманизация образования как фактор развития личности ребёнка"
Гуманизация образования как фактор развития личности ребенка.doc

Гуманизация образования как фактор развития личности ребенка

 

Учитель начальных классов

«Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Сгибнева Алёна Викторовна

 

       Младший школьный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного  мышления, воображения. У детей появляется сознательная готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире, формируются представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.

Основным путем педагогического воздействия на ребенка является  правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими.

«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть не достойной, не счастливой» /К.Д.Ушинский/.

Формирование личности – длительный, непрерывный процесс, который требует комплексного подхода, основанного на принципах гуманизации:

·        Убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию;

·        Требование свободы и защиты достоинства личности;

·        Идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов (и духовных, и материальных) должно быть конечной целью общества.

Направленность учебно-воспитательного процесса, определяет основополагающие требования к развивающему и развивающемуся школьному учреждению, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями и возможностями, а педагог развивает свои профессиональные и личностные качества, и руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов. В школьных организациях весь коллектив работает в творческом поисковом режиме и гуманных отношениях партнерского сотрудничества. Уважение и доверие становится нормой жизни членов коллектива.

Для гуманизации образования как фактора развития личности, педагогу необходимо обеспечить условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дать ему возможность быть самим собой, организовать разнообразную учебно-познавательную деятельность, создать условия для сохранения здоровья.

Задачи учебно-воспитательного процесса обучающего учреждения призваны заложить фундамент развития ребенка – сформировать базовую культуру его личности, что позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

Реализуя задачи по развитию личности ребенка, коллектив опирается на следующую модель воспитательного процесса:

 

Модель воспитательного процесса, используемая в начальном звене Белокурихинской начальной школы №1:

Изучение личности ребенка

 

                                                       Анализ результатов /диагностика/

 


            Цель и задачи развития

           /планы, педсоветы, семинары, КМО./

          

Виды деятельности:

 

                                     физическое

Шестиугольник: Коллектив

Семья                     труд





Общество        природа
 


                       

5-конечная звезда:    Я         эстетическое                                       трудовое

 

 

 

 

 

       нравственное                                         экологическое

                                                     правовое

 

 


базовые науки                                                       внешкольное учение

                        семья и общество          

 

                                                          музей, туризм

 

Реализуя программные задачи школьников, коллектив использует основные приоритетные ориентиры развития личности ребенка:

1.     Развитие любознательности у младшего школьника как основы познавательной активности ученика; познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебно-игровой деятельности, но и обеспечивает его интерес к видам деятельности, произвольность поведения, устойчивость внимания, саморазвитие.

2.     Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих задач позволяет быть успешным в разных видах деятельности на основе использования различных приемов, методов и форм организации.

3.     Формирование творческого воображения как направления интеллектуального  и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

4.     Развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками – является одним из необходимых условий успешности учебно-игровой деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время важнейшими направлениями  социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

 

Формируя нравственную сферу личности, педагог воздействует на ее интеллектуальную сферу, эмоциональную и волевую. Постоянное общение педагога с детьми требует от него педагогического такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, настойчивость, выдержку и самообладание.

Общение с детьми педагоги строят на основе справедливой, обоснованной, последовательной требовательности. Стиль отношений во многом зависит от взаимопонимания взрослого и учащегося, готовности к активному послушанию, расположения к учителю. По отношению к одному из учащихся обращение требует большой доверительности. Важно создать у ребенка уверенность, что требования педагога всегда справедливы. Умение понять ребенка, его состояния, позволяет определить более правильно соответствующий подход к нему.

Реализуя программу по курсу человековедения, педагоги формируют у детей представления о самом себе, положительное отношение к образу своего «Я», умение пользоваться приемами самопознания, самонаблюдения, самовосприятия, учат укреплять веру в свои силы и возможности. Особое значение придают развитию таких качеств личности, которые необходимы для успешного общения и совместной жизни с другими людьми – доброта, заботливость, терпимость, отзывчивость, честность, трудолюбие. Дети учатся различать и понимать радость и грусть, мудрость и глупость, видеть прекрасное.

Входят в практику работы с детьми такие виды занятий, как «Кто я? Мир вокруг меня», «Я и моя семья», «Мой лучший друг», «Подарок заболевшему другу», «Мои желания, мечты и вкусы», «Мир узнаю по запаху», «Что и зачем мы едим?».

Все формы и методы работы направлены на всестороннее развитие личности детей младшего школьного возраста, в которых игра является ведущей деятельностью, а мониторинг и диагностика позволяют глубже изучить каждого ребенка, качество педагогического мастерства педагогов.

             Общеизвестно, что человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Это могут быть отношения с государством, его законами, моралью, культурой, историей; отношения с родителями, сверстниками, воспитывающими и другими людьми.

Характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека. И почти не подвергается сомнению то, что если в этих отношениях много бессердечия, насилия, лжи, унижения, зла, потребительства, эгоизма, то все это станет принадлежностью ребенка.

Современное общество определяется именно такими отношениями. Они ведут к гибели и общества, и личности. Если человечеству не удается в ближайшее время изменить характер отношений, то в трагическом будущем человечества сомневаться не приходится.

Изменения должны идти по пути гуманизации образования, как фактора развития личности ребенка. Другого пути нет. Поэтому наш коллектив в своей работе также тщательно изучает факторы, влияющие на формирование личности ребенка.

 

 

 

Факторы, влияющие на формирование личности

 

 


Макрофакторы                                      микрофакторы

/космос, планета,                                   /семья, школа, коллектив

Мир, природа,                                         сверстников/

Общество/

                                  Мезофакторы

                                  /село, город,этнос/

 


      

 

5-конечная звезда:    Я                                                           Коллектив

                                                 

 

                                             Семья                                              труд

 

 

 

 

                                               Общество                                природа

 

 

                                       

                                           Гражданин России

 

Гуманизация отношений должна изменить взгляд на развитие ребенка и создание условий для его максимальной самореализации.

            Основополагающим отношением к ребенку должно стать:

1.     Уважение в ребенке  Человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть.

2.     Неповторимость ребенка, которая поможет ему выбрать свой жизненный путь.

3.     Развитие самооценки и самосознания, которые обеспечат ему успех в

      познании, пробудят уверенность в себе и  своих силах.

 

Реализуя личностно-ориентированный подход в процессе воспитания и развития школьников, коллектив ориентируется  в первую очередь на развитие когнитивных, интеллектуальных чувств, ознакомление детей со способами познания, развитие психических и познавательных процессов, развитие умственных способностей и это обязывает педагога уважать детей, проявлять к ним разумную требовательность и справедливость, ласку и чуткость, быть по-матерински добрым и строгим. Рядом с педагогом ребенку должно быть по-домашнему тепло и уютно. Он должен быть для детей творцом детской радости, чтобы с ним было интересно и весело, и  старшим товарищем, который посоветует, одобрит, защитит. Он близкий человек, который заменит ребенку мать в ее отсутствие.


Гуманизация образования как фактор развития личности ребенка

Гуманизация образования как фактор развития личности ребенка

Реализуя задачи по развитию личности ребенка, коллектив опирается на следующую модель воспитательного процесса:

Реализуя задачи по развитию личности ребенка, коллектив опирается на следующую модель воспитательного процесса:

Развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками – является одним из необходимых условий успешности учебно-игровой деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и…

Развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками – является одним из необходимых условий успешности учебно-игровой деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и…

Характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека

Характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека

Неповторимость ребенка, которая поможет ему выбрать свой жизненный путь

Неповторимость ребенка, которая поможет ему выбрать свой жизненный путь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2024