Гуманизация образования как фактор развития личности ребенка
Учитель начальных классов
«Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1»
Сгибнева Алёна Викторовна
Младший школьный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения. У детей появляется сознательная готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире, формируются представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.
Основным путем педагогического воздействия на ребенка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими.
«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть не достойной, не счастливой» /К.Д.Ушинский/.
Формирование личности – длительный, непрерывный процесс, который требует комплексного подхода, основанного на принципах гуманизации:
· Убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию;
· Требование свободы и защиты достоинства личности;
· Идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов (и духовных, и материальных) должно быть конечной целью общества.
Направленность учебно-воспитательного процесса, определяет основополагающие требования к развивающему и развивающемуся школьному учреждению, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями и возможностями, а педагог развивает свои профессиональные и личностные качества, и руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов. В школьных организациях весь коллектив работает в творческом поисковом режиме и гуманных отношениях партнерского сотрудничества. Уважение и доверие становится нормой жизни членов коллектива.
Для гуманизации образования как фактора развития личности, педагогу необходимо обеспечить условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дать ему возможность быть самим собой, организовать разнообразную учебно-познавательную деятельность, создать условия для сохранения здоровья.
Задачи учебно-воспитательного процесса обучающего учреждения призваны заложить фундамент развития ребенка – сформировать базовую культуру его личности, что позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.
Реализуя задачи по развитию личности ребенка, коллектив опирается на следующую модель воспитательного процесса:
Модель воспитательного процесса, используемая в начальном звене Белокурихинской начальной школы №1:
Изучение личности ребенка
Анализ результатов /диагностика/
Цель и задачи развития
/планы, педсоветы, семинары, КМО./
Виды деятельности:
физическое
эстетическое трудовое
нравственное экологическое
правовое
базовые науки внешкольное учение
семья и общество
музей, туризм
Реализуя программные задачи школьников, коллектив использует основные приоритетные ориентиры развития личности ребенка:
1. Развитие любознательности у младшего школьника как основы познавательной активности ученика; познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебно-игровой деятельности, но и обеспечивает его интерес к видам деятельности, произвольность поведения, устойчивость внимания, саморазвитие.
2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих задач позволяет быть успешным в разных видах деятельности на основе использования различных приемов, методов и форм организации.
3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
4. Развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками – является одним из необходимых условий успешности учебно-игровой деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время важнейшими направлениями социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.
Формируя нравственную сферу личности, педагог воздействует на ее интеллектуальную сферу, эмоциональную и волевую. Постоянное общение педагога с детьми требует от него педагогического такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, настойчивость, выдержку и самообладание.
Общение с детьми педагоги строят на основе справедливой, обоснованной, последовательной требовательности. Стиль отношений во многом зависит от взаимопонимания взрослого и учащегося, готовности к активному послушанию, расположения к учителю. По отношению к одному из учащихся обращение требует большой доверительности. Важно создать у ребенка уверенность, что требования педагога всегда справедливы. Умение понять ребенка, его состояния, позволяет определить более правильно соответствующий подход к нему.
Реализуя программу по курсу человековедения, педагоги формируют у детей представления о самом себе, положительное отношение к образу своего «Я», умение пользоваться приемами самопознания, самонаблюдения, самовосприятия, учат укреплять веру в свои силы и возможности. Особое значение придают развитию таких качеств личности, которые необходимы для успешного общения и совместной жизни с другими людьми – доброта, заботливость, терпимость, отзывчивость, честность, трудолюбие. Дети учатся различать и понимать радость и грусть, мудрость и глупость, видеть прекрасное.
Входят в практику работы с детьми такие виды занятий, как «Кто я? Мир вокруг меня», «Я и моя семья», «Мой лучший друг», «Подарок заболевшему другу», «Мои желания, мечты и вкусы», «Мир узнаю по запаху», «Что и зачем мы едим?».
Все формы и методы работы направлены на всестороннее развитие личности детей младшего школьного возраста, в которых игра является ведущей деятельностью, а мониторинг и диагностика позволяют глубже изучить каждого ребенка, качество педагогического мастерства педагогов.
Общеизвестно, что человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Это могут быть отношения с государством, его законами, моралью, культурой, историей; отношения с родителями, сверстниками, воспитывающими и другими людьми.
Характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека. И почти не подвергается сомнению то, что если в этих отношениях много бессердечия, насилия, лжи, унижения, зла, потребительства, эгоизма, то все это станет принадлежностью ребенка.
Современное общество определяется именно такими отношениями. Они ведут к гибели и общества, и личности. Если человечеству не удается в ближайшее время изменить характер отношений, то в трагическом будущем человечества сомневаться не приходится.
Изменения должны идти по пути гуманизации образования, как фактора развития личности ребенка. Другого пути нет. Поэтому наш коллектив в своей работе также тщательно изучает факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
Факторы, влияющие на формирование личности
Макрофакторы микрофакторы
/космос, планета, /семья, школа, коллектив
Мир, природа, сверстников/
Общество/
Мезофакторы
/село, город,этнос/
Коллектив
Семья труд
Общество природа
Гражданин России
Гуманизация отношений должна изменить взгляд на развитие ребенка и создание условий для его максимальной самореализации.
Основополагающим отношением к ребенку должно стать:
1. Уважение в ребенке Человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть.
2. Неповторимость ребенка, которая поможет ему выбрать свой жизненный путь.
3. Развитие самооценки и самосознания, которые обеспечат ему успех в
познании, пробудят уверенность в себе и своих силах.
Реализуя личностно-ориентированный подход в процессе воспитания и развития школьников, коллектив ориентируется в первую очередь на развитие когнитивных, интеллектуальных чувств, ознакомление детей со способами познания, развитие психических и познавательных процессов, развитие умственных способностей и это обязывает педагога уважать детей, проявлять к ним разумную требовательность и справедливость, ласку и чуткость, быть по-матерински добрым и строгим. Рядом с педагогом ребенку должно быть по-домашнему тепло и уютно. Он должен быть для детей творцом детской радости, чтобы с ним было интересно и весело, и старшим товарищем, который посоветует, одобрит, защитит. Он близкий человек, который заменит ребенку мать в ее отсутствие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.