Галина Николаевна Ботина
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1 г. Оханска
Пермского края
Использование регионального компонента при подготовке обучающихся начальной школы к ВПР в процессе реализации курса внеурочной деятельности "Научная мозаика"
В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР).
ВПР – это первое взрослое испытание, которое показывает, насколько выпускники начальной школы готовы к обучению в среднем звене.
Специальная подготовка к ВПР не требуется, так как контролируемое содержание отражено в учебниках, включённых в Федеральный перечень учебников. Однако мы понимаем, что повторение не есть специальная подготовка, а часть каждодневной работы учителя. При этом качественное повторение – это всегда некое расширение и углубление.
В рамках проекта Пермского края «Образовательный лифт» были проанализированы выполненные нашими учащимися ВПР в период с 2015 по 2019 учебный года, проведён сравнительный анализ качества выполнения заданий, выявлены наиболее сложные задания, которые не выполнялись детьми или выполнялись частично. Также были выявлены «пробелы» в определённых темах по основным предметам.
Изучив все имеющиеся данные по данному вопросу,стало понятно, что надо перенацелить процесс повторения с закрепления (запоминания и воспроизведения) и решения конкретных заданий (сходных по типу и содержанию с ВПР) на осознанное обобщение и систематизацию основных знаний и способов действий.
Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и родителей по освоению предметных и метапредметных результатов образования в период всего обучения в начальной школе.
Мной была разработана программа внеурочной деятельности «Научная мозаика» и реализацию этой программы я начала со своими третьеклашками в 2018-19 учебном году.
Данная программа реализуются как общеинтеллектуальная.
Содержание программы было сформировано исходя из наиболее «западающих» знаний у учащихся по русскому языку, математике, окружающему миру.
Занятия проходили 1 раз в неделю по 45 минут, всего 34 занятия, где включались сразу все основные предметы.
Для того чтобы все три предмета уложить в одно занятие, была разработана система интересных, увлекательных игр. При составлении заданий использовался региональный компонент.
Одна из таких игр – это квест. Квест – это приключенческая игра. Она может проводиться как в классе, так и на компьютере. На основе текста, разрабатывались задания по всем предметам, и дети постепенно выполняли их. В конце игры дети получали продукт: складывали картинку, узнавали героя и так далее.
В приложении представлено содержание одного из таких квестов.
Таким образом, организация внеурочной деятельности с использованием регионального компонента является эффективным приемом для организации качественной подготовки к ВПР.
Приложение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.