Как Фалес помогает нам изучать геометрию?
Быстрее всего ум, ибо он обегает все. Фалес.
В современных учебниках по геометрии можно найти одно упоминание о теореме Фалеса, его предположительное изображение, упоминание о том, что вероятно он жил в 625-547гг. до н.э.. С именем древнегреческого ученого философа .Фалеса учащихся знакомит каждый учитель в ходе беседы на самых первых уроках геометрии в 7 классе В данной статье попытаюсь показать как один из семи мудрецов древности помогает нам осилить путь познания геометрии.
При изучении темы «Начальные геометрические сведения» мы знакомимся с афоризмами Фалеса, один из которых взят эпиграфом статьи .Вот примеры афоризмов, которые с интересом обсуждались: «Что мудрее всего? Время, ибо оно раскрывает все»; «Самое трудное-познать себя, самое легкое- давать советы другим»; «Лучший путь к добродетели – избегать того, что порицаешь в других». , Первые теоремы, с которыми знакомимся –свойство вертикальных углов, свойство углов при основании равнобедренного треугольника- это теоремы, доказанные Фалесом. Ребят впечатляют мифы о Фалесе. Рассказывают, что Фалес предсказал редкое природное явление, действительно произошедшее 28мая 585 г до н.э., во время битвы « внезапно день превратился в ночь. Это солнечное затмение предсказал ионянам Фалес Милетский. Когда лидийцы и миляне увидели, что день превратился в ночь, то прекратили битву и поспешно заключили мир» Большой интерес вызвал у ребят миф о Фалесе – коммерсанте. Когда Фалеса попрекали бедностью , что его занятия философией не приносят ему огромных доходов, он предвидя на основании астрономических прогнозов богатый урожай оливок, еще до истечения зимы скупил все маслобойни в Милете. Когда наступило время сбора оливок, начался одновременный внезапный спрос на маслобойни, Фалес выручил огромную цену, какую пожелал. Это значит, что он сумел доказать, что разбогатеть философу не трудно, но не это дело составляет предмет его интересов .При изучении задач на построение ребят впечатляет легенда о древнегреческом изобретателе по имени Дедал. Это имя означало «искусный» и было дано ему не зря. Легенда приписывает Дедалу изобретение столярных инструментов, свидетельствует, что он слыл прекрасным архитектором и скульптором. У Дедала в Афинах жил племянник по имени Талос, очень талантливый юноша. Когда Талосу исполнилось всего 12 лет, он придумал гончарный круг, с помощью которого люди стали изготовлять посуду. Скелет рыбы навел его на мысль сделать первую на свете пилу. Дядя Талоса позавидовал его таланту и, улучив момент, столкнул юношу с городского вала. Но до этого Талос успел одарить людей еще одним изобретением. Он соединил с помощью шарнира два одинаковых по длине стержня — так получился циркуль. Легенда о судьбе талантливого юноши глубоко волнует ребят,в результате обсуждения пришли выводу : зависть белой не бывает, зависть свет в нас убивает, ну а тот , кто ею болен, у того душа темна, и в поступках он не волен, ибо всем вершит она…При изучении темы «Подобие треугольников» вновь обращаемся к мифам о Фалесе. Плутарх в «Пире семи мудрецов» обращается к Фалесу : « Царя многое в тебе восхищает ,но особенно ему понравилось, как ты измерил высоту пирамиды, не приложив никакого труда и не пользуясь никаким орудием. Ты поставил свой посох там, где кончалась тень от пирамиды, так что солнечный луч, касаясь вершин, образовал два треугольника, и ты показал, что как длина одной тени относится к длине другой, так и высота пирамиды к высоте посоха. Учащиеся , интересующиеся математикой, нашли сами миф о корабле – о способе нахождения недоступного расстояния от точки на берегу до корабля – применение подобия.
Самый большой интерес возникает, когда в учебнике встречаем задачу №385 с вопросом :докажите теорему Фалеса, но такого утверждения, как мы выяснили с группой заинтересованных учащихся, Фалесу не приписывают. Но в результате этих исследований мы познакомились новыми фактами, первенство доказательства которых приписывают Фалесу: угол, опирающийся на диаметр – прямой; ,можно доказать равенство треугольников
по стороне и двум прилежащим к ней углам. Таким образом, изучая геометрию, мы не только знакомимся с новыми теоремами, учимся их доказывать, решать задачи, рассуждать, но и учимся наблюдать наш полный загадок мир, задаем вопросы, ищем на них ответы и все это почти так, как это делал «в мудрости старший всех» Фалес из Милета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.